Личностная и эмоционально-волевая сфера
Детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. В целом исследования показывают, что дети с тяжелыми нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их.
В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с их самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция.
Речь и общение
Изучение общения у детей с тяжелой речевой патологией показывает, что у большинства старших дошкольни-
ков преобладает ситуативно-деловая его форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2—4-летнего возраста.
У дошкольников с ОНР наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы.
Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.
Преобладающей формой общения со взрослыми у детей 4—5 лет с недоразвитием речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.
Педагогическое обследование
Цель такого обследования — выявить соответствие уровня знаний и умений детей требованиям программы, разработанной для данной возрастной группы.
Педагогическое обследование включает два раздела.
1. Общие сведения о ребенке: ФИО, родители и т.д.
2. Общие особенности поведения:
— реакция на новую обстановку (настроение бодрое, радостное или подавленное);
— взаимоотношения с детьми (проявляет симпатию, доброжелателен; вступает в конфликты и т.д.);
— взаимоотношения со взрослыми (общителен или наоборот и т.д.).
При обследовании функционального состояния здоровья и уровня физической подготовленности необходимо выявить:
— функциональные нарушения;
— органические нарушения;
— перенесенные болезни и травмы (из карты физического развития ребенка, беседы с матерью);
— утомляемость (из наблюдений за ребенком во время игр). Показатели физической подготовленности (обследование
проводится на участке или в спортивном зале):
— прыжки — на двух ногах; на одной ноге; на двух ногах с продвижением вперед; перепрыгивание через предмет;
— метание, лазание, равновесие.
Развитие общей и мелкой моторики — походка, осанка, активные движения, скорость движения, точность движе-
ний, координация движений, уровень развития мелкой моторики.
Эмоциональное развитие — выясняется, умеет ли ребенок сопереживать, способен ли работать самостоятельно, владеет ли организаторскими умениями, может ли справедливо разрешить конфликт и т.д.
Игровая деятельность — стремление к совместной или одиночной игре; умение самостоятельно выбрать игру, развить сюжет; распределить роли и т.д.
Предметно-практическая деятельность — владение техническими навыками и способами достижений результатов: рисование, аппликация, лепка, конструирование, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд.
Элементарные математические представления — счет предметов в пределах пяти, отсчет предметов по образцу, сравнений множеств, владение основными величинными понятиями, различение геометрических тел, представления о времени, ориентировка в пространстве и т.д.
Работоспособность — способность к продолжительной деятельности, старательность, целенаправленность, умение мобилизовать внимание, умение принять помощь, самостоятельность.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте особенности основных форм деятельности у дошкольников с речевой патологией.
2. Раскройте специфические особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи.
3. Каковы основные отличия игры детей с нарушениями речи?
4. Опишите нарушения в структуре коммуникации дошкольников с речевой патологией.
5. Каковы основные подходы к педагогическому обследованию дошкольников?
Тест 16
1. Дошкольникам с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях инструкции:
а) словесной;
б) зрительной;
в) слуховой и зрительной.
2. Виды контроля за деятельностью, которые более нарушены у детей с речевой патологией:
а) упреждающий (связан с анализом условий задания) и текущий (в процессе выполнения задания);
б) текущий и последующий (итоговый);
в) упреждающий и последующий.
3. У детей с тяжелой речевой патологией преобладает общение:
а) ситуативно-деловое;
б) внеситуативно-познавательное;
в) внеситуативно-личностное.
4. Дошкольники с недоразвитием речи в большей степени отстают в развитии мышления:
а) наглядно-практического;
б) словесно-логического;
в) наглядно-образного.
5. По уровню продуктивной деятельности воображение у детей с ОНР:
а) отстает от нормы;
б) не отличается;
в) превышает уровень нормы.
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Школьный возраст — это период становления и совершенствования всех познавательных процессов ребенка. Осуществляется переход на новый уровень восприятия, Ощущения, внимания, мышления, памяти, речи. Одновременно формируется произвольность всех этих психических функций.
Нарушения восприятия,
Внимания и памяти
Восприятие
Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с патологией речи. При дизартрии и ринолалии расстройство функции речедвигательного анализатора влияет на слуховое восприятие фонем. Формирование самого
фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.
Зрительное восприятие у детей с речевой патологией отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Затруднения имеются при узнавании предметов в условиях наложения, зашумления.
Наблюдаются бедность зрительных образов, инертность и непрочность зрительных следов, а также отсутствие адекватной связи слова с предметом.
При выполнении задания на сравнивание с эталоном дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение.
В результате изучения оптико-пространственного гнози-са, а также в ходе наблюдений за деятельностью детей с ЗРР, дизартриями и нарушениями речи по типу алалии в процессе рисования, конструирования и обучения грамоте было выявлено, что все эти навыки и умения у детей младшего школьного возраста, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, находятся на значительно более низком уровне. Динамика развития пространственного восприятия наиболее благоприятна у детей с ЗРР, а наименее — при алалии. Степень нарушений оптико-пространственного гнозиса также зависит от недостаточности других процессов восприятия, особенно пространственных представлений.
А.П. Воронова в своих работах отмечает, что дети с ОНР в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
Значительная роль пространственных нарушений усматривается в выраженности и стойкости расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии) нарушениях счета. В экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией часто не находят языковых средств для выражения пространственных отношений или используют неверные язы-
ковые средства. Это связано с нарушением у них процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.
Наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с наиболее грубыми расстройствами экспрессивной речи (особенно при алалии и дизартрии при выраженности нарушений фонетической стороны речи). Такие же нарушения наблюдаются у детей с Грубым нарушением лицевого гнозиса.
Внимание
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Замечено, что детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания при словесной инструкции, чем при зрительной. Темп деятельности у детей с ОНР не стабилен и имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для них оказывается трудной, практически невыполнимой задачей.
У данных детей ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.
Все виды контроля за деятельностью часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога.
Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений (в основном, это действия, не связанные с выполнением задания).
Память
Объем зрительной памяти у детей с ОНР практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических
фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений у них.
Уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. У детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже.
Нарушения структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.