Личностная и эмоционально-волевая сфера

Детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. В целом исследования показывают, что дети с тяжелыми нарушениями речи недостаточно кри­тично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их.

В большинстве случаев объективная личностная харак­теристика не совпадает с их самооценкой, многие из сво­их черт характера дети не отмечают и не оценивают. Рас­стройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудша­ют их работоспособность, но и могут приводить к нару­шениям поведения и социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция.

Речь и общение

Изучение общения у детей с тяжелой речевой патоло­гией показывает, что у большинства старших дошкольни-

ков преобладает ситуативно-деловая его форма, что ха­рактерно для нормально развивающихся детей 2—4-лет­него возраста.

У дошкольников с ОНР наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями име­ются нарушения общения, проявляющиеся прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы.

Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуще­ствлении речевого общения со взрослыми и сверстника­ми связаны с комплексом речевых и когнитивных нару­шений.

Преобладающей формой общения со взрослыми у де­тей 4—5 лет с недоразвитием речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Педагогическое обследование

Цель такого обследования — выявить соответствие уров­ня знаний и умений детей требованиям программы, раз­работанной для данной возрастной группы.

Педагогическое обследование включает два раздела.

1. Общие сведения о ребенке: ФИО, родители и т.д.

2. Общие особенности поведения:

— реакция на новую обстановку (настроение бод­рое, радостное или подавленное);

— взаимоотношения с детьми (проявляет симпатию, доброжелателен; вступает в конфликты и т.д.);

— взаимоотношения со взрослыми (общителен или наоборот и т.д.).

При обследовании функционального состояния здоровья и уровня физической подготовленности необходимо выявить:

— функциональные нарушения;

— органические нарушения;

— перенесенные болезни и травмы (из карты физиче­ского развития ребенка, беседы с матерью);

— утомляемость (из наблюдений за ребенком во время игр). Показатели физической подготовленности (обследование

проводится на участке или в спортивном зале):

— прыжки — на двух ногах; на одной ноге; на двух но­гах с продвижением вперед; перепрыгивание через предмет;

— метание, лазание, равновесие.

Развитие общей и мелкой моторики — походка, осанка, активные движения, скорость движения, точность движе-

ний, координация движений, уровень развития мелкой моторики.

Эмоциональное развитие — выясняется, умеет ли ребе­нок сопереживать, способен ли работать самостоятельно, владеет ли организаторскими умениями, может ли спра­ведливо разрешить конфликт и т.д.

Игровая деятельность — стремление к совместной или одиночной игре; умение самостоятельно выбрать игру, раз­вить сюжет; распределить роли и т.д.

Предметно-практическая деятельность — владение тех­ническими навыками и способами достижений результа­тов: рисование, аппликация, лепка, конструирование, са­мообслуживание, хозяйственно-бытовой труд.

Элементарные математические представления — счет предметов в пределах пяти, отсчет предметов по образцу, сравнений множеств, владение основными величинными понятиями, различение геометрических тел, представле­ния о времени, ориентировка в пространстве и т.д.

Работоспособность — способность к продолжительной деятельности, старательность, целенаправленность, уме­ние мобилизовать внимание, умение принять помощь, самостоятельность.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте особенности основных форм дея­тельности у дошкольников с речевой патологией.

2. Раскройте специфические особенности познаватель­ной сферы детей с нарушениями речи.

3. Каковы основные отличия игры детей с нарушени­ями речи?

4. Опишите нарушения в структуре коммуникации до­школьников с речевой патологией.

5. Каковы основные подходы к педагогическому об­следованию дошкольников?

Тест 16

1. Дошкольникам с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в усло­виях инструкции:

а) словесной;

б) зрительной;

в) слуховой и зрительной.

2. Виды контроля за деятельностью, которые более на­рушены у детей с речевой патологией:

а) упреждающий (связан с анализом условий задания) и текущий (в процессе выполнения задания);

б) текущий и последующий (итоговый);

в) упреждающий и последующий.

3. У детей с тяжелой речевой патологией преобладает общение:

а) ситуативно-деловое;

б) внеситуативно-познавательное;

в) внеситуативно-личностное.

4. Дошкольники с недоразвитием речи в большей сте­пени отстают в развитии мышления:

а) наглядно-практического;

б) словесно-логического;

в) наглядно-образного.

5. По уровню продуктивной деятельности воображе­ние у детей с ОНР:

а) отстает от нормы;

б) не отличается;

в) превышает уровень нормы.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Школьный возраст — это период становления и совер­шенствования всех познавательных процессов ребенка. Осуществляется переход на новый уровень восприятия, Ощущения, внимания, мышления, памяти, речи. Одновременно формируется произвольность всех этих психических функций.

Нарушения восприятия,

Внимания и памяти

Восприятие

Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с патологией речи. При дизартрии и ринолалии расстройство функции речедвигательного анализатора влияет на слуховое восприятие фонем. Формирование самого

фонематического слуха находится в прямой связи с раз­витием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловле­но общим развитием ребенка.

Зрительное восприятие у детей с речевой патологией отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Затруднения имеются при узнавании предметов в условиях наложения, зашумления.

Наблюдаются бедность зрительных образов, инертность и непрочность зрительных следов, а также отсутствие адек­ватной связи слова с предметом.

При выполнении задания на сравнивание с эталоном дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение.

В результате изучения оптико-пространственного гнози-са, а также в ходе наблюдений за деятельностью детей с ЗРР, дизартриями и нарушениями речи по типу алалии в процессе рисования, конструирования и обучения грамо­те было выявлено, что все эти навыки и умения у детей младшего школьного возраста, по сравнению с нормаль­но развивающимися сверстниками, находятся на значи­тельно более низком уровне. Динамика развития простран­ственного восприятия наиболее благоприятна у детей с ЗРР, а наименее — при алалии. Степень нарушений опти­ко-пространственного гнозиса также зависит от недоста­точности других процессов восприятия, особенно про­странственных представлений.

А.П. Воронова в своих работах отмечает, что дети с ОНР в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нор­мальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в на­зывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

Значительная роль пространственных нарушений усмат­ривается в выраженности и стойкости расстройств пись­менной речи (дислексии и дисграфии) нарушениях счета. В экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией часто не находят языковых средств для выражения про­странственных отношений или используют неверные язы-

ковые средства. Это связано с нарушением у них процес­сов перекодирования сохранной семантической програм­мы в языковую форму.

Наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с наиболее грубыми расстройства­ми экспрессивной речи (особенно при алалии и дизарт­рии при выраженности нарушений фонетической сторо­ны речи). Такие же нарушения наблюдаются у детей с Грубым нарушением лицевого гнозиса.

Внимание

Внимание детей с речевым недоразвитием характери­зуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низ­ким уровнем показателей произвольного внимания, труд­ностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Замечено, что детям с патологией речи гораздо труд­нее сосредоточить внимание на выполнении задания при словесной инструкции, чем при зрительной. Темп деятель­ности у детей с ОНР не стабилен и имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для них оказыва­ется трудной, практически невыполнимой задачей.

У данных детей ошибки внимания присутствуют на про­тяжении всей работы и не всегда самостоятельно замеча­ются и устраняются ими. Характер ошибок и их распреде­ление во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью часто являются несформированными или значительно нарушенными, при­чем наиболее страдает упреждающий, связанный с ана­лизом условий задания, и текущий (в процессе выполне­ния задания) виды контроля. Последующий контроль (кон­троль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога.

Особенности произвольного внимания у детей с недораз­витием речи ярко проявляются в характере отвлечений (в основном, это действия, не связанные с выполнением задания).

Память

Объем зрительной памяти у детей с ОНР практически не отличается от нормы. Исключение касается возможно­сти продуктивного запоминания серии геометрических

фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью простран­ственных представлений у них.

Уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. У детей с тяжелыми нарушени­ями речи обнаруживается ряд особенностей: они медлен­нее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже.

Нарушения структуры деятельности, неточное и фраг­ментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями вни­мания. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможно­сти смыслового, логического запоминания.

Наши рекомендации