Диагностика нарушений моторики
Диагностировать нарушения двигательной сферы детей с расстройствами речи педагог может в ходе специальных коррекционных занятий, включающих выполнение разнообразных физических упражнений (с участием крупной и мелкой мускулатуры), а также конструктивную и изобразительную деятельность, в процессе общения с ребенком и в быту. В случае затруднений при выполнении ребенком элементарных действий, при выраженных нарушениях зву-копроизношения воспитатель может сделать вывод о необходимости развития и коррекции нарушений двигательной сферы.
Коррекция нарушений моторики
Большое значение в коррекционной работе, основанной на игровой деятельности с детьми и подростками, страдающими параличами и нарушением координации, специалисты придают музыкально-ритмической двигательной терапии. Предпосылкой для усвоения двигательного ритма является способность ребенка повторять движения за кем-либо.
Основной метод коррекции двигательных нарушений — лечебная гимнастика, занятия которой проводит методист ЛФК. Особенно эффективна коррекция нарушенных двигательных функций при тренировке их не только в процессе подвижных и малоподвижных игр, но и при любых других видах деятельности.
Для детей со спастической диплегией рекомендуются упражнения: пассивное потряхивание руки по Фелпсу; упражнения на отведение рук в стороны во время игр («Самолет», «Совушка-сова»); движение рук вперед с обращенными вверх ладонями («Заморозь руки», «Дождик, дождик, кап-кап-кап на мои ладошки»); хлопки в ладоши, которые тренируют тыльное сгибание кисти; игры, укрепляющие кистевой хват (с мячом и др.); отведение большого пальца и противопоставление его остальным («Пальчик, пальчик, где ты был?»).
Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения.
Для развития ощущений артикуляционных поз и движений (преодоление и предупреждение оральной диспрак-сии) используются упражнения с сопротивлением, а также чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным их контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприо-цептивных ощущениях.
Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Поэтому значительное место в коррекции двигательных нарушений у детей с нарушениями имеет пальчиковая гимнастика.
Кроме этого, для развития манипулятивной деятельности рук и способности выполнять тонкие движения используют игры в мозаику, конструирование, различные
виды изодеятельности, а также тренировки по усвоению навыков самообслуживания (умение шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, молнии, крючки и т.д.), которые рекомендуются проводить в форме игры (одевание куклы).
Расстройства речи у детей с ДЦП корригирует логопед. Однако некоторые речевые функции могут в значительной степени улучшаться в результате адекватных игровых упражнений, проводимых воспитателем.
Для таких детей особенно важно формирование правильного произношения. Применяются игры для развития речевого дыхания (пускание мыльных пузырей, бумажных корабликов в тарелке с водой и т.д.), для развития голоса («Успокой куклу», «Как в лесу кричат»), для тренировки артикуляции, в частности комплексы артикуляционных гимнастик.
Специфика всей коррекционно-развиваюшей работы заключается в сочетании ее со специальным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Пальчиковая гимнастика
Тренировку пальцев рук можно начинать в 6—7 мес: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводятся разминание и поглаживание ежедневно по 2—3 мин. Уже с 10 лет можно предлагать детям активные упражнения для пальцев рук, вовлекая разные пальцы в движение с хорошей, достаточной амплитудой.
Упражнения должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки.
Для определения уровня развития речи у детей первых 3 лет жизни можно использовать следующую пробу: просят показать один пальчик, два, три (объясняя или показывая, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, во всех проверенных случаях имеют хорошо развитую речь. Таким образом, не
говоря с ребенком, можно определить, достаточно ли развита его речь.
Психокоррекционное значение пальчиковой гимнастики огромно. «Развивая систему движений, — отмечал А.В. Запорожец, — мы влияем на психические процессы».
Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова и Л.А. Данилова дают детальные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с ДЦП.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформиро-ванности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть сохранена и даже превосходить норму (Л.В. Фомина).
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно в случаях, когда имеются отставание, задержка развития моторной стороны речи.
По мнению Л.В. Фоминой, тренировка движений пальцев рук должна оказать большее влияние на развитие активной речи, чем тренировка общей моторики.
Пальчиковая гимнастика активно развивается и используется как психологами, логопедами, так и родителями. Один из ведущих специалистов в данной области В.В. Цвынтарный, который предлагает с помощью игровых упражнений для пальцев улучшать речь, а также память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность ребенка. Еще большее внимание он уделяет знакомству детей с геометрическими фигурами и счетом.
Мы делили апельсин
Упражнение на сжимание и разжимание кисти. Рука ребенка сжата в кулак. Другой рукой ребенок по очереди разжимает свои пальчики, начиная с мизинца и приговаривая:
Мы делили апельсин, Дольку Саше мы дадим,
Дольку Маше мы дадим...
Отгибает мизинчик. Отгибает безымянный пальчик и т.д., пока все пальчики не будут разжаты.
Раскрывающийся цветок
Упражнение на согласованную работу рук.
Вот бутончик сладко спит, Ладони соединяют вместе
(бутон).
Но как только солнце встанет, Ладони раздвигают в стороны.
Он расправит лепестки Кончики пальцев немного за-
И цветком прекрасным гибают (цветок).
станет.
Строим крышу дома
Упражнение на подвижность пальчиков.
Мы по бревнышку берем, Соединяют большие пальцы
обеихрук, ладони прямые.
Крышу дома создаем. Каждым пальчиком по оче-
Раз бревно, два бревно, реди находят пару.
Подними еще одно. Все пальчики образуют
«крышу» дома.
Вопросы и задания
1. Перечислите основные формы аномального развития двигательной сферы.
2. Каковы основные формы речевых патологий у детей с Д1Ш?
3. Какие моменты определяют структуру речевого дефекта при экстрапирамидной дизартрии?
4. В чем заключается специфика диагностического обследования состояния моторики?
5. Каковы основные методы логопедической коррекции при двигательных нарушениях?
6. Каковы теоретические предпосылки для обоснования пальчиковой гимнастики как метода коррекции речевых нарушений?
7. Охарактеризуйте вклад отечественных логопедов и психологов в разработку данного метода.
8. Раскройте специфику пальчиковой гимнастики.
9. Предложите методики для диагностики состояния мелкой моторики.
Тест 10
1. Форма речевой патологии, не имеющая непосредственной связи с двигательными нарушениями:
а) алалия;
б) дизартрия;
в) ринолалия.
2. Сторона речи, нарушающаяся при заикании:
а) темпоритмическая;
б) лексико-грамматическая;
в) просодическая.
3. Форма нарушений двигательной сферы, сопровождающаяся выраженными нарушениями речи:
а) парез верхних конечностей;
б) сколиоз;
в) ДЦП.
4. Коррекционные мероприятия, направленные на усиление ощущения собственных органов артикуляции у ребенка с нарушениями двигательной сферы:
а) ЛФК;
б) артикуляционная гимнастика;
в) артикуляционный массаж.
5. Формы работы по преодолению речевых нарушений у детей с проблемами двигательной сферы, не находящиеся в компетенции логопсихолога и педагога:
а) ЛФК;
б) пальчиковые гимнастики;
в) подвижные игры.
Глава 3