Диагностика нарушений моторики

Диагностировать нарушения двигательной сферы детей с расстройствами речи педагог может в ходе специальных коррекционных занятий, включающих выполнение разно­образных физических упражнений (с участием крупной и мелкой мускулатуры), а также конструктивную и изобра­зительную деятельность, в процессе общения с ребенком и в быту. В случае затруднений при выполнении ребенком элементарных действий, при выраженных нарушениях зву-копроизношения воспитатель может сделать вывод о не­обходимости развития и коррекции нарушений двигатель­ной сферы.

Коррекция нарушений моторики

Большое значение в коррекционной работе, основан­ной на игровой деятельности с детьми и подростками, страдающими параличами и нарушением координации, специалисты придают музыкально-ритмической двигатель­ной терапии. Предпосылкой для усвоения двигательного ритма является способность ребенка повторять движения за кем-либо.

Основной метод коррекции двигательных нарушений — лечебная гимнастика, занятия которой проводит методист ЛФК. Особенно эффективна коррекция нарушенных дви­гательных функций при тренировке их не только в про­цессе подвижных и малоподвижных игр, но и при любых других видах деятельности.

Для детей со спастической диплегией рекомендуются упражнения: пассивное потряхивание руки по Фелпсу; уп­ражнения на отведение рук в стороны во время игр («Са­молет», «Совушка-сова»); движение рук вперед с обра­щенными вверх ладонями («Заморозь руки», «Дождик, дож­дик, кап-кап-кап на мои ладошки»); хлопки в ладоши, которые тренируют тыльное сгибание кисти; игры, ук­репляющие кистевой хват (с мячом и др.); отведение боль­шого пальца и противопоставление его остальным («Паль­чик, пальчик, где ты был?»).

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы разнооб­разные упражнения без речевого сопровождения.

Для развития ощущений артикуляционных поз и движе­ний (преодоление и предупреждение оральной диспрак-сии) используются упражнения с сопротивлением, а так­же чередование упражнений с открытыми глазами со зри­тельным их контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприо-цептивных ощущениях.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики про­является также в том, что тяжесть нарушений артикуля­ционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нару­шений функции рук. Поэтому значительное место в кор­рекции двигательных нарушений у детей с нарушениями имеет пальчиковая гимнастика.

Кроме этого, для развития манипулятивной деятельно­сти рук и способности выполнять тонкие движения ис­пользуют игры в мозаику, конструирование, различные

виды изодеятельности, а также тренировки по усвое­нию навыков самообслуживания (умение шнуровать бо­тинки, застегивать пуговицы, молнии, крючки и т.д.), которые рекомендуются проводить в форме игры (оде­вание куклы).

Расстройства речи у детей с ДЦП корригирует логопед. Однако некоторые речевые функции могут в значитель­ной степени улучшаться в результате адекватных игровых упражнений, проводимых воспитателем.

Для таких детей особенно важно формирование пра­вильного произношения. Применяются игры для развития речевого дыхания (пускание мыльных пузырей, бумажных корабликов в тарелке с водой и т.д.), для развития голоса («Успокой куклу», «Как в лесу кричат»), для тренировки артикуляции, в частности комплексы артикуляционных гимнастик.

Специфика всей коррекционно-развиваюшей работы заключается в сочетании ее со специальным артикуляци­онным массажем и гимнастикой, логопедической ритми­кой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Пальчиковая гимнастика

Тренировку пальцев рук можно начинать в 6—7 мес: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каж­дой его фаланги. Проводятся разминание и поглажива­ние ежедневно по 2—3 мин. Уже с 10 лет можно предла­гать детям активные упражнения для пальцев рук, вовле­кая разные пальцы в движение с хорошей, достаточной амплитудой.

Упражнения должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчи­ками деревянные шарики различного диаметра. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать раз­личные пирамидки, перекладывать из одной кучки в дру­гую карандаши, пуговки.

Для определения уровня развития речи у детей первых 3 лет жизни можно использовать следующую пробу: про­сят показать один пальчик, два, три (объясняя или пока­зывая, как это надо делать). Дети, которым удаются изо­лированные движения пальцев, во всех проверенных слу­чаях имеют хорошо развитую речь. Таким образом, не

говоря с ребенком, можно определить, достаточно ли развита его речь.

Психокоррекционное значение пальчиковой гимна­стики огромно. «Развивая систему движений, — отмечал А.В. Запорожец, — мы влияем на психические процессы».

Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой ре­чевого развития и при моторной алалии. Е.М. Мастюко­ва, М.В. Ипполитова и Л.А. Данилова дают детальные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с ДЦП.

Сотрудники Института физиологии детей и подрост­ков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформиро-ванности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Так, на основе проведенных опытов и обследования боль­шого количества детей была выявлена следующая законо­мерность: если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нор­мы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задер­живается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть сохранена и даже превосходить норму (Л.В. Фомина).

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формиро­вание речевых областей совершается под влиянием кине­стетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно в слу­чаях, когда имеются отставание, задержка развития мо­торной стороны речи.

По мнению Л.В. Фоминой, тренировка движений паль­цев рук должна оказать большее влияние на развитие ак­тивной речи, чем тренировка общей моторики.

Пальчиковая гимнастика активно развивается и ис­пользуется как психологами, логопедами, так и родите­лями. Один из ведущих специалистов в данной области В.В. Цвынтарный, который предлагает с помощью игро­вых упражнений для пальцев улучшать речь, а также па­мять, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность ребенка. Еще большее внимание он уделяет знакомству детей с геомет­рическими фигурами и счетом.

Мы делили апельсин

Упражнение на сжимание и разжимание кисти. Рука ребенка сжата в кулак. Другой рукой ребенок по очереди разжимает свои пальчики, начиная с мизинца и пригова­ривая:

Мы делили апельсин, Дольку Саше мы дадим,

Дольку Маше мы дадим...

Отгибает мизинчик. Отгибает безымянный пальчик и т.д., пока все паль­чики не будут разжаты.

Раскрывающийся цветок

Упражнение на согласованную работу рук.

Вот бутончик сладко спит, Ладони соединяют вместе

(бутон).

Но как только солнце встанет, Ладони раздвигают в сто­роны.

Он расправит лепестки Кончики пальцев немного за-

И цветком прекрасным гибают (цветок).

станет.

Строим крышу дома

Упражнение на подвижность пальчиков.

Мы по бревнышку берем, Соединяют большие пальцы

обеихрук, ладони прямые.

Крышу дома создаем. Каждым пальчиком по оче-

Раз бревно, два бревно, реди находят пару.

Подними еще одно. Все пальчики образуют

«крышу» дома.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные формы аномального разви­тия двигательной сферы.

2. Каковы основные формы речевых патологий у детей с Д1Ш?

3. Какие моменты определяют структуру речевого де­фекта при экстрапирамидной дизартрии?

4. В чем заключается специфика диагностического об­следования состояния моторики?

5. Каковы основные методы логопедической коррек­ции при двигательных нарушениях?

6. Каковы теоретические предпосылки для обоснова­ния пальчиковой гимнастики как метода коррекции речевых нарушений?

7. Охарактеризуйте вклад отечественных логопедов и психологов в разработку данного метода.

8. Раскройте специфику пальчиковой гимнастики.

9. Предложите методики для диагностики состояния мелкой моторики.

Тест 10

1. Форма речевой патологии, не имеющая непосред­ственной связи с двигательными нарушениями:

а) алалия;

б) дизартрия;

в) ринолалия.

2. Сторона речи, нарушающаяся при заикании:

а) темпоритмическая;

б) лексико-грамматическая;

в) просодическая.

3. Форма нарушений двигательной сферы, сопровож­дающаяся выраженными нарушениями речи:

а) парез верхних конечностей;

б) сколиоз;

в) ДЦП.

4. Коррекционные мероприятия, направленные на уси­ление ощущения собственных органов артикуляции у ре­бенка с нарушениями двигательной сферы:

а) ЛФК;

б) артикуляционная гимнастика;

в) артикуляционный массаж.

5. Формы работы по преодолению речевых нарушений у детей с проблемами двигательной сферы, не находящи­еся в компетенции логопсихолога и педагога:

а) ЛФК;

б) пальчиковые гимнастики;

в) подвижные игры.

Глава 3

Наши рекомендации