Внимание как психическая характеристика
Основные понятия
Внимание — это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.
Основные функции внимания:
— активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;
— способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями;
— обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
1. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь.
2. Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются при концентрации внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
3. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.
4. Распределение внимания состоит в способности рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности.
5. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
Существует множество видов внимания, которые можно разбить по определенным признакам. 1. По предмету, материалу деятельности: — сенсорно-перцептивное;
— интеллектуальное;
— двигательное.
2. По направленности:
— внешнее;
— внутреннее.
3. По характеру отраженных связей и отношений:
— эмпирическое;
— теоретическое.
4. По ведущему анализатору:
— зрительное;
— слуховое;
— кинестетическое.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков.
Непроизвольное — не связано с участием воли.
Произвольное — включает волевую регуляцию.
Чувственное — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Развитие внимания
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности, который меняется с возрастом.
На первом году жизни ребенок уже может некоторое время заниматься тем или иным предметом, но его внимание еще очень неустойчиво. Этот первоначальный период формирования непроизвольного внимания характеризуется тем, что ребенок, замечая яркие предметы, слыша громкие звуки и т.п., с течением времени начинает реагировать на все более и более слабые, но уже знакомые раздражители.
К 2-м годам он уже подолгу сосредоточивается на предметах, рассматривая их, манипулируя ими. В этом возрасте уже возникают зачатки произвольного внимания, связанные с тем, что ребенок начинает овладевать речью.
В возрасте 3—4 лет дети уже интересуются многими предметами и явлениями, внимательно слушают взрослых, подолгу следят за их работой и сами способны ставить перед собой определенные задачи. Внимание их может быть довольно концентрированным, но остается малоустойчивым.
В старшем дошкольном возрасте устойчивость внимания заметно возрастает. Однако дети еще плохо умеют уп-
равлять им. Они не могут длительно искать какой-либо предмет, сосредоточиваться на нем. Произвольное внимание в дошкольном возрасте еще слабо развито, и большое влияние на его развитие оказывает деятельность ребенка, выполнение поручений взрослого, а также игра. Игра приучает его к наблюдательности, выполнению определенных правил, дисциплинирует волю.
Обучение в школе, процесс приобретения знаний — все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося главным образом на почве возникающих интересов, в частности к учебным занятиям. Оно в большей степени зависит от яркости материала, его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
Произвольное внимание также имеет большое значение в учебной работе младших школьников, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у них еще недостаточно развито. Однако наличие многообразных ученических обязанностей, требования учителей, влияние детского коллектива, вся обстановка школьной жизни способствуют развитию этого вида внимания.
В младшем школьном возрасте внимание детей неустойчиво, часто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребенка в ориентировке в окружающем; отмечается также рассеянность. Сосредоточенность младших учащихся становится устойчивой, если им ясны задача, цель работы.
Внимание учащихся старших классов получает дальнейшее развитие на основе общего интеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности. Большое значение начинает приобретать произвольное внимание.