Диагностика зрительных агнозий
История учения об агнозиях и их механизмах глубоко прослежена А. Р. Лурией в монографии «Высшие корковые функции», где анализ этого явления проводился в основном в связи с проблемой локализации функций и поисками их нейрофизиологических механизмов. Для выявления нарушений восприятия можно попросить больного назвать предметы обстановки, указывая на них, предложить определить их сравнительную величину, описать форму, расположение в пространстве, цвет; то же самое следует проверить на рисунках и фотографиях, в пробах Попельрейтера.
Диагностически полезными могут оказаться задания на выполнение рисуночных проб, чтение текста, списывание и письмо под диктовку. Учитывая системный и интегративный характер любого психического акта, следует иметь в виду, что изолированно нарушения восприятия при психических отклонениях не встречаются. Как правило, они сопровождаются другими видами отклонения от нормы, такими, например, как синдромы деперсонализации и дереализации.
У ряда больных (с органическими поражениями мозга различного генеза) явления агнозии проявлялись в том, что пациенты выделяли то один, то другой признак воспринимаемого объекта, но не осуществляли синтеза. Так, изображение гвоздя один больной описывает как что-то кругленькое, говоря: «Наверху шапочка, внизу палочка, что это такое — не знаю»; другой больной описывает ключ, как «кольцо и стержень». При этом больные верно определили конфигурацию предмета, могли даже точно скопировать его, но это не облегчало их узнавание.
В качестве иллюстрации приведем данные патопсихологического исследования и историю болезни больной В., которая была описана Б.В. Зейгарник совместно с Г.В. Вире нбаум в 1935 г.
Больная В., 43 года. Диагноз: эпидемический энцефалит (доктор Э.Г. Кагановская). Патопсихологическое исследование выявило грубые нарушения узнавания предметов. Больная часто не узнавала (40%) предъявленных ей изображений. Так, нарисованный гриб она называет «стог сена», спички — «кристаллами». Сюжет картины больная улавливает не сразу, а лишь после длительных фиксаций на отдельных деталях. Процесс восприятия носит характер отгадывания: чтобы это могло быть — расческа? На чем она сидит — на кресле, стуле? При показе известной картины «Смертница» больная говорит: «Что это за женщина, о чем она задумалась? На чем она сидит? На кровати?» (см. Протокол экспериментально-психологического исследования больной В.)
При таком выраженном нарушении узнавания рисунков больная прекрасно идентифицировала геометрические формы, дополняла незаконченные рисунки согласно структурным законам. Не узнавая предмет на рисунке, женщина прекрасно описывала его форму. Причем было выявлено, что реальные предметы больная всегда хорошо узнавала и затруднялась при узнавании моделей из папье-маше (например, больная не узнавала самолета, с трудом узнавала собаку, мебель).
Таким образом, создавалась как бы некоторая ступенчатость расстройств. Больная хорошо узнавала предметы, хуже — их модели, еще хуже — рисунки предметов. Особенно плохо она узнавала те изображения, которые были нарисованы схематически, в виде контуров. Больная совершенно не узнавала пунктирные, несколько лучше, но все же очень плохо — силуэтные изображения.
Протокол экспериментально-психологического исследования больной В., 43 г.
' Предъявленный рисунок (карточка-лото) | Описание больной |
Щетка зубная | Щетка, вероятно, половая. А это что? Желтенькая палочка, вероятно, бахрома |
Пионерский барабан | Горшок с кисточкой. Экспериментатор: Может быть, что-нибудь другое? Больная: Булка, которую кладут в кастрюлю, а это -— кренделек (на палочку). Похоже и на шапку, а это что такое? |
Кнопки | Внутри треугольники, вероятно, протоплазмо-вая клетка |
Перья | Перья |
Книга | Книга с бисерным почерком |
Спички | Свечи горящие, это не может быть; а это не могут быть кристаллы в лампе? |
Два барабана | То же самое, что и раньше, только две штуки: знакомое и незнакомое. Экспериментатор: Детская игрушка. Больная: Может быть, круглая губка для стола? |
Перья для туши | Факелы, носят в театрах или длинные ручки с пером |
Карандаш | Свеча, тут уж ясно, что свеча |
Кисточка | Кисточка |
Пионерская труба | Музыкальный инструмент, флейта или труба |
Стручки | Растение, морковка по форме, а по хвостику — вот не знаю |
При предъявлении картинок: шляпа (пунктирное изображение), шляпа (черный силуэт), шляпа (цветное конкретное изображение), пресс-папье (пунктирное изображение), пресс-папье (силуэтное изображение), пресс-папье (конкретное изображение) — больная, улавливая структурную оформленность рисунка, как бы не осмысливает то, что она видит, не в состоянии отнести схематичный рисунок к определенной категории вещей. Об этом говорит и отгадывающий характер ее узнаваний, поиск
опорных деталей («Что это за точки, что они означают?»), вопросительная форма высказываний («Неужели это был забор?», «Неужели это расческа?»). Как указывает А.Р. Лу-рия, «процесс зрительного анализа превращался в серию речевых попыток расшифровать значение воспринимаемых признаков и синтезировать их в зрительный образ». Больная не могла «с глаза» воспринять рисунок, процесс восприятия приобрел характер развернутого дезавтомати-зированного действия.
Приведенные данные показали, что восприятие нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности. Поэтому можно говорить о нарушении обобщающей функции восприятия. Об этом свидетельствуют и способы, с помощью которых можно было компенсировать этот дефект. Так, если экспериментатор просил указать определенный предмет («укажите, где шляпа» или «где ножницы»), то больные узнавали его правильно. Таким образом, включение предъявляемого объекта в определенный круг значений помогало узнаванию. Называние же приблизительного круга предметов, к которому относится данный объект («покажите мебель, овощи»), помогало меньше.
Задание
Раскройте специфику видов зрительных агнозий.
Тест 6
1. Агнозия — это:
а) расстройство памяти;
б) нарушение речи;
в) нарушение процессов узнавания.
2. Отделы мозга, поражение которых вызывает различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности:
а) затылочно-теменные;
б) височной доли доминантного полушария;
в) нижней теменной доли левого полушария.
3. Зрительная агнозия, при которой больной не может одновременно воспринять несколько зрительных объектов или ситуацию в комплексе:
а) предметная;
б) символическая;
в) симультанная.
4 Предметная агнозия проявляется в неспособности больного:
а) запоминать лица;
б) зрительно идентифицировать объект;
в) идентифицировать буквы и цифры при сохранности их написания.
5. Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением:
а) движений глаз;
б) праксиса позы;
в) речи.
6. При диагностике симультанной агнозии больному предлагают:
а) поставить точку в центре круга;
б) описать какой-либо предмет;
в) прочитать текст.