Диагностика зрительных агнозий

История учения об агнозиях и их механизмах глубоко прослежена А. Р. Лурией в монографии «Высшие корковые функции», где анализ этого явления проводился в основ­ном в связи с проблемой локализации функций и поиска­ми их нейрофизиологических механизмов. Для выявления нарушений восприятия можно попросить больного назвать предметы обстановки, указывая на них, предложить опре­делить их сравнительную величину, описать форму, распо­ложение в пространстве, цвет; то же самое следует прове­рить на рисунках и фотографиях, в пробах Попельрейтера.

Диагностически полезными могут оказаться задания на выполнение рисуночных проб, чтение текста, списыва­ние и письмо под диктовку. Учитывая системный и интегративный характер любого психического акта, следует иметь в виду, что изолированно нарушения восприятия при психических отклонениях не встречаются. Как прави­ло, они сопровождаются другими видами отклонения от нормы, такими, например, как синдромы деперсонали­зации и дереализации.

У ряда больных (с органическими поражениями мозга различного генеза) явления агнозии проявлялись в том, что пациенты выделяли то один, то другой признак вос­принимаемого объекта, но не осуществляли синтеза. Так, изображение гвоздя один больной описывает как что-то кругленькое, говоря: «Наверху шапочка, внизу палочка, что это такое — не знаю»; другой больной описывает ключ, как «кольцо и стержень». При этом больные верно опреде­лили конфигурацию предмета, могли даже точно скопи­ровать его, но это не облегчало их узнавание.

В качестве иллюстрации приведем данные патопсихо­логического исследования и историю болезни больной В., которая была описана Б.В. Зейгарник совместно с Г.В. Ви­ре нбаум в 1935 г.

Больная В., 43 года. Диагноз: эпидемический энцефа­лит (доктор Э.Г. Кагановская). Патопсихологическое ис­следование выявило грубые нарушения узнавания пред­метов. Больная часто не узнавала (40%) предъявленных ей изображений. Так, нарисованный гриб она называет «стог сена», спички — «кристаллами». Сюжет картины больная улавливает не сразу, а лишь после длительных фиксаций на отдельных деталях. Процесс восприятия носит характер отгадывания: чтобы это могло быть — расческа? На чем она сидит — на кресле, стуле? При показе известной кар­тины «Смертница» больная говорит: «Что это за женщи­на, о чем она задумалась? На чем она сидит? На крова­ти?» (см. Протокол экспериментально-психологического исследования больной В.)

При таком выраженном нарушении узнавания рисун­ков больная прекрасно идентифицировала геометрические формы, дополняла незаконченные рисунки согласно струк­турным законам. Не узнавая предмет на рисунке, женщи­на прекрасно описывала его форму. Причем было выявле­но, что реальные предметы больная всегда хорошо узна­вала и затруднялась при узнавании моделей из папье-маше (например, больная не узнавала самолета, с трудом узна­вала собаку, мебель).

Таким образом, создавалась как бы некоторая ступен­чатость расстройств. Больная хорошо узнавала предметы, хуже — их модели, еще хуже — рисунки предметов. Осо­бенно плохо она узнавала те изображения, которые были нарисованы схематически, в виде контуров. Больная со­вершенно не узнавала пунктирные, несколько лучше, но все же очень плохо — силуэтные изображения.

Протокол экспериментально-психологического исследования больной В., 43 г.

' Предъявленный рисунок (карточка-лото) Описание больной
Щетка зубная Щетка, вероятно, половая. А это что? Желтень­кая палочка, вероятно, бахрома
Пионерский бара­бан Горшок с кисточкой. Экспериментатор: Может быть, что-нибудь другое? Больная: Булка, кото­рую кладут в кастрюлю, а это -— кренделек (на палочку). Похоже и на шапку, а это что такое?
Кнопки Внутри треугольники, вероятно, протоплазмо-вая клетка
Перья Перья
Книга Книга с бисерным почерком
Спички Свечи горящие, это не может быть; а это не могут быть кристаллы в лампе?
Два барабана То же самое, что и раньше, только две штуки: знакомое и незнакомое. Экспериментатор: Детская игрушка. Больная: Может быть, круг­лая губка для стола?
Перья для туши Факелы, носят в театрах или длинные ручки с пером
Карандаш Свеча, тут уж ясно, что свеча
Кисточка Кисточка
Пионерская труба Музыкальный инструмент, флейта или труба
Стручки Растение, морковка по форме, а по хвостику — вот не знаю

При предъявлении картинок: шляпа (пунктирное изо­бражение), шляпа (черный силуэт), шляпа (цветное кон­кретное изображение), пресс-папье (пунктирное изобра­жение), пресс-папье (силуэтное изображение), пресс-па­пье (конкретное изображение) — больная, улавливая структурную оформленность рисунка, как бы не осмыс­ливает то, что она видит, не в состоянии отнести схема­тичный рисунок к определенной категории вещей. Об этом говорит и отгадывающий характер ее узнаваний, поиск

опорных деталей («Что это за точки, что они означают?»), вопросительная форма высказываний («Неужели это был забор?», «Неужели это расческа?»). Как указывает А.Р. Лу-рия, «процесс зрительного анализа превращался в серию речевых попыток расшифровать значение воспринимае­мых признаков и синтезировать их в зрительный образ». Больная не могла «с глаза» воспринять рисунок, процесс восприятия приобрел характер развернутого дезавтомати-зированного действия.

Приведенные данные показали, что восприятие нару­шается в своей специфически человеческой характеристи­ке как процесс, обладающий функцией обобщения и ус­ловности. Поэтому можно говорить о нарушении обобщаю­щей функции восприятия. Об этом свидетельствуют и способы, с помощью которых можно было компенсиро­вать этот дефект. Так, если экспериментатор просил ука­зать определенный предмет («укажите, где шляпа» или «где ножницы»), то больные узнавали его правильно. Таким об­разом, включение предъявляемого объекта в определенный круг значений помогало узнаванию. Называние же прибли­зительного круга предметов, к которому относится данный объект («покажите мебель, овощи»), помогало меньше.

Задание

Раскройте специфику видов зрительных агнозий.

Тест 6

1. Агнозия — это:

а) расстройство памяти;

б) нарушение речи;

в) нарушение процессов узнавания.

2. Отделы мозга, поражение которых вызывает различ­ные нарушения зрительно-перцептивной деятельности:

а) затылочно-теменные;

б) височной доли доминантного полушария;

в) нижней теменной доли левого полушария.

3. Зрительная агнозия, при которой больной не может одновременно воспринять несколько зрительных объек­тов или ситуацию в комплексе:

а) предметная;

б) символическая;

в) симультанная.

4 Предметная агнозия проявляется в неспособности больного:

а) запоминать лица;

б) зрительно идентифицировать объект;

в) идентифицировать буквы и цифры при сохранности их написания.

5. Нередко симультанная агнозия сопровождается на­рушением:

а) движений глаз;

б) праксиса позы;

в) речи.

6. При диагностике симультанной агнозии больному предлагают:

а) поставить точку в центре круга;

б) описать какой-либо предмет;

в) прочитать текст.

Наши рекомендации