Асептика, определение, методы.

Асептика — комплекс мероприятий, направленных на пре­дупреждение попадания возбудителей инфекции в рану или организм человека. Процесс уничтожения возбудителей инфекции на объектах внешней среды (вне организма пациента) обозначается терминами стерилизация и дезинфекция. Под стерилизацией понимают полное освобождение объекта от всех форм микроорганизмов. Под дезинфекцией понимают частичное (селективное) освобождение объекта от микроорганизмов, в первую очередь от патогенных, производимое с целью разрыва путей передачи микроорганизмов от источников инфекции к восприимчивым людям. Профилактика контактной инфекции обеспечивается: · стерилизацией всех предметов, которые потенциально могут соприкасаться с раной, руками хирурга или хирургическими инструментами в процессе выполнения операции или перевязки; · соблюдением особого (асептического) порядка работы, правила которого позволяют сохранять стерильность рук, инструментов, перевязочного и шовного материала в процессе выполнения хирургического вмешательства. 1 метод ДЕЗИНФЕКЦИЯ - уничтожение возбудителей инфекционных болезней. Методы дезинфекции.1.Кипячение: 2.Паровой (в автоклаве): 3.Воздушный (в сухожаровом шкафу): 4.Химический: 2 метод Предстерилизационная очистка проводится с целью удаления белковых, жировых и механических загрязнений, а также лекарственных препаратов. Предстерилизационной очистке подвергают все изделия. Разъемные изделия обрабатывают в разобранном виде. 3 метод СТЕРИЛИЗАЦИЯ - полное освобождение мединструментария от микроорганизмов, включая споровые формы, путем воздействия на них физическими или химическими факторами. Методы стерилизации:1.Паровой метод 2.Воздушный метод стерилизации проводится в воздушном стерилизаторе (сухожаровом шкафу). 3.Химический метод 4.Газовый метод. Используются пары формальдегида. 5.Радиационный метод Стерилизация перевязочного материала и операционного белья, Обработка рук хирурга перед операцией

Планировка и принцип работы операционного блока.

Операционный блок размещается изолированно от палат. Наилучшие условия удается создать при развертывании его в отдельном помещении, соединенном с основным корпусом переходом или лифтом и связанном с отделением реанимации. Современный операционный блок должен включать операционные залы, предоперационные, стерилизационную, материальную, аппаратную, помещения для медперсонала. Каждую операционную следует планировать на один операционный стол. Площадь ее должна составлять 36-48 м2 при высоте помещений не менее 3,5 м. Целесообразно даже в сравнительно небольших отделениях иметь отдельные операционные для экстренных и для гнойных операций. Операционный блок относится к помещениям с ограниченным доступом. Для обеспечения режима стерильности в операционном блоке выделяют 4 зоны: зону стерильного режима (операционная, предоперационная, стерилизационная), зону строгого режима (санпропускник, помещения для хранения инструментов и аппаратов, помещения для персонала), зону ограниченного режима, называемую еще технической (помещения, где хранятся аппаратура для кондиционирования воздуха, установки для снабжения операционной кислородом и др.), зону общего режима (кабинеты заведующего, старшей сестры, помещения для разбора грязного белья и др.). В операционной необходимо иметь большие светлые окна, ориентированные на север. Основное оборудование операционной: операционный стол, бестеневая потолочная лампа, бестеневой передвижной светильник, аппарат для диатермокоагуляции, баллоны с кислородом, закисью азота, электроотсос, наркозный аппарат, наркозный стол, большой инструментальный стол, передвижной столик для инструментов, штативы для инфузионных растворов, негатоскоп. В современных операционных обычно размещается также аппаратура для выполнения эндохирургических вмешательств. Предоперационная служит для подготовки персонала к операции. Она развертывается в смежной с операционным залом комнате. В предоперационной размещают 2-3 умывальника с кранами, которые можно открывать локтем. На стол выставляются биксы со стерильными щетками, салфетками, масками, корнцанг в дезинфицирующем растворе.

В материальной производится подготовка перевязочного и шовного материала для стерилизации. Здесь хранят спирт, перчатки, хирургические инструменты и изделия медицинского назначения.

Стерилизационная предназначена для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения. В большинстве современных больниц имеются централизованные стерилизационные, поэтому в операционном блоке стерилизуют лишь инструменты. Лица, участвующие в операции, в санпропускнике раздеваются, оставляют одежду в индивидуальных шкафчиках и одевают чистые халаты (костюмы) операционного блока. Операционная бригада пользуется стерильными масками и стерильными халатами. Медперсонал, работающий в операционных, желательно обеспечить специальной бактерицидной одеждой из плотного импрегнированного хлопчатобумажного материала, не проницаемого для жидкостей и микроорганизмов. Операционное белье может быть окрашено в неяркий (зеленый, голубой) цвет.

Планировка и принципы работы хирургического отделения.

Хирургическое отделение развертывается в больницах на 75 коек и более. В крупных лечебных учреждениях, как правило, бывает несколько хирургических отделений. В больницах, имеющих несколько хирургических отделений, одно из них обязательно должно быть рассчитано на лечение больных с гнойными заболеваниями и гнойными послеоперационными осложнениями. В таких больницах могут также создаваться специализированные хирургические отделения: травматологическое, урологическое, сердечнососудистой хирургии, хирургии легких и др. Для выполнения больным хирургических операций развертывается специальный комплекс помещений, называемый операционным блоком. Существует две системы размещения операционного блока: децентрализованная и централизованная. При первой из них операционный блок развертывается отдельно для каждого хирургического отделения, при второй - для всех хирургических отделений вместе. Централизованную систему предпочтительно использовать в крупных больницах, имеющих несколько хирургических отделений. Хирургическое отделение имеет палаты для размещения больных, сестринские посты, перевязочные, процедурные, клизменную, ординаторскую, кабинет заведующего, комнаты старшей сестры и сестры хозяйки, столовую, помещения для сортировки и временного хранения грязного белья и предметов уборки, ванную, санитарные узлы и туалеты, подсобные помещения. Размещение больных хирургического стационара проводится с учетом характера их заболевания и тяжести общего состояния. Так в общехирургическом отделении должны размещаться раздельно пациенты с гнойными процессами и пациенты, готовящиеся к плановым операциям и перенесшие плановые и экстренные вмешательства при отсутствии гнойных осложнений в послеоперационном периоде. Это делается в целях предупреждения распространения инфекции. Палаты хирургического отделения снабжаются функциональными кроватями, позволяющими придать больному в постели различные положения и легко передвигающимися. У каждого больного должна быть своя прикроватная тумбочка для размещения личных вещей. Для больных с постельным режимом желательно иметь подъемные надкроватные столики. Необходимо чтобы палаты снабжались сигнализационным устройством вызова медицинского персонала.Сестринский пост обычно располагается в коридоре так, чтобы обеспечить хороший обзор палат. Пост оборудуют шкафами для хранения медикаментов, предметов ухода за больными. Обычно на посту имеется также специальный стол, в ящиках которого хранится документация (листы врачебных назначений, журнал передачи дежурств, журнал для записи больных, готовящихся к обследованию различными методами и др.). Перевязочные предназначены для проведения больным перевязок и других манипуляций. В общехирургическом отделении организуют 2 перевязочные: "чистую" и "гнойную".Процедурная - это помещение, в котором проводятся: забор крови из вены на анализы, внутривенное введение лекарственных веществ, заполнение систем для трансфузий, определение группы крови и резус-фактора, выполнение проб на индивидуальную совместимость крови. Оборудование процедурной: шкаф или стол для хранения медикаментов; биксы со стерильными перевязочными материалами, шприцами, иглами, системами для внутривенных вливаний и др.Клизменная - специальное помещение для постановки клизм. Здесь можно также осуществлять промывание желудка, катетеризацию мочевого пузыря. Ординаторская - рабочее место врачей, где они оформляют различную медицинскую документацию. В ординаторской расставляется необходимая для работы врачей мебель (столы, стулья, книжный и платяной шкафы), обычно оборудуется полка с отсеками по числу палат для хранения историй болезни, устанавливается панельный негатоскоп. Комната старшей сестры обычно используется не только как ее рабочее место, но и как помещение дляхранения медикаментов, других изделий медицинского назначения. Старшая сестра ведет медицинскую документацию: журнал учета лекарственных средств, журнал учета больничных листов и др.

В комнате сестры-хозяйки обычно хранятся спецодежда медперсонала, белье для больных.

Наши рекомендации