О желательности ускорения совершения витра, когда человек не уверен в том, что он проснется к концу ночи, и о том насколько желательно повременить ее совершение, если он считает, что проснется.
Совершение витра в первую часть ночи считается желательным для того, кто боится проспать ее ночью, и в равной степени желательным является задержание ее совершения для того, кто уверен в том, что он проснется в конце ночи.
Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот из вас, кто опасается того, что он не сможет проснуться в конце ночи, пусть совершит витр в начале ночи, а тот, кто уверен в том, что проснется в конце (ночи), пусть совершит витр в конце ночи, ибо, молитва, совершаемая в конце ночи, имеет свидетелей и это лучше». Этот хадис передали Ахмад 13691, Муслим 162/755, ат-Тирмизи 455 и Ибн Маджах 1187. [См.: «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» 2610].
Ан-Навави писал: «Это – правильная точка зрения. Другие хадисы, где в общих чертах говорится об этой теме, должны быть рассмотрены в свете данного достоверного и ясного сообщения, к которым относится и следующий: «Мой друг(т.е. Пророк, саля Ллаху алейхи уа салам) посоветовал мне не ложиться спать, не совершив витра». Это относится к тем, кто не уверен, что сможет проснуться в конце ночи, чтобы совершить витр». Источник: «Шарху Муслим» (3/277).
Джабир, да будет доволен им Аллах, также рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Абу Бакра: «Когда ты совершаешь витр?» (Абу Бакр) ответил: «В первую часть ночи после вечерней молитвы /‘ишаъ/». (Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А ты о ‘Умар?» (‘Умар) ответил: «В конце ночи». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что касается тебя, о Абу Бакр, то ты выбрал осторожный путь. А что до тебя о ‘Умар, то ты выбрал трудный путь». Этот хадис передали Ахмад 13803, Абу Дауд 1434 и аль-Хаким, который сказал, что этот хадис достоверный и соответствует условиям Муслима. [Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих Абу Дауд» 1271].
А что касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он, безусловно, совершал витр ближе к рассвету, так как это лучше всего, как об этом было сказано ранее.
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В каждую ночь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву витр либо в первую часть ночи, либо в середине ночи, или в последнюю часть ночи перед самым рассветом». Этот хадис передали аль-Бухари 996, Муслим 745, ан-Насаи 1692, Абу Дауд 1435, Ибн Маджах 1185, ад-Дарими 1540 и ат-Тирмизи 456 сказавший: “Хороший достоверный хадис”.
Вместе с тем, он, да благословит его Аллах и приветствует, советовал некоторым своим сподвижникам не ложиться спать, не совершив молитву витр, и это делалось в целях предосторожности.
Са’д ибн Аби Ваккас, да будет доволен им Аллах, совершал вечернюю молитву /‘ишаъ/ в мечети посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем совершал витр в один рак’ат и не увеличивал его. Люди сказали ему:«О Абу Исхак, ты совершаешь витр только в один рак’ат и не увеличиваешь его?»Он сказал: «Да, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тот, кто не ложится спать, не совершив витр, является осторожным». Этот хадис передал Ахмад 1/170, и все его передатчики являются людьми, заслуживающими доверия. [Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим. См. «Муснад» 1461].
Количество рак’атов витра.
Ат-Тирмизи сказал: «Передают от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что молитва витр бывает в тринадцать, девять, семь, пять, три и один рак’ат».
Исхак ибн Ибрахим сказал: «Сообщение, передаваемое от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором говорится, что он совершал витр в тринадцать рак’атов означает, что ночью он молился в тринадцать рак’атов, включая молитву витр, и из-за этого ночную молитву стали относить к молитве витр».
Молитву витр можно совершить в два рак’ата, после чего совершается еще одна молитва в один рак’ат, при этом читая ташаххуд и, произнося слова приветствия /таслим/. …
Можно сделать и по-другому: сперва совершается несколько рак’атов, не читая ташаххуд, а затем в предпоследнем рак’ате прочитать его, после чего (следует) встать на последний рак’ат, совершить его, прочесть ташаххуд и произнести слова приветствия, завершая молитву. Есть еще вариант, когда можно совершить целую молитву одним ташаххудом и одним приветствием, которые читаются в последнем рак’ате. Все это относится к числу дозволенного и дошло до нас от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Ибн аль-Каййим сказал: «В ясной и достоверной Сунне относительно молитвы витр, мы имеем следующее, и это то, что данная молитва совершается либо в пять, либо семь рак’атов, соединенных между собой. Как сообщается в хадисе у Умм Саламы: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву витр в семь и пять рак’атов, не прерывая их ни словами приветствия /таслим/, ни разговором». Этот хадис с хорошим иснадом передали Ахмад 6/290, ан-Насаи 1715 и Ибн Маджах 1192. [Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сунан ан-Насаи» 1715].
В хадисе от ‘Аиши, да будет ею доволен Аллах, сказано: «Ночью, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал тринадцать рак’атов и пять из них он совершал витр и садился он (для чтения ташаххуда) только в последнем рак’ате». Этот хадис передали аль-Бухари 1140 и Муслим 737.
(В другом) хадисе, также переданном от ‘Аиши сообщается:
«Он, да благословит его Аллах и приветствует, ночью совершал девять рак’атов и не садился совершая их, кроме как после восьми рак’атов, при которых он поминал Аллаха, восхвалял Его, и обращался к Нему с мольбами. Затем он вставал, не произнося слова приветствия/таслим/, и совершал девятый рак’ат, после которого садился, читал «ат-ташахуд» и произносил слова приветствия/таслим/, так, что мы могли слышать его. Затем, после того, как он, сидя произносил слова приветствия, он совершал молитву в два рак’ата, и таким образом получалось одиннадцать рак’атов. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, состарился и отяжелел, он совершал витр в семь рак’атов, в двух рак’атах он делал то же, что и в первом.
В другой версии этого хадиса, также переданного от нее, сообщается: «Когда он состарился, то совершал витр в семь рак’атов, и он не садился, совершая их, кроме как в шестом и седьмом рак’атах, а слова приветствия произносил только в седьмом рак’ате».
В другой версии этого хадиса: «Он совершал молитву в семь рак’атов, а садился только в последнем из них».Этот хадис передала «группа» /аль-джамá‘а/.
Все предшествующие хадисы являются достоверными и понятными, и в них нет никакого противоречия за исключением слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Ночная молитва (совершается) по два, по два (рак’ата)», то это достоверный хадис, однако тот, кто произносил эти слова, он и есть именно тот, кто совершал ее в семь и пять рак’атов, и природа его практики (Сунны) такова, что одни из них восполняют и подтверждают другие.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвечая на вопрос спросившего о ночной молитве, сказал, что она совершается по два рак’ата, а здесь его не спрашивали о нечетной молитве витр.
Что касается семи, пяти, девяти, и одного рак’атов, то они и есть нечетная молитва витр.
Витр - это название одного отделенного от предшествующих себе пяти, семи и девяти рак’атов, которые являются цельными, скажем как три цельных рак’ата предвечерней молитвы. И если разъединить пять и семь рак’атов двумя приветствиями, как одиннадцатый рак’ат, то [витр] станет названием того отделенного рак’ата. Как он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ночная молитва (совершается по) два рак‘ата. И если есть опасение того, что наступит рассвет, то пусть совершат один рак’ат, чтобы тем самым превратить то, что уже совершено в витр». [Этот хадис передали аль-Бухари 1137, Муслим 749].
Поэтому, действия и слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не расходятся, а одно - подтверждает другое.
7 Способы совершения ночной (тахаджуд) молитвы и витра.
Цитируется по книге шейха Альбани:
Способ первый.
Тринадцать рак‘атов, начиная с двух лёгких, которые, скорее всего, являются сунной вечерней молитвы (‘иша), или же просто двумя рак‘атами, открывающими ночную молитву.
Об этом сказано в хадисах. — Зейд ибн Халид аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Я решил непременно понаблюдать за тем, как Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) совершает ночную молитву. Он совершил два лёгких рак‘ата, потом два долгих, потом два рак‘ата короче, потом два рак‘ата ещё короче, потом два рак‘ата ещё короче, потом два рак‘ата ещё короче и завершил молитву одним рак‘атом. Таким образом, всего он совершил тринадцать рак‘атов». Муслим № 765.
— Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передаёт: «Однажды я заночевал у Маймуны, и по прошествии трети или половины ночи Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) проснулся, подошёл к бурдюку с водой и совершил малое омовение. Я совершил малое омовение вместе с ним. Он встал на молитву, и я встал слева от него, однако он поставил меня справа, а потом положил руку мне на голову так, будто хотел потрепать меня за ухо и разбудить меня, после чего совершил два лёгких рак‘ата, причём в каждом из них он читал “Аль-фатиху”. Затем он произнёс слова таслима, после чего продолжил молиться. Он совершил одиннадцать рак‘атов, включая витр, после чего уснул. Потом к нему пришёл Биляль и сказал: “Молитва, о Посланник Аллаха!” Тогда он встал, совершил молитву в два рак‘ата, после чего совершил утреннюю молитву с людьми». Аль-Албани, «Сахих сунан Абу Дауд», № 1215.
— ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Встав ночью, Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершал начала два лёгких рак‘ата, потом восемь (обычных), и один рак‘ат витра». А в другой версии говорится: «Он совершал вечернюю молитву (‘иша), после чего совершал два коротких рак‘ата и готовил сивак и воду для омовения. Потом, когда Аллах желал этого, он пробуждался, чистил зубы сиваком и совершал малое омовение, после чего совершал два рак‘ата, потом вставал и совершал восемь рак‘атов, читая примерно одинаковый объём в каждом рак‘ате, и завершал молитву девятым рак‘атом (витр). Когда же Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), вступил в пожилой возраст и отяжелел, он стал совершать шесть рак‘атов вместо восьми и совершал витр седьмым рак‘атом. Потом он молился сидя, читая: “Скажи: ‹О вы, неверующие›” и “Когда земля сотрясётся”». Ат-Тахави, т. 1, с. 165. Он приводит два варианта, с безупречным (сахих) иснадом. Первая часть первого варианта приводится у Муслима, № 767, а также у Абу Аваны и других.
Способ второй.
Тринадцать рак‘атов, и в восьми из них таслим произносится после каждых двух рак‘атов. После восьми следует совершить ещё пять рак‘атов, садясь только в пятом.
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), ложился спать, а, проснувшись, чистил зубы сиваком и совершал малое омовение. Потом он совершал восемь рак‘атов, садясь и произнося таслим после каждых двух рак‘атов. А потом он совершал витр в пять рак‘атов, садясь и произнося таслим только в пятом рак‘ате. А когда муаззин произносил призыв на молитву, он вставал и совершал два лёгких рак‘ата». (Ахмад. Хадис с безупречным (сахих) иснадом, отвечающий условиям альБухари и Муслима. Также Муслим, № 737, Абу Дауд, ат-Тирмизи, который назвал его достоверным, и Абу Авана).
Способ третий.
Одиннадцать рак‘атов с произнесением таслима после каждых двух рак‘атов и одним рак‘атом витра.
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт: «Обычно Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершал в период между вечерней молитвой и рассветом по одиннадцать рак‘атов. Он произносил слова приветствия после каждых двух рак‘атов, и завершал свою молитву одним рак‘атом. При этом каждый его земной поклон продолжался столько времени, что любому из вас его хватило бы на то, чтобы прочитать пятьдесят аятов, и только после этого он поднимал голову. Кроме того, после того, как первый муаззин заканчивал призыв на утреннюю молитву, он всегда совершал дополнительную молитву в два лёгких рак‘ата, после чего лежал на правом боку до тех пор, пока к нему не приходил муаззин, звавший его на молитву». Муслим, № 736, и другие.
Способ четвёртый.
Одиннадцать рак‘атов по схеме: четыре рак‘ата — таслим — четыре рак‘ата — таслим — три рак‘ата — таслим. Аль-Бухари и Муслим, со слов ‘Аиши.
Из хадиса можно понять, что Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), садился после каждых двух рак‘атов, но не произносил слова таслима.
Способ пятый.
Одиннадцать рак‘атов. Первые восемь рак‘атов читаются без сидения. В конце восьмого человек садится, произносит ташаххуд и саляват, а потом встаёт, не произнеся таслим. Потом он совершает ещё один рак‘ат витра и произносит таслим. А потом он совершает ещё два рак‘ата сидя. Этот способ описан в хадисе ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.
Са‘д ибн Хишам ибн ‘Амир, передаёт, что он спросил Ибн ‘Аббаса о витре Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), и тот сказал в ответ: «Не указать ли тебе на того, кто лучше всех людей на земле знает о витре Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)? Он спросил: “Кто?” Он сказал: “Аиша. Пойди к ней и спроси её”». И он пошёл к ней и попросил её: «О мать верующих, расскажи мне о витре Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)». Она ответила: «Мы готовили для него сивак и воду для омовения, и он просыпался ночью, когда было угодно Аллаху, чистил зубы сиваком и совершал малое омовение. Потом он совершал молитву в девять рак‘атов, во время которой сидел только после восьмого рак‘ата. В восьмом он поминал Аллаха, восхвалял Его и призывал благословение на Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), обращался к Аллаху с мольбами и вставал, не произнося таслим. Затем он совершал девятый рак‘ат, и поминал Аллаха, восхвалял Его и призывал благословение на Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), обращался к Аллаху с мольбами и произносил таслим так, что мы слышали его. Затем, после таслима он совершал молитву в два рак‘ата сидя, всего же количество рак‘атов молитв, которые он совершал ночью, было равно одиннадцати, о сынок. А когда Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), достиг преклонного возраста и отяжелел, он стал совершать витр в семь рак‘атов. После чего совершал молитву в два рак‘ата так же, как и прежде, всего же количество рак‘атов молитв, совершавшихся им ночью, стало равняться девяти, о сынок».
Способ шестой.
Девять рак‘атов. Из них шесть без сидения между ними. После шестого молящийся садится, произносит ташаххуд и саляват, после чего встаёт, не произнеся таслима, потом совершает один рак‘ат витра и произносит таслим, а потом совершает два рак‘ата сидя. Этот способ описывался в приведённом выше хадисе ‘Аиши.
Так Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), совершал ночную молитву и витр. Можно добавить и другие способы, уменьшив число рак‘атов в упомянутых способах, поскольку известно, что разрешается ограничиваться одним рак‘атом. Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), сказал:«Кто желает, пусть совершает пять рак‘атов, а кто желает, пусть совершает три рак‘ата, а кто желает, пусть совершает один рак‘ат». Этот хадис приводится выше. Этот хадис является доказательством того, что разрешается совершать витр тремя упомянутыми способами, хотя и нет достоверных сообщений, указывающих на то, что сам Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), поступал так. В достоверном хадисе ‘Аиши говорится, что он не совершал витр меньше чем в семь рак‘атов, как говорилось выше. Эти три или пять рак‘атов человек может совершать с одним сидением и одним таслимом, как описывалось во втором способе, и он может садиться после каждых двух рак‘атов без таслима, как указано в четвёртом способе. А если желает, он может садиться и произносить таслим после каждых двух рак‘атов, и это лучше всего, как описано в третьем и других способах.
Пишет шейх Аль Альбани:
Я написал об этом детально в моей книге «Салат-ут-Таравих» (стр. 101-115) поэтому я счёл нужным вкратце обсудить этот вопрос, чтобы облегчить его для читателя и напомнить ему следующее:
Первый вид: состоит из тринадцати ракатов, которые начинаются с двух коротких ракатов. Согласно самому правильному мнению, это два раката сунны, совершаемые после намаза ‘Иша, либо – это два специальных раката, с которых начинается ночной намаз, как было указано ранее. После этого совершаются два очень длинных раката. Затем совершаются два других раката, затем ещё два раката. Затем ещё два раката и ещё два раката. Затем одним ракатом совершается Витр.
Второй вид: состоит из тринадцати ракатов. Совершаются восемь ракатов с таслимом после каждых двух ракатов. Затем совершается Витр пятью ракатами и при этом таслим говорится только в пятом ракате.
Третий вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых таслим говорится после каждых двух ракатов, а затем в конце совершается Витр одним ракатом.
Четвёртый вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых совершаются четыре раката и таслим говорится в четвёртом ракате. Затем в том же виде совершаются ещё четыре раката и завершается с тремя ракатами (для Витра).
Оставался ли Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в сидящем положении после каждого второго раката при совершении намаза из четырёх или трёх ракатов? Мы не находим ясного ответа на это, но оставаться в сидящем положении (для ташаххуда) при совершении намаза из трёх ракатов не узаконено (в религии)!
Пятый вид: состоит из одиннадцати ракатов, в которых совершаются восемь ракатов с приседанием лишь в восьмом ракате. Во время сидящего положения (в восьмом ракате) говорится ташаххуд и салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а затем человек встаёт без таслима. Затем совершается Витр одним ракатом и после завершения говорится таслим. Это составляет девять ракатов. После этого совершаются два раката в сидящем положении.
Шестой вид: Совершаются девять ракатов, при этом человек садится лишь после шестого раката. Затем читается ташаххуд и салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), после человек встаёт опять без таслима. Затем совершается Витр тремя ракатами и по завершении говорится таслим, и т.д. (остальное совершается в том же виде, как указано в предыдущем виде).
[Важное полезное примечание]: После упоминания хадиса Аишы и других сообщений, относительно различных манер совершения ночного намаза Ибн Хузейма сказал в своём «Сахихе» (2/194): «Поэтому разрешено совершать (ночной) намаз с угодным для каждого числом ракатов согласно тому, что делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и в той манере, в какой он это делал. Никому не запрещается делать что-либо из этого». Это утверждение согласно тому, что понимается из этого, полностью соответствует нашему мнению, т.е. придерживаться числа, которое достоверно сообщается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ничего к этому не добавляя. Вся хвала Аллаху за одарение нас этим и я молю Его продолжать (одарять нас) Своим благословением [Конец примечания].
Что касается совершения пяти или трёх ракатов с сидением после каждого второго раката, но без таслима, то мы не нашли никакого достоверного сообщения, о том, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал это. На самом же деле это разрешено, однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил нам совершать витр с тремя ракатами, указав причину в своём высказывании:«И не уподобляйте это намазу Магриб». [Этот хадис привели Ат-Тахави, Ад-Даракутни и другие. См. «Ат-Таравих» стр. 99 и 110].
Следовательно, если кто-либо совершает витр с тремя ракатами, то он не должен уподоблять это намазу Магриб. Это можно сделать двумя способами:
1. Произнести таслим между чётным и нечётным числом ракатов (т.е. между вторым и третьим ракатами). Это более достоверно и предпочтительней.
2. Не сидеть между чётным и нечётным числом ракатов (т.е. совершить три раката без остановки с одним таслимом) и Аллах знает лучше.
Источник: Перевод книги шейха Аль Альбани: «Ночной намаз в месяце Рамадан».