Глава 2. основные задачи лечебной гимнастики по периодам лечения в учебном году

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЛЕЧЕНИЯ (сентябрь — октябрь)

Специальное обследование больных. Комплектование учебных групп и закрепление их за инструкторами ЛФК. Сообщение теоретических сведений. Обучение подсчету пульса. Постепенная адаптация организма и подготовка его к предстоящим физическим нагрузкам основного пе­риода лечения. Освоение исходных положений для выпол­нения симметричных и асимметричных упражнений. Обучение переворотам из одного исходного положения в другое и переходам. Усвоение различных видов ходьбы в сочетании с движениями рук, туловища и головы. Разу­чивание элементарных движений рук, ног, туловища и головы в различных симметричных и асимметричных исходных положениях. Освоение симметричных общеукре­пляющих и комбинированных упражнений без предметов, с предметами, на предметах. Последовательное укрепление мышц шеи, плечевого пояса, грудной клетки, а также спины, живота, ног и рук. При этом основной акцент де­лается на восстановление и укрепление измененных, ослаб­ленных мышечных групп в зоне локализации сколиоза. В этой зоне создается "мышечный корсет" для стабилиза­ции позвоночника. Одновременно осваиваются упражне­ния на внимание, расслабление, развитие координации движений и функции равновесия и балансирования. Отра­батываются упражнения на широкой и узкой опорах, на месте и при передвижении. Разучиваются упражнения в балансировании по методу Хаглюнга—Зильберштейна с предметами на голове, перед зеркалом.

Освоение упражнений, активно вытягивающих позво­ночник по продольной оси. При их выполнении включает­ся волевой фактор напряжения мышц шеи, туловища, рук и ног. Вытягивание рук вверх и ног вниз до предела при выполнении этих упражнений в различных исходных положениях. Освоение метода самовытяжения туловища с опорой кистей рук на кости таза с последующим расслаб­лением мышц в различных исходных положениях.

В ходе обучения последовательно решаются задачи постановки правильного, полного дыхания и его естествен­ного сочетания с движениями рук, ног, туловища и голо­вы. Осваивается грудное, диафрагмальное и полное ды­хание. Тренируется согласованность ритма и глубины дыхания с движениями рук, ног, туловища. Осваиваются упражнения в разновидностях дыхания: статического, динамического, верхне-, средне- и нижнегрудного. Разучи­ваются упражнения, расширяющие и увеличивающие деформированную грудную клетку при сколиозе. Ведется обучение упражнениям с односторонним дыханием, в асимметричных исходных положениях, а также упражне­ниям, укрепляющим и увеличивающим подвижность диафрагмы. Осваиваются упражнения, расслабляющие различные группы мышц.

Ведется обучение учащихся методам и приемам форми­рования правильной осанки. Предварительно инструктор знакомит каждого из них перед зеркалом с локализацией и характером признаков имеющихся дефектов сколиоза и нарушения осанки. Дети обучаются умению использовать волевое напряжение и расслабление мышечных групп для исправления дефекта и уменьшения асимметрии располо­жения частей тела. Проводится обучение приемам самокор­рекции и самовытяжения у зеркала в положении стоя. Используются методы устранения общей скованности, уменьшения наклона головы вперед и в сторону, а также исправления асимметрии расположения надплечий. Осваи­ваются приемы выравнивания сведенных вперед плеч, выступающих углов лопаток и неодинакового уровня их расположения. Разучиваются упражнения, выравниваю­щие отклонение туловища в сторону, волевым напряже­нием мышц у зеркала, под контролем уменьшения углуб­ленного треугольника талии. Учащиеся овладевают упражнениями, уменьшающими перекос таза, а также наклон его вперед. Волевым сокращением мышц передней стенки живота устраняется его выпячивание вперед и увеличен­ный поясничный гиперлордоз.

Производится обучение навыкам правильного держа­ния тела. С этой целью используются методы воспитания правильной осанки с помощью мышечно-суставного чувст­ва у стены и зрительного контроля за осанкой у зеркала. После развития достаточной координации движений пере­ходят к разучиванию специальных корригирующих асим­метричных и деторсионных упражнений. В частности, осваиваются односторонние движения рук или ног в асим­метричных исходных положениях. Эти положения создают косую установку линии плечевого и тазового поясов и выгибают грудную или поясничную дуги искривления поз­воночника в обратную сторону. Осваиваются односторон­ние движения туловища на противовыгибание дуги ис­кривления с упором руки и др.

Дети также обучаются выполнению упражнений, изби­рательно укрепляющих мышцы спины на выпуклой сторо­не грудного и поясничного сколиозов. Разучиваются упраж­нения, развивающие силовую выносливость мышц с исполь­зованием отягощений и сопротивления. На уроке эти упражнения чередуются с расслабляющими и дыхатель­ными упражнениями.

В конце подготовительного периода инструкторами ЛФК организуются и проводятся открытые уроки лечебной гимнастики для родителей с целью ознакомления их с упражнениями для дальнейшего применения их детьми в домашних условиях в выходные дни и каникулы.

Наши рекомендации