Взаимосвязь в работе врача и инструктора лфк
Для организации качественного лечебно-учебного процесса ЛФК, который обеспечивает консервативное лечение детей и подростков, больных сколиозом, а также коррекции нарушений осанки, между врачом и инструктором ЛФК устанавливается профессиональная взаимосвязь. Тесный рабочий контакт наступает между ними после установления врачом ЛФК развернутого диагноза и описания им формы и функций опорно-двигательного аппарата. В дальнейшем формируются задачи ЛФК, назначаются лечебные и профилактические мероприятия. Инструктором на основании этого составляется план занятий ЛФК и организуется его выполнение.
Врач обязан периодически присутствовать на уроках, проверять действия каждого занимающегося с точки зрения правильности методики выполнения назначенных упражнений в соответствии с лечебными целями и задачами коррекции сколиоза или нарушений осанки. При необходимости врач и инструктор ЛФК совместно обсуждают и анализируют недостатки, имеющие место в проведении урока. Вскрывают причины недостаточной коррекции и в случае надобности изменяют назначение (характер упражнений, методику, дозировку и т. д.). В ходе обучения технике исполнения специальных корригирующих упражнений инструктор и врач вместе анализируют применяемые методики, устраняют имеющиеся недостатки при построении урока, определяют, насколько соответствуют используемые методики возможностям ребенка.
Инструктор обязан информировать врача о наблюдаемых в ходе урока особенностях в поведении детей и подростков при коррекции сколиоза и нарушений осанки, которые осложняют ведение занятий ЛФК (вялость, неточность движений, пропуски занятий и т. д.). Выясняют эти особенности, их причины и устраняют их.
Результаты первичного специального обследования больных врачом ЛФК и повторного, в динамике лечения, обсуждаются совместно. При этом анализируются полученные клинико-рентгенологические наблюдения и показатели функционального состояния организма и сравниваются до и после лечения. Основываясь на этих сведениях, намечают и выполняют планы дальнейших лечебных, профилактических и педагогических мероприятий.
Врач ЛФК помимо своих сугубо медицинских знаний о нозологической форме болезни и ее клинике должен хорошо знать анатомо-физиологические особенности и патологию, иметь представление о биомеханике сколиоза — механизмах нарушения при различных видах нарушения осанки, а также корригирующих, лечебных механизмах. Он должен знать педагогические и психологические аспекты уроков ЛФК.
Инструктор ЛФК помимо знания классификации общих симметричных общеукрепляющих упражнений должен иметь четкое представление о классификации специальных корригирующих асимметричных и деторсионных упражнений и механизме их воздействия. Кроме того, он должен понимать основную сущность признаков и дефектов, имеющихся при сколиозе и нарушениях осанки у каждого занимающегося, и их локализацию.
Для повышения своих профессиональных знаний в области лечебной физкультуры врач и инструктор ЛФК принимают активное участие в работе методического объединения ЛФК и обсуждении актуальных практических вопросов.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Врач и инструктор кабинета корригирующей ЛФК совместно ведут плановую и постоянную инструктивно-методическую работу не только с детьми и подростками со сколиозом и нарушениями осанки, но и с их родителями. В задачу работы с родителями входит разъяснение необходимости преемственности и беспрерывности консервативного лечения сколиоза, поскольку лечебной гимнастикой нужно заниматься не только в кабинетах ЛФК поликлиник, школ и учебных заведений, но и продолжать ее в домашних условиях самостоятельно, под контролем родителей. С этой целью дети и подростки под руководством инструктора ЛФК на уроках разучивают комплексы упражнений для домашних занятий в форме индивидуальных заданий. Ежедневное выполнение индивидуальных заданий лечебной гимнастики дома особенно необходимо в тех случаях, когда занятия в кабинетах ЛФК организованы два или три раза в неделю. При такой ситуации занимающиеся обязаны выполнять комплексы лечебной гимнастики дома в остальные дни недели, в летние и зимние каникулы, когда кабинеты ЛФК, организованные при школах и учебных заведениях, не работают. В результате возникают длительные перерывы в курсах консервативного лечения сколиоза. Тогда основная забота и контроль за выполнением лечебной гимнастики ложатся на родителей.
В порядке ознакомления родителей с методикой контроля и содержанием индивидуальных комплексов упражнений, выполняемых дома детьми и подростками, врач и инструктор организуют открытые уроки в кабинете ЛФК. Кроме того, в индивидуальных беседах с родителями и на родительских собраниях врач ЛФК сообщает необходимые сведения о сущности сколиоза и нарушениях осанки, о причинах их возникновения и методах предупреждения и лечения. Дается необходимая информация об организации занятий лечебной гимнастикой в домашних условиях, а также о методиках выполнения оздоровительного, двигательного режимов и разгрузке позвоночника в домашнем распорядке дня ребенка.
Первичный осмотр детей врачом в кабинете ЛФК необходимо проводить в присутствии родителей. При этом врач обращает внимание родителей на признаки и дефекты искривления позвоночника и нарушений осанки, выявляемые у ребенка. Он кратко объясняет каждому родителю причины искривления и необходимое лечение, а также предупреждает о склонности сколиоза к дальнейшему прогрессированию, особенно в периоды роста скелета. Родители должны знать, что сколиоз трудно исправить, можно лишь задержать его прогрессирование или стабилизовать его течение. В ряде случаев возникает срочная необходимость в оперативном лечении. Одновременно с этим врач выясняет у родителей условия жизни ребенка и дает исчерпывающие разъяснения по вопросам оздоровительного режима в домашних условиях. Врач ЛФК напоминает родителям о необходимом характере питания, соблюдении нормальных условий сна, работы, досуга, о пребывании ребенка на свежем воздухе. Подробно рассказывает, как устроить сон ребенка на твердой основе кровати (со щитом). При необходимости врач показывает методику выполнения корригирующих поз и укладок в домашних условиях.
При наличии у ребенка нервно-мышечной и костно-связочной недостаточности опорно-двигательного аппарата, которая может быть связана с соматическими нарушениями (недостаточное питание, малокровие, неврозы и т. д.), врач ЛФК рекомендует родителям снять дополнительные нагрузки, которые могут быть помимо школьных занятий, улучшить питание, создать благоприятные условия в течение дня для разгрузки позвоночника.
Следует объяснить родителям, что при прогрессирующих декомпенсированных сколиозах и слабом мышечном тонусе и силе мышц ребенку не следует плавать в спортивных бассейнах, корригировать сколиоз способами мануальной терапии, растягивающими позвоночник. Плавание в лечебном бассейне под контролем врача ЛФК можно рекомендовать лишь при стабильно текущих и медленно прогрессирующих сколиозах. А при быстро прогрессирующих искривлениях позвоночника плавание разрешается после укрепления мышц туловища и уравновешивания дуг искривления, с переходом сколиоза в медленно прогрессирующую форму течения.
Необходимо напомнить родителям, что дети и подростки со сколиозом освобождаются от уроков физического воспитания в школах и учебных заведениях. Им необходимо заниматься ЛФК в специальных медицинских группах. Говоря о двигательном режиме, врач предостерегает от использования двигательных актов, при которых увеличивается подвижность дуг искривления позвоночника и его торсия, что может способствовать прогрессированию сколиоза. В течение дня дети и подростки не менее двух часов должны пребывать на свежем воздухе.
Их следует временно освобождать от дополнительных нагрузок как в школе, так и дома. Например, от музыкальных занятий, кружков и так далее. Детям, больным сколиозом, показан отдых среди дня не менее полутора-двух часов с разгрузкой позвоночника или в положении корригирующей позы и укладки.
У родителей больных сколиозом детей должна быть тесная связь с педагогами школы. Именно учитель в классе во время занятий должен контролировать правильную посадку ребенка за парту и правильную рабочую позу в момент занятий.
Учитывая, что дети от 5 до 10—12 часов в день сидят с нагрузкой на позвоночник, необходимо в школах создавать оптимальные условия. Это прежде всего наличие мебели, соответствующей росту, правильное освещение. Основные требования для соблюдения рабочей позы учащихся во время занятий следующие: максимальная опора туловища, ног, симметричное положение головы, плечевого пояса, ног, рук. Это будет способствовать коррекции нарушений осанки у больных детей и предотвращению их появления у здоровых.