Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция

Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция

Москва, "Просвещение", 1992

ББК 74.3 М32

Рецензент методист я/с № 890 Хорошевского р-на Моск­вы Л. Т. Воробьева

Мастюкова Е. М.

М32 Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.—М.: Просвещение, 1992.—95 с.: ил.—ISBN 5-09-004049-4.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органическо­го поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфе­ре детей.

Книга предназначена дефектологам, психологам, воспитателям ано­мальных детей, будет интересна студентам дефектологических факуль­тетов, родителям.

М 4310010000-339 ,бз_92(заказ по КБ-34-1991) ББК 74.3 103(03)—92

ISBN 5-09-004049-4 @ Мастюкова Е. М., 1992

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Виды и причины отклонений в развитии у детей

Причины отклонений в развитии

Возрастные закономерности психомоторного развития детей в норме и патологии

Основные закономерности возрастного развития

Психомоторное развитие ребенка первого года жизни

Роль речи в психическом развитии ребенка

Особенности отклонений в развитии детей раннего возраста

Ранняя диагностика отклонений в развитии

Основные методы и критерии медицинской диагностики

Основные формы аномального психического развития

Умственная отсталость

Задержка психического развития

Тяжелые нарушения речи

Сенсорные и двигательные нарушения

Нарушения общения

Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии

Заключение

Литература

ОТ АВТОРА

Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обу­чения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.

Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психи­ческого развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало: они с самого раннего возраста нуждают­ся в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.

Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных меро­приятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают дви­гательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их край­не сложно.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается свое­образием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различ­ных функций, а также компенсаторных и возрастных возможно­стей ребенка.

Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нужда­ются также и в специальном лечении. Все это обусловливает не­обходимость ранней диагностики различных отклонений в психо­моторном развитии.

При диагностике аномального развития мало только констати­ровать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, ко­торый отражал бы причину и механизм нарушения развития, опре­делял бы школьный и социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы. Поэтому специалисты медико-психолого-педагогических консультаций и работники до­школьных учреждений должны хорошо ориентироваться в вопро­сах диагностики различных форм аномального развития, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции.

Предлагаемая вниманию читателей книга — результат обобще­ния многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими откло­нения в развитии, а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы. Это позволило описать не только фор­мы аномального развития, но и такие заболевания центральной нервной системы (ЦНС), при которых имеют место сложные де­фекты и отклонения психомоторного развития.

Цель данной книги — показать работникам специальных и общих дошкольных учреждений, а также родителям структуру и характер имеющихся у детей отклонений в развитии, возрастные закономер­ности формирования у них психики, приемы и методы коррекции нарушенных функций.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

Психомоторное развитие представляет собой сложный диалек­тический процесс, который характеризуется определенной после­довательностью и неравномерностью созревания отдельных функ­ций, качественным их преобразованием на новом возрастном эта­пе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

В основе психомоторного развития лежит генетическая про­грамма, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего необходимо учитывать роль наследственных факто­ров в этом отставании.

Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психо­моторного развития ребенка.

Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической рабо­ты с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значе­ние имеет знание причин и характера нарушений развития.

Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же забо­леванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с раз­личными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколь­ко своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного факто­ра, который определяет специфику поражения или нарушения раз­вития психомоторных функций.

Известно, что почти любое более или менее длительное небла­гоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявле­ния будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е. от того, на каком этапе развития мозга оно име­ло место, его длительности, от наследственной структуры организ­ма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который прояв­ляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру ано­мального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновремен­ным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т. п.

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Напри­мер, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблю­даться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь харак­тер как повреждения, так и недоразвития. Нередко наблюдает­ся их сочетание.

Особенностью детского мозга является то, что даже его неболь­шое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребе­нок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппа­рата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи прежде всего будет про­являться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышле­ния, а у детей с церебральным параличом — в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понима­ния обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруд­нения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он мо­жет повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в раз­витии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психи­ческая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверст­никами, отличается личностной и эмоционально-волевой незре­лостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружаю­щих.

Невыявленные отклонения в развитии, например слабо выра­женные дефекты зрения и слуха, прежде всего задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклоне­ний у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пре­бывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто фор­мируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний;

они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психоло­го-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Под алалией понимается специфическое языковое недоразви­тие, возникающее в результате поражения соответствующих отде­лов коры головного мозга в доречевом периоде.

Недоразвитие речи при моторной алалии всегда имеет систем­ный характер: оно охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи и сочетается с выраженными на­рушениями ее коммуникативной функции. При алалии не развито речевое подражание, вследствие чего нарушена отраженная речь, т. е. затруднено повторение слогов, слов и особенно предложений. Нарушение организации звуковых единиц в линейную последова­тельность проявляется в недостаточности или отсутствии лепета, а в дальнейшем — в своеобразных нарушениях слоговой структу­ры слов и в специфических трудностях при построении предло­жений. На каждом возрастном этапе в зависимости от уровня ре­чевого развития эти нарушения проявляются в разных формах.

При моторной алалии на всех возрастных этапах отмечается выраженное недоразвитие произносительной (экспрессивной) речи при более сохранном ее понимании (импрессивная речь).

Для алалии характерно нарушение ритмической стороны речи: ребенок говорит медленно, с паузами между слогами и словами, слова часто произносит по слогам. Грубо нарушена речевая инто­нация. Дети не улавливают и не воспроизводят с помощью высту­кивания или хлопков ритмический рисунок слова или предложения.

Ребенок не может правильно повторять слышимые им слова, причем характерны различные варианты искажений одних и тех же слов.

Пассивный словарь увеличивается очень медленно, и долгое время он ограничен словами обиходно-бытовой тематики. Дети часто неправильно понимают значения слов.

Моторная алалия тормозит процесс формирования фразовой речи. Дети с большим трудом овладевают грамматическим строем родного языка.

Такое системное недоразвитие речи при алалии не может не отразиться на психическом развитии ребенка.

Психическое развитие детей, страдающих моторной алалией, характеризуется своей неравномерностью. В раннем и дошкольном возрасте эти дети обычно проявляют интерес к игрушкам, играм, хорошо ориентируются в быту, владеют навыками самообслужи­вания, их эмоции достаточно дифференцированы. Вместе с тем уже в дошкольном возрасте отмечается ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, задерживается развитие словесно-логического мышления.

Дети с моторной алалией отличаются неравномерным развити­ем мышления. Практически-действенное и наглядно-образное мыш­ление у них значительно преобладают над абстрактно-логическим. Поэтому чем младше ребенок, тем он больше производит впечат­ление интеллектуально сохранного; его интеллектуальная недоста­точность маскируется тяжестью речевого дефекта. Однако с возрас­том все более выявляется неспособность детей к абстракциям и преобладание конкретно-образного мышления над словесно-логическим. Поэтому у них с трудом формируются понятия о форме и величине предметов, операции сравнения, обобщения по сущест­венным признакам, навыки счета.

Характерны нарушения умственной деятельности в виде замед­ленности мышления, его трудной переключаемости, выраженной истощаемости и пресыщаемости. Кроме того, эти дети отличаются малой психической активностью, слабостью побуждений, повышен­ной тормозимостью, склонностью к негативизму. Они отказывают­ся от выполнения заданий, требующих от них интеллектуально­го напряжения. Частыми являются также нарушения функций активного внимания и памяти, при этом в первую очередь страдает словесная (вербальная) память.

В регуляции произвольной деятельности ведущая роль принад­лежит речи. Поэтому при моторной алалии всегда имеет место нарушение произвольной регуляции психических процессов и ребенок постоянно нуждается в организующей помощи взрос­лого.

Судорожный синдром и острая сенсомоторная афазия и алалия (синдром Ландау — Клеффнера). Синдром впервые описан в 1957 году. Он характеризуется сочетанием эпилепсии с острой сенсомоторной афазией или с алалией.

При афазии заболевание возникает остро, без видимой причи­ны и проявляется в утрате возможности понимать обращенную речь и говорить. Судорожные приступы в одних случаях предшест­вуют афазии, в других — возникают через определенный срок пос­ле потери речи. Они могут также проявляться атипично, и их эпи­лептическая структура может быть определена лишь с помощью ЭЭГ. Речевой дефект отличается стойкостью и сочетается со спе­цифическими трудностями обучения, нарушениями поведения и ин­теллектуальной деятельности. Кроме того, у детей часто прояв­ляются двигательная расторможенность, аффективная возбуди­мость, расстройства внимания и речевой негативизм.

При алалии с первых лет жизни выявляется стойкое систем­ное недоразвитие речи, сочетающееся с нарушениями поведения и умственной работоспособности. Речевой дефект сопровождается судорожными приступами, которые характеризуются большим полиморфизмом.

Диагностика синдрома всегда основывается на данных ЭЭГ-обследования.

Ранняя диагностика данного синдрома имеет важное значе­ние для эффективной реабилитации этих детей.

Синдром Ландау — Клеффнера следует отличать от глухоты, ран­него детского аутизма, деменции.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ

Ранний детский аутизм (РДА) представляет собой особый ва­риант аномального развития, который чаще всего проявляется в первые 2—3 года жизни ребенка. Основным его признаком являет­ся нарушение контакта ребенка с окружающим миром и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собствен­ных переживаний, отгорожен от внешнего мира. Он замкнут и избе­гает общения с детьми, не смотрит в глаза окружающих, отстра­няется от телесного контакта и ласки близких. Он как бы не заме­чает других людей; предоставленный сам себе, может однообразно потряхивать руками, подпрыгивать на месте или бегать на пальцах по кругу, нашептывать, выкрикивать отдельные слова или звуко­сочетания и т. п.

Для этих детей характерна однообразная, как бы нецеленаправ­ленная двигательная активность, которая проявляется в прыжках, хлопках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз и других. Их двигательное беспо­койство чередуется с периодами заторможенности, застывании в одной позе. Для детей с аутизмом характерны своеобразные страхи.

Несмотря на то что детский аутизм был описан Л. Каннером почти полвека назад (1943), многие аспекты этого заболевания до сих пор остаются невыясненными. В настоящее время РДА изучается во всем мире на основе комплексного междисциплинар­ного подхода с учетом современных достижений нейрофизиологии, психологии, фармакологии, генетики, психиатрии и неврологии. Большое внимание уделяется ранней диагностике аутизма. Основу диагностики этого своеобразного отклонения в развитии составля­ют следующие группы основных признаков: нарушение контактов с окружающими, специфические речевые и эмоциональные откло­нения, общие специфические отклонения в психомоторном разви­тии. Характерной особенностью развития ребенка при аутизме является неравномерность развития в целом, а также отдельных психомоторных функций.

Одним из первых признаков аутизма является отсутствие зри­тельного контакта, «толчкообразный» взгляд, преобладание пери­ферического зрения над центральным при сохранности зритель­ной функции как таковой. Отмечаются также особенности и слу­хового восприятия: малыш не реагирует на речевое общение с ним, хотя слух его является нормальным.

Кроме того, на первом году жизни обращают на себя внимание нарушения жизненно важных функций при отсутствии явных со­матических и неврологических расстройств. Так, уже с первых ме­сяцев жизни может возникнуть проблема с кормлением за счет не­достаточной координации сосательных и глотательных движений, очень рано ребенок начинает отказываться от груди, в дальнейшем он плохо жует, долго держит пищу во рту, крайне избирателен в еде, отказывается от всех новых видов пищи; у него также выраже­ны нарушения сна, с большим трудом формируются навыки опрят­ности. Но больше всего у него нарушено эмоционально-личност­ное развитие. Важным критерием ранней диагностики аутизма является нарушение довербального коммуникативного поведения.

Умственные способности детей, страдающих аутизмом, могут быть различными.

Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция - student2.ru

Рис. 21. Ребенок с синдромом ломкой Х-хромосомой и аутизмом

В одних слу­чаях интеллект сохранен, но раз­вит негармонично, в других — отмечается умственная отста­лость, и, наконец, среди таких детей встречаются одаренные. Однако во всех случаях, как это уже подчеркивалось выше, име­ет место своеобразная неравно­мерность их психомоторного раз­вития.

Аутизм возникает под влияни­ем различных причин. Но во всех случаях ведущее значение имеет наследственная предрасположен­ность к подобной своеобразной форме аномального развития. Аутизм наблюдается во всех со­циальных классах и этнических группах. Его средняя частота 1:10000 с явным преобладанием лиц мужского пола (4 мальчика и 1 девочка).

При воспитании детей с аутизмом родители должны быть пси­хотерапевтами, действующими совместно с педагогом, .психологом и врачом.

Отдельные проявления аутизма могут наблюдаться у различ­ных категорий детей с отклонениями в развитии. Например, возможно сочетание аутизма с болезнью Дауна, фенилкетонурией и другими формами умственной отсталости. Особый интерес в этом плане представляет наличие аутистических форм поведения при так называемой Х-сцепленной умственной отста­лости и в первую очередь при синдроме ломкой Х-хромосомы (см. рис. 21).

Интенсивные исследования, проводимые в последние годы во многих странах, показали высокую частоту этого заболевания, сопоставимую лишь с частотой болезни Дауна — самой распростра­ненной формой умственной отсталости. По данным зарубежных авторов, его частота среди умственно отсталых мальчиков состав­ляет 1,9—5,9%. В среднем в общей популяции частота этого забо­левания составляет 1:1350 среди мальчиков и 1:2033 среди дево­чек, или 1:1634 среди детей обоего пола.

Раннее выявление детей с ломкой Х-хромосомой имеет важ­ное значение для своевременной психолого-педагогической коррекционной работы и лечения. В связи с этим специалистам и роди­телям важно знать ранние признаки этого заболевания.

Характерными признаками данного заболевания являются нормальные или превышающие норму вес и длина при рождении в сочетании с некоторым увеличением окружности головы; обычно это блондины со светлыми глазами. У них удлиненное лицо, высо­кий лоб, уплощенная средняя часть лица и некоторое увеличение нижней челюсти (см. рис. 22).

Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция - student2.ru

Рис. 22. Внешний вид детей с синдромом ломкой Х-хромосомой

Отмечается повышенная часто­та подслизистых расщелин нёба или язычка. Обращают на себя внимание большие оттопыренные уши, деформации зубов, несколь­ко увеличенные кисти рук, повышенная подвижность суставов и растяжимость кожи. У некоторых мальчиков уже при рождении можно отметить увеличение размеров яичек при нормально разви­том половом члене.

Ранняя диагностика этой формы умственной отсталости имеет важное значение для своевременного проведения лечебно-коррекционных мероприятий и для медико-генетического консультирова­ния семьи, что позволяет предупредить дальнейшее рождение де­тей с данным заболеванием. Однако отсутствие выраженных врож­денных пороков развития при этом синдроме затрудняет его ран­нюю диагностику. Поэтому для диагностики заболевания большое значение имеет раннее выявление специфических отклонений в физическом, психомоторном и речевом развитии.

При этом к характерным признакам относятся следующие.

1. Тенденция к более интенсивному внутриутробному росту плода и ускоренному физическому развитию в первые годы жизни в сочетании с выраженным отставанием в моторном, умственном и речевом развитии.

2. Среди отставании в развитии различных моторных навыков особенно обращает на себя внимание нерезко выраженная задерж­ка в развитии сидения и самостоятельной ходьбы.

3. Одним из наиболее характерных признаков является отстава­ние в развитии речи. Часто это первая жалоба, с которой родите­ли обращаются к врачу. Первые слова у этих детей появляются в среднем к 2—2,5 годам, фразовая речь формируется после 3,5 лет.

На протяжении всего дошкольного периода обращает на себя внимание выраженное нарушение звукопроизношения. Кроме того, у некоторых детей отмечаются грубый голос, тенденция к повторению отдельных звуков, слогов, слов; иногда имеют место призна­ки своеобразного заикания.

4. Интеллектуальная недостаточность различной степени выра­женности сочетается с нарушениями внимания, памяти, поведения.

Кроме того, у детей даже при нерезко выраженной интеллек­туальной недостаточности с большим трудом формируется право-левая ориентация, задержано развитие пространственных пред­ставлений, конструктивной деятельности. В дальнейшем эти дети с трудом овладевают навыками счета и письма.

5. Для детей типичны нарушения поведения в виде двигатель­ной расторможенности, импульсивности. Кроме того, их поведение иногда напоминает аутистическое: они, как и дети с РДА, избега­ют глазного контакта, производят различные стереотипные дви­жения руками в виде потряхиваний, похлопываний, испытывают страхи и т. п. Однако структура их эмоциональной сферы качест­венно иная, чем у детей с аутизмом. Дифференциальный диагноз этих заболеваний осуществляется детским психиатром.

Мастюкова Елена Михайловна

РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Зав. редакцией Т. С. Залялова Редактор М. А. Степанова Младший редактор А. Н. Синицына Художник С. А. Трофимов Художественный редактор Л. Н. Сельянов Технический редактор Г. В. Субочева Корректор И. Н. Пешкова

ИБ № 14313

Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция

Москва, "Просвещение", 1992

ББК 74.3 М32

Рецензент методист я/с № 890 Хорошевского р-на Моск­вы Л. Т. Воробьева

Мастюкова Е. М.

М32 Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.—М.: Просвещение, 1992.—95 с.: ил.—ISBN 5-09-004049-4.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органическо­го поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфе­ре детей.

Книга предназначена дефектологам, психологам, воспитателям ано­мальных детей, будет интересна студентам дефектологических факуль­тетов, родителям.

М 4310010000-339 ,бз_92(заказ по КБ-34-1991) ББК 74.3 103(03)—92

ISBN 5-09-004049-4 @ Мастюкова Е. М., 1992

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Виды и причины отклонений в развитии у детей

Причины отклонений в развитии

Возрастные закономерности психомоторного развития детей в норме и патологии

Основные закономерности возрастного развития

Психомоторное развитие ребенка первого года жизни

Роль речи в психическом развитии ребенка

Особенности отклонений в развитии детей раннего возраста

Ранняя диагностика отклонений в развитии

Основные методы и критерии медицинской диагностики

Основные формы аномального психического развития

Умственная отсталость

Задержка психического развития

Тяжелые нарушения речи

Сенсорные и двигательные нарушения

Нарушения общения

Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии

Заключение

Литература

ОТ АВТОРА

Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обу­чения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.

Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психи­ческого развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало: они с самого раннего возраста нуждают­ся в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.

Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных меро­приятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают дви­гательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их край­не сложно.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается свое­образием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различ­ных функций, а также компенсаторных и возрастных возможно­стей ребенка.

Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нужда­ются также и в специальном лечении. Все это обусловливает не­обходимость ранней диагностики различных отклонений в психо­моторном развитии.

При диагностике аномального развития мало только констати­ровать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, ко­торый отражал бы причину и механизм нарушения развития, опре­делял бы школьный и социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы. Поэтому специалисты медико-психолого-педагогических консультаций и работники до­школьных учреждений должны хорошо ориентироваться в вопро­сах диагностики различных форм аномального развития, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции.

Предлагаемая вниманию читателей книга — результат обобще­ния многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими откло­нения в развитии, а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы. Это позволило описать не только фор­мы аномального развития, но и такие заболевания центральной нервной системы (ЦНС), при которых имеют место сложные де­фекты и отклонения психомоторного развития.

Цель данной книги — показать работникам специальных и общих дошкольных учреждений, а также родителям структуру и характер имеющихся у детей отклонений в развитии, возрастные закономер­ности формирования у них психики, приемы и методы коррекции нарушенных функций.

Наши рекомендации