Комментарий: Синдром отличника
Я уже вскользь упоминал о синдроме отличника. Теперь же этот комментарий пишу в основном для профессионалов. Здесь без терминологии не обойтись. Непрофессионалы могут эту статью пропустить или воспользоваться глоссарием. Но я здесь упускаю статистику. Думаю, что профессионалы не будут в претензии, а я уже не претендую на признание. Для меня это факт. Пишу в форме статьи. Кому будет неинтересно из-за некоторого количества терминов, можете пропустить.
Актуальность проблемы. 20-летнее изучение проблемы неврозов показало, что среди пациентов этого профиля образовательный, культурный и интеллектуальный уровень выше общей популяции и выше, чем у лиц, достигших успехов в своей жизни и занимающих довольно высокое социальное положение. Установлено, что среди аспирантов вузов число отличников достигает не более 10 процентов, тогда как практически каждый вуз имеет возможность укомплектовать аспирантуры лицами, окончившими институт с отличием. Наш опыт лечения неврозов показал, что при успешном лечении отличники-неудачники, несмотря на, казалось бы, поздний возраст, довольно быстро достигали высокого статуса не только в плане здоровья, но и в своем социокультурном окружении, обходя тех, кто сумел благодаря психологической тренированности обойти их в молодости. При этом у них раскрывались такие способности, о которых они и не мечтали.
Получается парадоксальная ситуация, при которой люди с высоким интеллектом вместо того, чтобы приносить пользу обществу и себе, страдают неврозами и психосоматическими заболеваниями и испытывают душевные муки из-за того, что не смогли состояться как личности.
Все это предопределило цели и задачи исследования, которые сводились не только к разработке методов лечения больных неврозами и психосоматическими заболеваниями, но и к выяснению причин, приводящих к развитию синдрома отличника. Наиболее полно были изучены больные неврозами. Для их обследования использовался клинический, биографический и экспериментально - психологический методы. Они же получали разработанное нами комплексное леченые, которое включало в себя воздействие на психопатологический синдром, личностно - ориентированные методы психотерапии, воздействие на соматовегетативную симптоматику и выведение из стрессового состояния. Подробности этого подхода изложены в многочисленных моих публикациях. На этом я подробно останавливаться не буду.
Материалы и методы исследования. В данном сообщении будут изложены результаты обследования группы риска и работы с ними. Обследовались отличники учебы, окончившие школу с медалью, и выпускники вузов, окончившие институт с отличием, или, как они сами любят говорить при каждом удобном и неудобном случае, «с красным дипломом».
Методы исследования: биографический метод, примером которого является данная книга. Исследовались также темперамент, структура характера (социоген), эмоциональность, интеллект и другие психологические характеристики. В процессе работы с личностями — носителями синдрома отличника эти обследования повторялись. Кроме того, изучалось изменение качества жизни, социальное положение и пр.
Методы лечения были в основном направлены на коррекцию личностного комплекса. При необходимости назначались малые транквилизаторы (успокаивающие средства). Кроме того, все они обучились аутогенной тренировке и некоторым способам самокоррекции. Большинство лечилось амбулаторно и вне рамок лечебного учреждения (на занятиях клуба KPOCC), не очень подозревая, что их лечат. Они обучались методике самокоррекции, умению общаться один на один (психологическое айкидо). Большинство из них обучалось также управленческим приемам. Некоторые посещали циклы психологии публичного выступления.
Всего было обследовано и скоррегировано 47 человек. Далее для изучения стойкости эффекта велось катамнестическое наблюдение в течение 5—10 лет.
Анализ полученного материала показал, что все страдающие синдромом отличника воспитывались в условиях повышенной моральной ответственности, что привело к формированию нестабильного личностного комплекса, примером которого может быть личность Вечного Принца. Реже, встречалось оранжерейное воспитание. Они в детстве подают большие надежды, но потом их, как правило, не оправдывают.
Общие признаки. Структура личности: способности выше средних, темперамент — чаще меланхолики, реже холерики, почти никогда флегматики или сангвиники. Структура характера: раболепствующие тираны, высокомерные, гадкие утята, реже снобы, Пациенты отличались высоким интеллектом и положительными социальными установками, часто гиперсоциальными. В эмоциях — большой удельный вес тревоги. Тревожность довольно часто становилась чертой характера. При дальнейшем развитии тревожность переходила в страхи, и трусость становилась чертой характера. Эта трусость — не обычная, а психологическая. Они боятся выглядеть несостоятельными в глазах социального окружения. Компенсаторным моментом является такая черта, как перфекционизм — стремление делать все в совершенстве, что приводит к лишней трате сил при выполнении обычных заданий. В результате развивается повышенная утомляемость, падает работоспособность. Постепенно эмоциональный фон проявляется общей подавленностью, затем глухой тоской, выраженность которой постоянно повышается. Дело часто заканчивается ощущением бесцельности, бессмысленности и бесполезности своего существования, чувством одиночества, психологической раздвоенности. За профессиональной психологической или психотерапевтической помощью обращаются поздно, ибо болезнь дебютирует психосоматическими симптомами, и их можно видеть на приме врачей практически любой специальности.
Среди этих заболевший чаще всего встречаются сердечно-сосудистые расстройства, от колебаний, артериального давления до инфарктов миокарда и кровоизлияний в мозг.
Могут наблюдаться также перебои сердечных сокращений. Терапевты ставят им разные диагнозы, но чаще всего нейро-циркуляторная дистония.
На втором месте стоят ощущения, исходящие из желудочно-кишечного тракта. Тогда ставятся диагнозы хронического гастрита или колита, дискинезия желчных путей и пр. Врачи это знают, читателей-непрофессионалов не хочу переутомлять медицинской терминологией. Встречаются и такие болезни, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
Беспокойства со стороны дыхательной системы проявляются затруднениями вдоха, покашливаниями, лающим сухим кашлем, спазмами и пр. В медицинской документации можно прочесть следующие диагнозы: хронический трахеит, хронический бронхит. Иногда имеется такой диагноз, как бронхиальная астма.
Посещения уролога заканчиваются формированием таких диагнозов, как хронически простатит, хронический цистит и пр.
Больных с синдромом отличника можно встретить на приеме у невропатолога, эндокринолога.
Женщины с синдромом отличника часто посещают гинеколога.
Несложный анализ показывает, что эти ощущения носят характер психологической защиты. Частые позывы на мочеиспускание позволяют не встречаться с противоположным полом, гинекологические болезни позволяют избегать сексуальных контактов с нелюбимым мужем, а язвенная болезнь становится хорошим приемом ухаживаний за своей женой, которая давно охладела к своему мужу. Но тем не менее вынуждена готовить мужу диетическое питание и уделять ему внимание (жалость вместо секса). Нарушения мозгового кровообращения позволяют несколько месяцев не выходить на нелюбимую работу, где имеют место конфликтные отношения, а тяжелое соматическое заболевание становится мощным психологическим лекарством, которое объясняет и оправдывает несбывшиеся ожидания и мечты. «Если б я не заболел...» Тогда свою несостоятельность можно списать на обстоятельства. Когда пациенты обучались правильно себя вести и решать свои проблемы, то и все симптомы проходили и даже болезни.
Кроме того, кроме соматической патологии развивается и психопатологическая симптоматика, которая коррелирует со структурой личностного комплекса. Особенностью психопатологической симптоматики является их 100 %-ная обратимость при коррекции личностного комплекса, обилие симптомов в эмоциональной сфере; никогда эта симптоматика не переходит в психоз; никогда не развивается слабоумие.
Чаще всего встречается навязчивость, нередко в форме всевозможных страхов. Отличники полностью понимают нелепость этих страхов, но ничего не могут с этим поделать. Страхи могут быть самыми разнообразными. Всего их описано около 400. Но чаще всего встречаются страхи заболеть тяжелым заболеванием. Прибавьте к болезни слово «фобия» («страх» по латыни) и вы получите название страха. Туберкулофобия - страх заболеть туберкулезом, сифилофобия — навязчивый страх заболеть сифилисом. Сейчас начинает встречаться СПИДофобия. Может быть, со страху мы моральными станем. Отличники часто боятся открытых пространств, замкнутых помещений, высоты и т. п. Не называю всё это медицинскими терминами, чтобы не разбух глоссарий. Но самый большой бич отличников — это «социофобия». Навязчивый страх выступлений в обществе, контактов с начальником, любимым человеком. Если все эти расстройства длятся достаточно долго, то отличники становятся депрессивными, тоскливыми.
В общем, депрессия становится королевой отрицательных эмоций. Все расстройства идут оттуда.
Паранойяльные расстройства проявляются возникновением сверхценных идей, пунктиком вокруг которых крутится вся жизнь больного. То он борется за справедливость, то мстит за обиду, то судится по мелочам. Лучше было бы забросить все это и начать что-то новое.
Реже отличники обрастают истерической симптоматикой. Здесь все может наблюдаться, ибо истерия — великая симулянтка.
Ну а венчает всю симптоматику депрессия. Польза ее заключается в том, что отличник начинает думать о себе, перестает суетиться. Это сберегает силы. В состоянии депрессии ему можно растолковать, что источником всех его бед метется он сам. Когда отличник в депрессии, его легче всего лечить. Иногда я сам довожу его до депрессии: лучше соображает.
Так разбазаривается наш золотой генетический фонд. Отличник не может не творить. Если он не сотворит чего-нибудь, он сотворит такую болезнь, в которой не смогут разобраться лучшие представители пашей медицины. Но все болезни рушатся, как только отличник начинает заниматься собою, растет и творит.
Что делать, ума не приложу. Я неоднократно выступал на всевозможных совещаниях, где предлагал возиться не с двоечниками. Не требовать от отличников отличной учебы, а собирать их вместе. Предлагал я и многое другое. Конечно, ничего добиться я не мог.
Ненужное соперничество
С этого же класса началось мое соперничество с Шишкой. Я не соперничал, как и он. Мы не соперничали. Скорее всего, соперничали наши родители. Учителя немножко нас стравливали. Шишкой его прозвали ребята за то, что какое-то время он был старостой. Это соперничество нам, собственно, навязали и вот как. Шишка был сыном маминой подруги, а точнее, приятельницы. Он был наполовину русский, наполовину еврей. Прически у нас были одинаковые, как «смушки каракуля» волосы, а носы смотрели в разные стороны — мой вниз, его — вверх. Он был скорее сангвинического, а я, пожалуй, меланхолического темперамента. Меня считали усидчивым, а его талантливым. Почему-то считалось, что я все беру задом, хотя собственно на учебу я времени почти не тратил. А в последующем приспособился домашние задания» особенно по математике, делать на переменках. Правда, я много читал, но, насколько помню, много размышлял. Скорее всего, это была умственная жвачка несколько хронически депрессивного, недовольного и неуверенного в себе ребенка. В общем, скорее всего я жил своим внутренним миром.
В пятом классе выявились мои способности к декламации, и я стал участвовать в художественной самодеятельности. Читал всякие стихи, выступал на конкурсах, но дальше городского не проходил. Репертуар у меня был небольшой. Всего два стихотворения. Одна басня С.Михалкова. Что-то про рубль и доллар. Я до сих пор помню ее почти наизусть. Воспроизвожу по памяти:
Американский доллар важный,
Который нынче лезет к всем в заем,
Однажды с советским встретился рублем.
И ну куражиться,
И ну во всю хвалиться:
Передо мной открыты все двери, все границы.
Там было еще что-то. Доводы рубля я не запомнил. Но конец басни помню хорошо, В общем, в басне он победил. Доллар смутился. А Рубль гордо сказал:
А ну, посторонись, советский рубль идет!
Это стихотворение ставила мне преподаватель литературы из соседней женской школы. Особенно долго репетировали последнюю строчку. При этом я еще что-то делал руками.
Второе стихотворение было очень длинное и смешное, как два неудачливых приятеля пытались мнемотехническими приемами запомнить номер телефона. У них ничего не получалось, так как они забывали первое число, так повторялось несколько раз, но все-таки каждый раз они телефон забывали и другу своему в конечном итоге не звонили. На районном смотре язапутался сам, что-то подзабыл, и больше с этим стихотворением не выступал. А вот с долларом и рублем я попал на городской смотр. Но дальше меня уже не пускали. Артистичности во мне не было. Продвигался, наверное, за счет политического репертуара.
Шел 1949 год. Страна готовилась отметить 70-летний юбилей И.В.Сталина, И тут меня взяли в оборот. Репетировали мы по вечерам и за счет уроков физкультуры. Я стал солистом монтажа. Таких солистов было 10 человек: 5 мальчиков и пять девочек. Мы выстраивались в ряд на сцене, а междурядами было еще очень много пионеров. В театре сидели наши мамы и папы и слушали доклад, концерт и наше приветствие и жутко нами гордились, особенно теми детьми, которые пролезли в солисты. Думаю, что родители отэтого дружней между собой не становились. Мы по очереди читали четверостишия, а пионеры, которые были в междурядьях, стояли и периодически по команде, а, может быть, и все время держали правую руку между своих глаз. Это был пионерский салют. Все это делалось с серьезным выражением лица. Сталина мы все очень любили и к поручению относились серьезно. Вообще я свято верил в идею коммунизма, Жизнь потихоньку налаживалась. Ежегодно снижались цены. Мы все знали, что всем этим мы обязаны нашему вождю и отцу И.В.Сталину, и не представляли, как мы будем жить без него.
Мой отец был тоже ярый ленинец и приверженец советской власти. Он даже полагал, что доживет до коммунизма. Он не раз говорил, что если бы не революция, то он никогда бы не стал врачом. Он даже мне разрисовал, как будет все это происходить. Постепенно будут снижаться цены. Потом некоторые товары будут продаваться бесплатно: спички, соль, газ, вода. Станет бесплатным общественный транспорт. Далее он уже не мог рисовать картины. Но я могу четко сказать, что в тот период я ему верил, И не настораживало меня то, что почти ежедневно родителя мне говорили, что в школе я должен быть осторожным и ничего не говорить против советской власти и вообще не говорить о политике, так мне ничего не будет, а их могут посадить, а без них прожить мне будет трудно. Может быть, еще и поэтому в школе и на улице я больше молчал. Здесь получилась, наверное, та же картина, как с употреблением матерных выражений. Я не мог, наверное, говорить неискренне. То есть в одном месте говорить одно, а в другом месте говорить другое. Вот почему, я и в школе был молчаливым. Затем, когда стало можно говорить, то мне кажется, что ястал чрезмерно болтливым. Это была компенсация за многолетнее молчание или просто вылезла на божий свет моя натура. Говорить-то я начал больше, но пугливость у меня осталась, что было источником многих переживаний. Об этом несколько позже.
С папой я общался гораздо меньше, с мамой очень часто. Сколько я помню, она всегда спрашивала, кого я люблю больше, ее или папу. Я говорил, что одинаково. Она все-таки добивалась от меня, чтобы я сказал, что ее люблю все-таки чуть-чуть больше. Я ей эти говорил, я соглашался со всеми ее доводами. В действительности она поступала не всегда мудро, может быть даже глупо. Если честно сказать, к отцу, несмотря на все ее старания, я все же относился лучше. Сейчас я понимаю, что это работа моей мамы. Не знала она принципа сперматозоида.
Обстановка в семье в принципе, как я сейчас понимаю, была спокойная. Отец не пил и вообще сидел на диете. С работы приходил домой вовремя, и если бы мама мне все не рассказывала, то я бы и не знал этого. Может быть, я и не обратил бы внимание на то, что на улице они никогда не шли под руку, и нередко отец шел впереди нее. Я ни разу не видел, чтобы они хоть раз поцеловались даже при прощании. Отец довольно часто придирался, а может быть, и по делу (не любила мама особенно заниматься хозяйством), что в доме нет должного порядка, вспоминал, какой порядок был в немецких семьях, который он наблюдал во время службы в Германии. Кстати, помню, что и я как-то в таком же плане на нее подгавкивал. Отец как язвенник ежегодно ездил в санаторий. На службе его довольно быстро повысили, и он стал доверенным врачом градообразующего завода. Подчинялся ЦК профсоюза. Потом эту должность ликвидировали. Я только знаю, что в его функции входило распределение путевок. Он их настолько честно распределял (рабочие получали всегда свою долю), что входил в конфликт с председателем месткома завода. Его пытались ублажать, но он отказывался от всех благ, чтобы «не быть обязанным». Мама его осуждала и говорила это мне. Материально мы жили еле-еле. Мясо было не каждый день, но он, как коммунист в кинофильмах, мучился, но не пользовался своими возможностями.
И я вслед за ним вел себя точно так же. Я считал, что пионер не должен давать списывать, а должен разъяснить отстающему ученику смысл задачи. Теперь-то я понимаю, что мне надо было дать списать хотя бы одному, а потом необходимо было, чтобы переписали у него. Поскольку нередко было так, что только я один в классе решал задачу, то понятно, что меня учителя хвалили, и теперь мне уже понятно, почему меня, мягко выражаясь, не любили ребята. И лишь в старших классах я внял увещеваниям матери, которая советовала дать мне списывать им без всяких разъяснений.
Делал я и определенную карьеру как пионер. Ни старостой, ни председателем совета отряда я не был. Но после пятого класса мне поручили вести районный слет пионеров. Он всегда проходил в конце учебного года очень торжественно. Выстраивались в парке на площади пионерские дружины всех школ, все отдавали рапорта, потом переходили в летний кинотеатр. Там читались какие-то доклады. Вот председателем этого слета я и был, точнее, куклой. Рядом сидел кто-то из взрослых и всё мне подсказывал. Я в точности все выполнял. По-моему, накладок не было. Что такое ведение собраний, тогда я не понял. Это пришло уже намного позже. То, что я был на виду, мне нравилось, а особенно моему отцу. Он мною гордился. Кстати, на следующий год ведущим слета был назначен Шишка.
Но вернемся к взаимоотношениям к семье. Отец часто приносил бумаги домой и нередко дома работал. Иногда мы по вечерам играли в карты в довольно сложные игры. И как мама ни старалась, чтобы я любил ее больше, мне представляется, что к папе я относился с большей теплотой.
Рассказы матери все-таки иногда на меня как-то действовали. Помню, что на одном из уроков английского языка я думал не об уроке, а о семье, и у меня на глаза навернулись слезы. Проницательная учительница спросила, не случилось ли что в семье. Помню, что я на провокацию не поддался и ничего ей не рассказал. К этому времени мама вынуждена была устроиться на работу. Хотя отец и занимал очень высокую должность, но он никогда не пользовался ею для получения дополнительных прямых или косвенных доходов по принципиальным соображениям и чтобы не быть обязанным.
Так вот, мама устроилась на работу. Зарплата у нее была почти втрое ниже зарплаты отца, но ей удалось ее повысить разными способами, но такими, что посадить ее не могли. Она была начальником отдела доставки. Довольно часто она разносила по квартирам переводы и получала определенные чаевые, помогала в оформлении подписок нужным людям. Здесь действовал бартер. Ей удавалось по государственной цене приобретать продукты, что оборачивалось существенной экономией. Были и еще какие-то хитрости, при помощи которых она увеличивала реальную заработную плату до зарплаты отца, а может быть, и больше. Отца же она считала поэтому недальновидным. В чем-то она была права. Можно было и не восхищаться его принципиальностью. Все равно, кто-то за это что-то имел.
Я вырос таким же идейным. Уже позже в моей практике был такой случай. Меня попросил один коллега полечить амбулаторно его знакомого. Я согласился. Дела у больного пошли на лад, и после 4-го свидания с ним он предложил мне оплачивать и договариваться о встречах напрямую, без посредников. Но я все-таки унаследовал идеологию отца. Я не знаю, следовал ли я из страха, или из принципиальных соображений. Иногда мне кажется, что из страха. (Уверен, что репутация о нем как о дураке, в крайнем случае, как о человеке не от мира сего, была точна. И зря сомневается Вечный Принц. Из страха он благодарности не брал. — М.Л.)
Меня остро мучило чувство несправедливости. Особенно запомнился мне такой случай. Кто-то из учеников плохо отвечал на уроке русского языка. Я ему попытался подсказать, но поскольку все незаконные вещи мне плохо удавались, я попался, и учительница мне поставила по русскому языку два. На следующем уроке по литературе она меня спросила, и я получил пять. На следующем уроке я тоже получил пять. Итак, в дневнике у меня был одна двойка и две пятерки. Я считал, что это несправедливо. Я бы понял, если бы мне поставили двойку по поведению, а не русскому. Тогда я вряд ли бы залил этот лист чернилами, так что оценок разобрать не было возможности. Родители мне этот лист заклеили. Конечно, все вскрылось. Вызвали родителей. Англичанка потребовала принести ей дневник. Я так ине принес. Она пошла, взяла его сама и выставила двойку и две пятерки. (По школьным правилам того времени дневник всегда лежал на парте.) В общем, сейчас все это выглядит мелочью, но здоровья все это не прибавляет. Думаю, что этот эпизод не способствовал развитию моей личности. Думаю, что и для общества он вряд ли был полезен. Как на все это реагировали ученики, я не помню.
Здесь же начал меня преследовать учитель физкультуры, который называл меня колбасой (я был полноват). Лет до 10—11 я был таким же худым, как все мальчики. Осталась фотография из пионерского лагеря, где у меня, как и положено, торчали все кости. А полноватым я стал вот при каких обстоятельствах. Я почему-то считался очень болезненным мальчиком, хотя, насколько я себя помню, я никогда больным себя не чувствовал. Когда начинались репетиции, то снимали меня всегда с урока физкультуры. Я испытывал облегчение и охотно ходил на репетиции, когда они были. Что-то было не в порядке с этим учителем. Когда я не мог подтянуться, то он кричал примерно следующее: «Уйди с урока! Уйди с урока! Уйди с урока, колбаса! Видеть все это не могу!» Начинал он тихо, а потом тон голоса постепенно повышался. По-видимому, я не очень быстро уходил с урока.
Комментарий: