Структура и задачи трудовой деятельности
Структура профессиональной деятельности вожатого включает 6 основных компонентов:
— конструктивный;
— организаторский;
— коммуникативный;
— гностический;
— прикладной;
— педагогическая техника.
Структура деятельности вожатого определяет комплекс задач, которые обязаны решаться им при организации образовательно-оздоровительного процесса.
Конструктивный компонент предполагает:
— обоснованное педагогическое целеполагание, основанное на человеческом и профессиональном опыте педагога;
— разработку содержательных идей, определение средств педагогической коммуникации, форм и методов работы;
— проектирование развития временного детского коллектива и участие подростка в этом процессе;
— последующее управление воспитательным процессом через организацию самоуправляющих структур отряда и разносторонней социально и личностно-значимой творческой деятельности временного детского коллектива.
В содержании деятельности вожатого конструктивный компонент реализуется через педагогические задачи:
— создание условий для быстрой адаптации и самоопределения подростка к включению в продуктивные виды деятельности временного детского коллектива, направленные на его развитие и оздоровление, принятие норм и традиций коллективной жизни на основе общечеловеческих ценностей общения, отношений и сотрудничества;
— конструирование перспективных направлений содержательной деятельности временного детского коллектива и личности подростка в нем;
— создание условий в детском коллективе для реализации педагогического содержания, соответствующего ожиданиям, интересам и возможностям детей;
— конструирование развития самоуправления в детском коллективе через выявление и стимулирование лидирующей группы, микрогрупповую деятельность и определение функций и меры ответственности органов детского самоуправления в реализации планов работы коллектива.
Организаторский компонент предполагает: решение вопросов организации образовательно-оздоровительного процесса на основе целеполагающих элементов смены (цель, задачи, принципы), содержательных идей педагога, знаний о детях, полученных в оргпериод смены, профессионального и человеческого опыта отрядного вожатого.
Он реализуется через решение целого ряда задач:
— включение подростков в развивающие виды деятельности, направленные на субъективную позицию подростка и органов детского самоуправления;
— создание условий для принятия и выполнения детьми единых педагогических требований, санитарно-гигиенических норм, обеспечения содержательного отдыха и оздоровления детей на основе максимального использования природно-климатических факторов, широкого развития физической культуры и спорта;
— создание эмоционального настроя, атмосферы творчества и сотрудничества в коллективе, стимулирование активной позиции каждого подростка, органов детского самоуправления, микрогрупповой деятельности;
включение детей в систему дополнительного образования (кружки, школа дополнительного образования, проблемные секции, семинары, круглые столы), предусмотренные содержанием деятельности дружины, специализацией смены;
— организация взаимодействия с отделами и службами лагеря по осуществлению воспитательного процесса;
— организация системы коллективного анализа жизнедеятельности детского коллектива;
— создание условий для принятия детьми субъектной позиции по отношению к деятельности своего коллектива.
Коммуникативный компонент. Вожатый — основной носитель целей, различной информации, средств педагогической коммуникации, профессиональных знаний, призванный за период смены реализовать цели воспитательной деятельности лагеря, дружины. Поэтому коммуникативный компонент в деятельности вожатого является ведущим, через него реализуются функции и другие компоненты. Он находит отражение в решении большинства педагогических задач:
— устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, со своими напарниками и коллегами по работе;
— регулировать внутри и межличностные отношения, препятствующие возникновению конфликтных ситуаций, появлению аутсайдеров в детском коллективе;
— влиять на сохранение психоэмоционального здоровья детей, эмоционального климата детского коллектива;
— показывать пример открытости, общительности, непринужденности в общении, доброжелательности и отзывчивости, стремление к сотрудничеству;
— собственными действиями и примером показывать позитивное отношение к жизни детского коллектива, возникающим в нем проблемам, к личности подростка и его проблемам и т. д.
Гностический компонент направлен на повышение профессионального и общекультурного уровня вожатого, который должен в полной мере владеть широким спектром знаний и педагогических технологий в области теории и методики воспитательной работы в условиях ВДК, социальной, возрастной, педагогической психологии, литературы, искусства, истории и т.д. Компонент реализуется через систему повышения квалификации, процессы самообразования и саморазвития.
Гностический компонент предусматривает:
— анализ, синтез и оценку своего опыта, результатов своей деятельности;
— участие в системе повышения квалификации, в системе методической учебы, разработки собственной методической темы, авторских программ;
— участие в работе педагогических, методических советах, текущих производственных совещаниях и планерках;
— ведение педагогического дневника и другой необходимой документации;
— обоснованное определение перспектив развития детского коллектива и подростка в нем.
Прикладной компонент предполагает профессионально-обусловленный уровень владения вожатым методикой подготовки и проведения отрядных и дружинных дел, овладения знаниями, умениями и навыками в одной из прикладных сфер деятельности (оформительская, спортивно-туристическая, эстетическая, музыкальная, театральная, хореографическая и т. д.).
Реализация компонента позволяет вожатому быстро входить в сферу общения с детьми, разрешать конфликтные ситуации, повышает авторитет педагога.
Психолого-педагогический компонент деятельности предполагает комплекс психических свойств личности вожатого, которые в конечном итоге определяет успешность его работы с детьми.
Работоспособность.Вожатый, работающий в условиях временного детского коллектива, должен иметь стабильное психическое и физическое здоровье, физическую выносливость, высокий уровень работоспособности. Это обусловлено характером его труда, связанного с высокой интенсивностью и различными видами напряженности.
Мышление.Вожатому необходимо развитое мышление: конструктивное (планирование, организация собственного труда); аналитическое (анализ своей деятельности, возникающих ситуаций в детском коллективе, результатов труда, прогнозирование развития ВДК и подростка в нем); творческое (разработка собственной воспитательной деятельности, новых содержательных идей, содержания отдельных коллективных творческих дел и т. д.); реактивное (способность оперативно, быстро, точно и адекватно ситуации принять решение в педситуации, возникшем конфликте, при девиантных проявлениях детей).
Особенностью мышления вожатого должно быть развитое воображение, способность к фантазии, изобретательности, что позволяет представить конечный результат своей деятельности, проводимых с детьми дел, придумать новое, влиять на эмоциональный климат в детском коллективе, акценту анализировать внимание и творчество детей.
Внимание.Большой объем информации, с которой в процессе своего труда сталкивается вожатый, предполагает широту распределения и быстроту переключения внимания, чтобы видеть и слышать каждого ребенка и всех вместе, наблюдать, говорить и действовать в одно и тоже время. Устойчивость внимания важна в обучении, в работе на различных советах и совещаниях, контроле за поведением идеятельностью детей.
Память.Вожатому необходима хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию; прочное запоминание имен, лиц, голосов.
Речь.Умение говорить, управлять своим голосом, обширный словарный запас, образность, эмоциональность и внятность речи, выносливость речевого аппарата — необходимые речевые свойства вожатого. Он должен обладать способностью беседовать с детьми разного возраста, пола, темперамента, разной степени общительности. Умение оперативно включаться в разговор, беседовать в необходимом тоне — важная основа авторитета вожатого, доверия к нему со стороны детей.
Эмоциональные свойства.Эмоциональные реакции вожатого должны обладать такими свойствами как восприимчивость, выразительность (насыщенность в мимике, позе, движениях, жестах) и устойчивость (способность при быстрой реакции управлять своими чувствами). Вожатый должен обладать культурой проявления эмоциональных реакций.
Психомоторные (двигательные) свойства.Двигательные свойства вожатого должны отличаться хорошей координацией. Вожатый должен обладать способностью к разнообразным движениям, связанным с различными видами деятельности, способностью усваивать новые движения.
Результаты труда вожатого.
Результаты труда вожатого соотносятся со сложившимся уровнем его педагогической деятельности: умение вожатого добиваться результатов воспитания в стратегии развития подростка и детского коллектива в системе педагогических средств, коммуникаций с привлечением подростков к разработке содержательных задач, идей самосовершенствования и саморазвития.
К совокупному результату труда вожатого лагеря, независимому от сложившегося уровня его профессиональной деятельности, можно отнести:
— уровень сформированности временного детского коллектива на основе его самодеятельности в продуктивных, творческих видах коллективной работы, направленной на развитие каждого подростка;
— гуманистический, ценностно-ориентированый уровень отношений, общения и деятельности, реально влияющий на позитивные изменения в социализации подростка;
— повышение уровня социально-значимого и жизненно-важного опыта (знания, умения, навыки), формирующего стабильную потребность в самосовершенствовании и саморазвитии у подростков во временном детском коллективе и после лагерной смены;
— сохранение и улучшение психоэмоционального и физического здоровья подростков, отсутствие аутсайдеров в детском коллективе;
— включенность вожатого в процессы совершенствования собственной
деятельности, деятельности педагогического коллектива по реализации программ детского лагеря.
5. Основные функции вожатого
Содержание деятельности вожатого реализуется в ходе смены через исполнение им ведущих функциональных ролей, зависящих от логики проведения смены, позиции педагога и сформированности его уровня профессиональной деятельности. Функции вожатого указывают на то, кем он является по отношению к детскому коллективу, подростку, каковы основные аспекты его трудовой деятельности. В этом плане выделяются следующие функции:
1. Руководитель детского коллектива. Вырабатывая стратегию развития детского коллектива и подростка, вожатый обеспечивает условия реализации воспитательного процесса, задает структуру и логику смены, несет полную ответственность за результаты деятельности детского коллектива, органов детского самоуправления, охрану жизни и здоровья детей. Он выступает по отношению к детям как представитель педагогического коллектива дружины, выполняя тем самым функции руководителя в системе воспитательной деятельности Лагеря.
2. Организатор. В сотрудничестве с детьми организует разнообразную коллективную и индивидуальную деятельность детского коллектива, микрогруппы, подростков, обеспечивает участие детей в жизни дружины и коллектива. Организует взаимодействие с отделами и службами ВДЦ,
дружины по воспитанию и оздоровлению подростков. Несет полную ответственность за выполнение детьми режима и распорядка дня лагеря.
3. Воспитатель. Вожатый осуществляет непосредственное воспитание подростков на основе сотрудничества взрослых и детей в соответствии с целями и задачами деятельности ВДЦ «Океан», педагогической программой дружины, собственного педагогического содержания. Изучает и обследует детей на всех стадиях смены, на основе этого способствует включению каждого подростка в различные виды деятельности, влияющие на усвоение социально-значимого и жизненно-необходимого опыта развития подростка.
4. Социальный педагог. Вожатый на период смены заменяет подростку его привычное окружение (семья, школа, сверстники и т. д.). Он призван обеспечивать тонкую связь между естественной средой этого окружения и специально созданной воспитывающей средой Лагеря в интересах развивающейся личности. Выступает при этом в роли старшего товарища, друга, советника, защитника подростка, обеспечивая тем самым педагогическую поддержку его жизнедеятельности в детском лагере.
5. Координатор. Вожатый в течение смены обеспечивает единые воспитательные воздействия педагогический структур Лагеря при достижении педагогической цели (общеобразовательная школа, Школа Добра, дружина, организационно-методический отдел, медицинский отдел, хозяйственная служба и др.).
Должностные обязанности
1. Организует коллективно-творческую деятельность детских общественных объединений (отрядов).
2. Планирует проведение и осуществляет мероприятия с детьми и подростками, способствующие содержательному проведению их досуга, получению дополнительного образования.
3. Разрабатывает программы деятельности отряда и создает необходимые условия для их реализации.
4. Способствует выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей и склонностей у детей и подростков, проявления интереса к определенному роду деятельности.
5. Обеспечивает создание благоприятных условий, позволяющих детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позиции, реализовывать свои интересы и потребности, содержательно проводить свободное время.
6. Принимает меры по формированию благоприятного эмоционально-психологического климата в отряде.
7. Своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков, возникновение вредных привычек.
8. Взаимодействует с педагогическим персоналом и специалистами других подразделений Лагеря в решении вопросов организации и осуществления воспитательно-педагогического процесса и реализации программ дополнительного образования.
9. Совершенствует формы и методы коллективно-творческой деятельности в отряде.
10. Обеспечивает сохранность находящегося в отряде оборудования, инвентаря и имущества детей и подростков.
11. Совершенствует свои профессиональные знания, изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками.
12. Осуществляет контроль за соблюдением в отряде санитарно-гигиенических требований и действующего распорядка дня.