Вожатый—понятие, специфика, положение в системе
В педагогическом отряде должность вожатого является основополагающей.
Особенности создания и функционирования детского лагеря требуют формирования особого типа педагога. Вожатый имеет дело не просто с ребенком, а с ребенком, помещенным в определенную среду, точнее, комплекс сред. Процесс воспитания происходит таким образом, не только через непосредственный личный контакт педагога и ребенка, но и через его включение в единое социально-педагогическое пространство, имеющее воспитывающее значение.
Необходимо учитывать, что дома ребенок погружен в один средовой комплекс (семья, школа, детское общество, информационная, архитектурная, природная среда), в лагере в другой средовый комплекс, фактически, другой микросоциум. Переход ребенка от одной среды к другой порождает объективное противоречие, напряженность в личностной сфере ребенка. Лагерь не может слишком сильно отличаться от привычной для ребенка среды обитания, ибо адаптационные резервы детей ограничены. И в тоже время он не может не отличаться, так как в противном случае не реализует свою функцию развития личности. Важнейшая функция педагога обеспечение тонкой связи между естественной средой социума, в которой живет ребенок, и специально созданной воспитывающей средой лагеря в интересах развивающейся личности.
Детский лагерь — это не просто воспитательное учреждение, а целостный социальный организм, специально созданный социум, подчиненный целям гуманистического развития личности. Задача практического создания такого воспитывающего социума в значительной степени сводится к моделированию особого стиля гуманистических, творческих отношений, своего специфического стиля поведения, образа жизни. Данная задача принципиально не может быть осуществлена при отсутствии коллектива педагогов. Педагогический коллектив реализует важнейшие функции моделирования и предъявления детям целостного образа жизни, сохранения и передачи традиций. Данные функции необходимы всегда, независимо от того, преобладают ли в какой-то момент массовые формы деятельности или групповые, или индивидуальные.
Педагоги объединены в коллектив современного типа – педагогический отряд. Такой коллектив обязательно имеет ядро, авторскую группу — группу единомышленников, объединенных не только общностью целей и общей ответственностью за судьбу лагеря, но и личными симпатиями, желанием жить и работать вместе. Без центрального звена, аккумулирующего нравственную и эмоциональную энергию коллектива педагогов, реализация всех идей концепции лагеря будет находиться под угрозой.
Единство стиля и действий педагогического коллектива достигается не столько прямым требованием коллектива к личности, сколько более тонкими психологическими механизмами: педагог должен получать от общения со своими коллегами столько, чтобы такая «цена» как единство действий, дисциплина не показалась ему слишком высокой.
Условия работы в коллективе требуют от вожатого умения не только работать, но и жить, органически существовать в тесном взаимодействии с коллегами. Способность жить в группе, динамизм, коммуникабельность, потребность в неформальном общении со значительным количеством партнеров, отсутствие демонстративных черт поведения, в том числе конформизма — все эти качества необходимы педагогу лагеря, возможно в боль шей степени, нежели традиционно выделяемые требования к личности педагога.
Содержание деятельности
П е д а г о г - п р а к т и к . Ребенок изменяется, развивается, лишь изменяя окружающий мир —в деятельности и общении. Перед практическим педагогом стоит сложная задача — через участие в совместной деятельности обеспечить присвоение ребенком культурных способов деятельности и общения. Педагог транслирует на ребенка культуру как совокупность общих и частных способов жизни, «совместимых» с существующим обществом. При этом педагог реализует две цели: педагогическую, связанную с развитием личности и непедагогическую, связанную с получением продукта деятельности. Например, в театральном представлении с участием детей для педагога важен не сам спектакль как духовная ценность, а его влияние на развитие ребенка. И в тоже время спектакль как цель не перестает существовать для него.
Таким образом, можно выделить две группы требований к педагогу-практику, связанных с реализацией двух целей. Во-первых, он должен быть специалистом в каком-то виде деятельности (одна из наук, вид искусства, спорт, труд, общение и др.). Вторая группа требований к личности педагога определяется необходимостью в реализации педагогического потенциала в различных видах деятельности и общения. Сюда входят знания о ребенке и его развитии, способности к педагогической рефлексии, устойчивость нервной системы и др.
Педагог-проектировщик. В лагере необходимо существование особой группы педагогов, определяющих стратегию воспитательного процесса. В задачи проектировщика входит:
— разработка педагогической идеологии — системы идей, в обобщенной форме и с учетом особенностей, выражающих основные педагогические ценности, представления о педагогическом процессе и образе жизни в Лагере;
— целеполагание, формулировка долгосрочных и ближайших целей работы педагогического и обслуживающего персонала;
— отбор видов и форм деятельности, соответствующих интересам детей, возможностям педагогов и оздоровительным задачам Лагеря;
— разработка логики развития каждой смены, отбор содержания общей массовой деятельности;
— текущий анализ педагогического процесса, сбор и обработка текущей информации, проведение коллективного анализа педагогической деятельности.
Проектировщик должен обладать теми же качествами, что и практик. Однако составление проектов требует значительного собственного опыта, чувства реальности, умения уловить возникающие тенденции и сформулировать на их основе цели, задачи, этапы, способы работы целого коллектива.
Педагог-аналитик. В принципе, анализ, рефлексия входят в содержание деятельности всех категорий педагогов. Педагог-аналитик в своей работе не ограничивается расчленением педагогического процесса на части и сопоставлением целей, средств и результатов деятельности педагогов. В его задачи входит вскрытие самих оснований анализа, его методологической базы. Аналитик-методолог, не участвуя в повседневной текущей работе, имеет возможность отделить методологические основания деятельности от ее содержания.
Все вышеизложенное позволяет определить три функциональные группы в педагогических коллективах дружин, которые обеспечивают реализацию и существование системы воспитательной деятельности лагеря.
К первой —практической относятся отрядные вожатые, педагоги дополнительного образования, учителя школы. Эта группа обеспечивает реализацию текущих целей и задач воспитательной деятельности комплекса (дружины). От успешности работы этой группы зависят результаты деятельности всего педагогического коллектива дружины и лагеря в целом.
Ко второй группе проектировочной можно отнести заместителей начальников по УВР, методистов, наиболее опытных вожатых, обеспечивающих консультирование и курирование отрядных вожатых. В задачи этой группы входит проектирование текущей смены с учетом логики развития программы деятельности дружины и Лагеря; оптимального содержания, соответствующего опыту и традициям педагогического коллектива; организационно-педагогических условий реализации содержания смены, их анализ и оценка; функциональных нагрузок на отрядных вожатых, в том числе повышение их профессионального опыта.
К третьей группе — аналитической — относятся начальники дружин, педагоги-психологи, заместители начальников по УВР, методисты организационно-методического отдела. Эта группа вырабатывает стратегию развития воспитательной системы лагеря с учетом тенденций и проблем, возникающих в обществе, детской субкультуре, в самом лагере с учетом уровня профессиональной готовности педагогического коллектива.
Педагог-романтик '. Каждый педагог в душе должен быть романтиком. Сама по себе романтика содержит идеи и чувства, возвышающие человека. Такому педагогу свойственны высокие помыслы, идеализация действительности, романтические настроения, склонность к мечтательности, — все то, что делает действительность необычной, сподвигающей на «души высокие порывы». Романтика первых костров, романтика первой любви, романтика отношений, романтика разговоров у свечи, встречи рассвета, ожидание вдохновляющего будущего, все то, что может быть трогательнее для чувств, мыслей подростка, вступающего в жизнь. Эмоциональная сфера, подпитанная высокими мыслями, имеет все возможности для благотворного педагогического эффекта. Именно в этом смысл педагогического романтизма.
В формировании романтизма огромное значение придает роль идеала в идейном, духовном, нравственном становлении человеческой личности. Идеалы — это мечты о какой-то значительной и высокой цели отдельного человека и общества, цели нравственной, эстетической. Вряд ли могли мы что-то сделать, если бы у нас в воображении не проявлялся идеальный образ, смысл, конечный результат деятельности. То есть, идеал может быть огромным стимулом изменения мира и самого себя.