Как время знать, где твои дети? И не потерялся ли кто-то?
Во время проведения экскурсий, мероприятий, когда идете все отрядом куда-то всегда необходимо знать, сколько у вас детей. Важно с первого же дня приучить детей к тому, чтобы, уходя из отряда даже на несколько минут, они говорили вожатым об этом. Совет вожатому: доверять ребятам, и отпускать их, иначе, ребята просто будут уходить из отряда тайком.
А сосчитать детей всегда трудно, так как трудно удержать их в неподвижном состоянии даже несколько секунд. Для того чтобы их сосчитать, нужно приучить ребят к определенному ритуалу:
Вожатый вытягивает правую руку. Каждый ребенок, увидев это, подходит и хлопает вожатому по ладони. Вожатый в это время считает количество хлопков. Сколько хлопков – столько и детей рядом с вами.
Также можно с ребятами установить «тайное место», где ребята могут оставлять свои записки с сообщениями, куда и насколько они отлучились, и во сколько вернутся.
ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ
Лидерство – это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи (А. С. Чернышов)
Лидеры есть в каждом коллективе. В организационный период вожатому необходимо выявить лидеров среди детей, для того, чтобы в дальнейшем учитывать в своей работе их влияние на детский коллектив. С самого начала необходимо найти общий язык с лидерами детского коллектива, завоевать их авторитет, чтобы в дальнейшем не возникало ситуаций, когда детский лидер и вожатый настраивают ребят друг против друга, вносят разлад в деятельность коллектива в целом.
Типология лидерства
Основание для типологий | Виды лидеров |
Сфера взаимоотношений | Ø Формальный (официальный) Ø Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) Ø смешанный |
Функции, реализуемые лидерами | Ø лидер – инициатор Ø лидер – организатор Ø лидер – эрудит Ø лидер – генератор эмоционального настроя |
Позиция организованности | Ø лидер – созидатель Ø лидер - разрушитель |
Характер деятельности | Ø универсальный (лидер в любой обстановке) Ø ситуативный |
Как выявить ребят с лидерским потенциалом и организаторскими способностями?
· Провести игры на взаимодействие. Существует особый вид игр (упражнений), в процессе которых группе предстоит решить какую – либо задачу, приняв определенное совместное решение. И успешность работы группы зависит от успешности каждого ее члена, от его вклада в общую победу. При выполнении данных упражнений ярко выделяются те люди, которые могут организовать деятельность группы, проявить инициативу, подать идею или поддержать дух группы при выполнении задания.
· Организовать творческие конкурсы со сменой лидера. Для этого необходимо разбить весь коллектив на несколько микрогрупп и дать творческое задание. После выполнения которого следует провести анализ и в каждой группе определить одного человека, который внес наибольший вклад в работу группы. Затем попросить этих лидеров поменяться местами, занять место в другой группе, и вновь провести творческий конкурс. И так несколько раз. Те ребята, которые несколько раз в разных группах становились лидерами, те, скорее всего и будут проявлять свои лидерские качества в дальнейшей работе всего коллектива.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Важнейшим фактором успешности работы вожатого является четкое и правильное планирование смены. Для многих вожатых – это одна из самых сложных проблем.
Что нужно знать и учитывать при планировании жизни отряда?
Во-первых, нужно знать программу лагерной смены, те цели и задачи, которые ставит перед собой весь педагогический отряд, работающий в лагере.
Во-вторых, определить собственные цели и задачи, отобрать формы работы, которыми вы владеете.
В-третьих, узнать о возможностях лагеря, о его местонахождении (море, река, лес, возможность экскурсий), об инфраструктуре (спортивная площадка, библиотека, костюмерная, аттракционы, танцевальная площадка, площадь для линейки и флагшток и т.д.)
В-четвертых, информация о ребятах, их интересах, запросах, ожиданиях от жизни в лагере.
У ребят есть свои жизненные представления о жизни в лагере, они тоже строят планы. Пусть они во многом не похожи на ваш план, не пренебрегайте ими. Лучше проведите обсуждение и выберите все лучшее и интересное для детей и для вас. Не в коем случае не указывайте на невразумительность, наивность, расплывчатость предложений ребят, просто объясните нереальность воплощения замысла в данных условиях.
Не забудьте согласовать план отрядных мероприятий с обще лагерным планом и оставить резервные дела, которые можно провести в связи с изменением погодных условий или не предвиденных обстоятельств. И запомните - план должен быть реально выполнимым.
Известно множество методов привлечения к процессу планирования детей:
Для младшего возраста:
Ø это может быть просто разговор, сбор на котором вожатый выскажет свои соображения и идеи и даст ребятам возможность самим выбрать, что и когда они будут делать. Общий совет - если при общении вы искренни с детьми, интересны и эмоциональны при обсуждении будущих дел, то дети могут почти полностью принять ваш план, не считая его чужим
Для среднего возраста:
Ø Выпустить специальный выпуск газеты под названием «Мое предложение!», или «Что делать!», «Есть идея!» и т.д.
Ø «Банк идей» или «Ящик предложений». На видном месте размещается коробка или конверт, куда складываются записки с предложениями
Ø Анкета мнений и предложений –набор вопросов о том, в каких делах ребенку приходилось принимать участие, какие дела понравились и почему, чтобы он хотел предложить провести в лагере и в отряде
Ø «Аукцион идей» - творческий конкурс на лучшее предложение к плану отряда или лагеря
Ø Дерево желаний. Всем ребятам дается нарисованный и вырезанный из бумаги листок, на котором каждый пишет своё желание. Затем все листочки размещаются на нарисованном дереве.
Ø Разведка интересных дел. Все ребята делятся на несколько микрогрупп и отправляются на разведку с целью – узнать, что интересного можно и нужно провести в лагере
Для старшего возраста:
Ø «Защита»Группы ребят готовят и защищают нестандартные проекты придуманных ими дел, доказывая его значимость и интересность, отвечая на вопросы и отстаивая свою точку зрения.
Ø Техника «слияние» Каждый участник на листке бумаги пишет 5 своих предложений. Затем участники образуют пары, у каждого партнера по 5 идей. Вместе из 10 идей, они выбирают 5 лучших на их взгляд. Затем пары объединяются в четверки, опять из 10 предложений выбирается 5 лучших. Процесс продолжается до тех пор, пока весь коллектив не объединиться и не выберет 5 самых лучших идей, которые и вносятся в общий план (количество предложений может варьироваться).
Ø «Мозговой штурм»
1 этап. Мозговой штурм
- Летописцы вешают плакатную бумагу
- Группа договаривается о времени штурма (не более 10 минут, потом можно добавить)
- Собирается и записывается максимум идей
- Идеи не обсуждаются
2 этап. Прояснение
Добейтесь того, чтобы все члены группы понимали смысл всех предложений.
3 этап. Объединение
С одобренья все группы объединяются похожие идеи, чтобы избежать повторений
4 этап.Голосование (постановка приоритетов)
Общее число идей делится на 3, чтобы получить число голосов на каждого члена группы. Затем, участники голосуют за наиболее понравившиеся идеи, число голосов проставляется рядом с ними. Если идея не находит сторонников, она не вычеркивается, а отмечается нулем или оставляется без рейтинга.
5 этап. Отбор идей
Группе предлагается определить "точку среза": расположив идеи по количеству полученных голосов, ищут такую, на которой можно остановиться, и все следующие за ней исключить из рассмотрения.
Имеет смысл ориентироваться на разницу между соседними идеями: например, если голоса распределились как 10, 10, 9, 8, 4, 4, 3, то точкой среза может стать идея с восемью голосами.
6 этап. "Дополни /отбрось"
Попытайтесь дополнить главные идеи подробностями и, таким образом, отказаться от менее важных предложений.
7 этап. "Возьми обе"
Избегайте решений типа "либо-либо", подумайте, нельзя ли работать с несколькими из оставшихся идей одновременно.
Ø Матрица критериев
Для того чтобы после мозгового штурма провести ранжирование идей, можно применить "матрицу критериев". В данную таблицу заносятся идеи и группа определяет по каким существенно важным признакам (критериям) их можно ранжировать (например: интерес, массовость, простота исполнения, временные затраты, денежные затраты, и т.п.) Для каждой идеи по каждому критерию ведется голосование. У каждого члена группы в этом случае неограниченное количество голосов. Затем подсчитывается общее количество голосов для каждой идеи. Оставляют идеи, набравшие большее число голосов.
Матрица критериев. Таблица.
ИДЕИ | ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТЕРИЕВ | Итого | ||||||
ИМИДЖ ОТРЯДА
Имидж отряда – это неповторимый внешний образ отряда; то, что его отличает от других отрядов.
К составляющим имиджа можно отнести:
v название отряда, которое должно быть кратким и в то же время емким, отражать характер и деятельность отряда
v девиз отряда – краткое выражение, лозунг, которому следуют члены отрядного коллектива
v эмблема отряда – символический рисунок, отражающий название и деятельность отряда
v элементы одежды (галстуки, пилотки, майки и прочее)
v отрядная песня и любимые песни отряда
v законы жизни отряда
v традиции и ритуалы отряда - элементы, создающие атмосферу в отряде
v отрядный уголок или газета, в которых отражаются основные события, происходящие в отряде
v оформление отрядного места
Несомненно, имидж отряда должны придумать сами дети. Задача вожатого – организовать этот процесс, быть рядом, подсказать, если будет необходим его совет. Если в отряде – дети младшего школьного возраста, и еще ни разу не были в лагере, естественно, им будет трудно продумать имидж. В этом случае в запасе у вожатого должны быть несколько вариантов идей.
Приведем примеры некоторых названия и девизов отряда в зависимости от возраста детей
Младший возраст | |
Пчелки | Оглянись, дружок вокруг – нет ли дел для наших рук |
Лунатики | Ходим ночью, ходим днем, никогда не устаем |
Одуванчик | Держаться вместе, чтоб не сдуло |
Ну, погоди | Коль трудности встанут у нас на пути, мы трудностям скажем – «Ну, погоди!» |
Апельсин | Словно дольки апельсина, мы дружны и неделимы! |
Маячок | Светить всегда, светить везде, и помогать друзьям в беде. |
Непоседы | Без пап и мам мы не ревем, и очень весело живем! Приехал в лагерь не пищи, и папу с мамой не ищи! |
Средний возраст | |
Чайка | Как чайка ввысь – вперед стремись! |
Вместе | Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед, и только все вместе! |
Дружный | Не ныть, не плакать по углам, беду и радость пополам. |
Неугомон | Наш отряд «неугомон», скуку, лень из жизни – вон |
Оба - на | Мы на панки, на шпана, мы ребята «Оба – на». |
Старший возраст | |
Бригантина | Вперед «Бригантина», не сядь на мель! Чем крепче дружба, тем ближе цель! |
Спрайт | Не дай себе засохнуть! |
БЭМС | Боевые, Энергичные, Молодые, Симпатичные! |
МЫ | Когда мы едины – мы непобедимы! |
Филипс | Изменим себя к лучшему |
Кураж | Вот это сила, вот это типаж, когда мы все вместе – это кураж! |
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД.
Основной период занимает большую часть смены. Это пора реализации планов оргпериода: планов и задач, которые ставили перед собой дети на коллективном целеполагании и планировании системы отношений и атмосферы доброжелательности, которая была создана вначале, работу органов самоуправления в отряде.
Цели и задачи основного периода смены:
· поддерживать работу органов самоуправления в отряде
· разнообразить жизнь детей в отряде (разнообразие видов и форм деятельности, сочетание обще лагерных и отрядных дел)
· создать условия защищенности и комфортности для каждого ребенка (через доверие и взаимопонимания в отряде, учет психологических особенностей детей и т. д.)
· обеспечить возможность самореализации каждому ребенку (учитывать индивидуальные особенности детей, интересы и склонности, способности и т.д.)
· формировать коллектив отряда, развивать традиции в жизни отряда
СИСТЕМА ОТРЯДНЫХ И ОБЩЕЛАГЕРНЫХ ДЕЛ
Система отрядных дел может включать самые разнообразные направления деятельности и формы работы. Основные дела отряда могут готовиться советом дела следующим способом: