Результаты исследования и их обсуждение
Мы проводили несколько вариантов игр, направленных на формирование моторных навыков. Данные игры советуют использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, например, как с синдромом Дауна. Авторы игр– Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Таблица 5.
Состояние общей моторики
Состояние до эксперимента | Состояние после эксперимента | |||||
Общая моторика | Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью взрослого | Не выполняет | Выполняет самостоятельно | Выполяет с помощью взрослого | Не выполняет |
-умение бросать мяч | ||||||
-умение ловить мяч | ||||||
-умение перекатывать мяч | ||||||
-умение прыгать на скакалке | ||||||
-умение играть в подвижные игры |
Умеет бросать мяч верно с 1 раза, ловить научился только со 2-3 раза, напрягается. При перекатывании мяча возникли трудности.
Прыгать на скакалке стал правильно к марту, с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками.
В подвижные игры ребёнок играет с удовольствием. По результатам первых занятий у ребёнка с синдромом Дауна улучшилась целенаправленность движений, они стали подчинены жестам и речи взрослого. В ходе наблюдений нами было отмечено, что ребёнок перестал хаотично выполнять двигательные задачи, его движения стали более целенаправленны на достижение условно поставленной цели, его действия стали подчиненными и легко регулируемыми педагогом. Постепенно, по мере сформированности устойчивого внимания, мы старались перейти от индивидуальной работы к работе в паре, где деятельность ребёнка переходила под контроль педагога. Виды упражнений на данном этапе обучения и развития ребёнка были направлены на развитие основных двигательных действий и развитие ориентировки в пространстве. Для помощи в выполнении упражнений мы привлекали самого Даниила, это способствовало проявлению интереса у него к взаимовыручке и товариществу. Для повышения эмоционального фона занятий всегда применялось музыкальное сопровождение. Одним из основных методических приёмов было то, что после выполнения определённых двигательных действий и упражнений, ребёнок всегда поощрялся. Всё это, на наш взгляд, способствовало развитию моторно-зрительной координации, пространственной ориентировки, развитию действий совместно с педагогом, воспитанию чувства коллективизма.
Состояние до эксперимента | Состояние после эксперимента | |||||
Крупная моторика | Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью взрослого | Не выполняет | Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью взрослого | Не выполняет |
-умение наклоняться (вперёд, назад, влево, вправо) | ||||||
-умение прыгать на месте | ||||||
-умение прыгать (вперёд, назад, влево, вправо) | ||||||
-умение приставного шага | ||||||
-умение крупного шага | ||||||
-умение бегать |
Таблица 6.
Состояние крупной моторики
В ходе наблюдений за ребёнком с проблемами в моторном развитии было выявлено, что в процессе выполнения им таких основных двигательных умений, как ходьба, бег и прыжки, его движения хаотичны, плохо координированы, ребёнок плохо реагировал на мышечные усилия (часто терял из рук спортивный инвентарь). Но к концу марта значительно улучшился характер выполнения упражнений, ребёнок становится активнее, сильнее физически, появляется чувство бодрости. Виды упражнений на данном этапе обучения и развития ребёнка были направлены на развитие основных двигательных действий и развитие ориентировки в пространстве. Для помощи в выполнении упражнений мы привлекали самого Даниила, это способствовало проявлению интереса у него к взаимовыручке и товариществу. Для повышения эмоционального фона занятий всегда применялось музыкальное сопровождение. Одним из основных методических приёмов было то, что после выполнения определённых двигательных действий и упражнений, ребёнок всегда поощрялся.
Таблица 7
Состояние мелкой моторики
Состояние до эксперимента | Состояние после эксперимента | |||||
Мелкая моторика: | Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью взрослого | Не выполняет | Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью взрослого | Не выполняет |
-умение застёгивать пуговицы | ||||||
-умение завязывать шнурки | ||||||
-умение вырезать ножницами из бумаги крупные предметы | ||||||
-умение вырезать ножницами из бумаги мелкие предметы | ||||||
-умение держать карандаш |
Анализ результатов исследования, направленного на выявление состояния динамического параметра тонких движений, показал, что выполнение последовательных движений пальцами рук (умение завязывать шнурки) стало доступно ребёнку после первого месяца работы. С увеличением количества выполненных серий у него повышался темп и амплитуда, изменялся порядок движений. Качество выполнения упражнения стало лучше, проявлялось в точности, плавности и целенаправленности.
Умение застёгивать пуговицы не было сформировано на начало эксперимента. Последующие серии характеризовались резким увеличением амплитуды, изменением плавности и темпа движения. Что касается упражнений с ножницами, то ребёнок выполнял задание с напряжением, помогая себе другой рукой. Карандаш удерживал на начальных этапах только при помощи взрослого, рисовал кисточкой неаккуратно, но к концу эксперимента резко возрос интерес к рисункам в сопровождении речью, комментировании нарисованного. Это помогало ребёнку сосредоточиться и движения становились точными и аккуратными.
В ходе предъявления простых предметных и сюжетных картинок ребёнок в редких случаях отвечал на вопросы указательным жестом (24 %).
В ходе взаимодействия со взрослым у ребёнка отмечался неустойчивый зрительный контакт (82 %). В игровой деятельности он почти не подражал действиям взрослого (71 %). Он отвечал на инициативу взрослого, но собственную активность и инициативность в общении и взаимодействии не проявляли. В ходе общения он использовал некоторые невербальные средства общения (59 %), из речевых средств общения - крик и некоторые вокализации.
Таблица 8.