Условия формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна.
Здоровье физическое и психологическое тесно связаны между собой. Изменение одного из этих состояний влечёт за собой изменение и другого. Поэтому особое внимание нужно уделять балансу развивающих ребёнка. В дошкольном возрасте важно развить одновременно и физические, психические возможности ребёнка. [9].
Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведёт к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведёт ребёнка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.
Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Одно из распространённых заблуждений родителей в том, что главным в развитии ребёнка является интеллект. Часто недооценивается значение двигательного развития детей. У дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием и интеллектуальным. В дошкольные годы дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: крупную (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и мелкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся всё более самостоятельными. Развитие моторных навыков позволяет ребёнку непринуждённо передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности.
В раннем детстве двигательное развитие совместно с формированием общения и восприятия являются фундаментом раннего развития. В каждом человеке потребность к движению заложена изначально, и дети с синдромом Дауна, безусловно, не являются исключением, однако формирование двигательных навыков у них происходит иначе, чем у обычно развивающихся сверстников. Обратимся к возрасту появления навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. До восьмидесятых годов ХХ столетия считалась, что у детей с синдромом Дауна последовательность этапов двигательного развития та же, что и в норме, но навыки появляются в более поздние сроки. Однако современные ученые и практики придерживаются гипотезы о том, что в данном случае имеет место не только замедленное, но альтернативное развитие, а это подразумевает иной порядок формирования навыков и их качественное своеобразие. Исследования последних десятилетий подтвердили: в основе нарушения развития крупных движений людей с синдромом Дауна лежит сниженный мышечный тонус, который, в свою очередь, приводит к нарушению согласованного движения мышц, снижению телесной чувствительности, чрезмерной эластичности связок и повышенной подвижности суставов.
Вследствие этого все компоненты развития крупной моторики – сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в пространстве, скорость реагирования, выносливость – имеют у этих детей свои особенности. Например, для того чтобы компенсировать недостаток контроля над положением тела, ребенок с синдромом Дауна в основном использует симметричные и статичные позы, он старается двигаться так, чтобы проекция центра тяжести не выходила за пределы площади опоры [1].
Голландский специалист по двигательному развитию детей с синдромом Дауна Петер Лаутеслагер выявил особый порядок формирования двигательных навыков:
1. Поднимает ноги в положении лежа на спине.
2. Поднимает руки в положении лежа на спине.
3. Поднимает голову в положении лежа на спине.
4. Опирается на локти в положении лежа на животе.
5. Переворачивается с живота на спину.
6. Переворачивается со спины на живот.
7. Сидит.
8. Ползает.
9. Ходит вдоль опоры.
10. Стоит у опоры.
11. Встает к опоре.
12. Самостоятельно стоит.
13. Садится из позы лежа.
14. Самостоятельно ходит.
15. Встает без опоры.
Проанализировав эту последовательность, можно сделать вывод о том, что умение сохранять статичную позу появляется намного раньше, чем способность к смене поз. Например, ребенок, уже умеющий сохранять позу сидя, еще не скоро научится садиться, в то время как у ребенка без нарушения мышечного тонуса умение садиться и способность сохранять позу сидя формируются практически одновременно. Все это диктует особую стратегию работы, например, нужно учить ребенка сидеть и стоять задолго до того, как он научится садиться и вставать самостоятельно. Естественно, что обучение смене поз, то есть умению переносить вес тела и сохранять равновесие не только в статичных позах, но и в движении, становится основным содержанием занятий по двигательному развитию ребенка. Уровень развития двигательных навыков у детей с синдромом Дауна в значительной степени зависит от наличия своевременной и правильно организованной работы.
Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические управления по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов внимание, память, восприятие, мышление, речь). У подвижного ребёнка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, весёлое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребёнок самостоятельно научится всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать малышу осваивать новые движения. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту. Необходимо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным отдыхом в выходные дни, предпочитают занять ребёнка тихими настольными играми, то, естественно, и он будет малоподвижным.