Схема расположения точек при точечной электростимуляции артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой
Расположение электродов при проведении СМТ[3] – воздействий для лечения больных дизартриями при ДЦП по методике Щербаковой
Таблица 2
Звуки по участию их в образовании голоса | Звуки по месту образования | Точки, на которые следует проводить воздействие |
Звонкие | Губные (м, б) | 1а, 4 |
Губно-зубные (в) | 1а | |
Переднеязычные (з, ж) | 2в,4 | |
Переднеязычные (л, р, д) | 26,4 | |
Среднеязычные (сочетание звуков й + ё – немецкая буква j) | 2а | |
Заднеязычные (г) | 2а, 4 | |
Глухие | Губные (п) | 1а |
Губно-зубные (ф) | 1а | |
Переднеязычные (т, ц, ч, ш, щ, с) | ||
Заднеязычные (х, к) | 2а | |
Лабиализация | 1б,3 |
Различные приёмы физиотерапии:
СМТ – синусоидальные модулированные токи;
ИЛГ – искусственная локальная гипотермия;
Рефлексотерапия и другие оптимизируют логопедическую работу при коррекции дизартрии.
И.В. Блыскина и В.А. Ковшиков (1995 г.) в пособии для логопедов и медицинских работников обобщили опыт работы многих авторов в области логопедического массажа и предложили свою систематизацию и продолжительность сеанса массажа для преодоления артикуляционных расстройств.
Описана технология сегментарного массажа, т. е. способы ручного массажа, основанного на принципе использования сегментарного строения тела.
Данная методика впервые была разработана К.А. Семеновой и апробирована Е.Ф. Архиповой (1989 г.) на детях младенческого и раннего возраста. В.А. Ковшиков и И.В. Блыскина доработали эту методику для детей дошкольного и школьного возраста. Для проведения точечного массажа были определены точки БАТ (биологически активные точки), приведены в таблицах и рисунках локализация БАТ. (Лувсан Г. 1990). Описаны способы воздействия на БАТ. Приводим таблицы й рисунки из пособия И.В. Блыскиной и В.А. Ковшикова (1995 г.) (таблица № 3, рис. № 8, 9, 10, 11).
Таблица № 3
Точки, используемые в артикуляторном точечном массаже (китайское название в русской транскрипции расположение точек)[4]
Порядковый номер и название точки | Место нахождения точки |
Точки общего действия |
1. (Ле-цюе) | Расположена на лучевой стороне предплечья чуть выше шиловидного отростка, где пальпируется углубление, выше лучезапястной складки на 1,5 поперечных пальца. |
2. (Хэ-гу) | Между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости, в ямке. |
3. (Шоу-сан-ли) | На тыльной поверхности предплечья с лучевой стороны, ниже точки Цюй-чи (№ 4) на один поперечный палец. |
4. (Цюй-чи) | На середине расстояния между латеральным подмыщелком и лучевым концом складки лучевого сгиба. |
5. (Цзу-сань-ли) | Ниже верхнего края латерального мыщелка большеберцовой кости на 4 поперечных пальца у переднего края большеберцовой мышцы. |
Продолжение таблицы
6. (Цзе-си) | На тыльном сгибе стопы, где пальпируется углубление на одной лини со II-м пальцем. |
7. (Нэй-тин) | Между II и III плюснефаланговым суставом, кпереди. |
8. (Шэнь-мэнь) | У локтевого край лучезапястной складки, рядом с лучевой стороной сухожилия мышцы локтевой сгибатель кисти. |
9. (Хоу-си) | В углублении кзади от V пястно-фа-лангового сустава с локтевой стороны кисти. |
10. (Кунь-лунь) | Во впадине между задним краем латеральной лодыжки и ахилловым сухожилием на уровне центра лодыжки. |
11. (Шу-гу) | Кзади и кнаружи от головки V плюсневой кости, во впадине на месте перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную. |
12. (Тай-чун) | В углублении между I и II плюсневыми костями, выше плюснефаланговых суставов 1/2 поперечного пальца. |
13. (Вай-гуань) | На тыльной поверхности руки, выше запястья на три пальца, посередине, между сухожилиями. |
14. (Нэй-гуань) | На ладонной поверхности руки, как бы с изнанки предыдущей точки, между двумя сухожильными тяжами. |
15. (Хэ-ляо) | На середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см. |
16. (Инь-сян) | В боковой борозде крыла носа перпендикулярно ниже внутреннего угла глаза. |
17. (Ди-цан) | Кнаружи от угла рта на 1 см на вертикальной линии от зрачка. |
18. (Да-ин) | Кпереди от угла нижней челюсти на 1,5 поперечных пальца, несколько кнаружи от места, где прощупывается пульсация артерии. |
19. (Цзя-чэ) | Кпереди и кверху от угла нижней челюсти, где пальпируется углубление. |
20. (Ся-гуань) | Кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти. |
21. (Тоу-вэй) | В углу лба в волосистой части головы на 1,5 см от угла лба в сторону височной впадины. |
22. (Шуй-жу) | Кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. |
23. (Тянь-чжу) | Выше задней границы роста волос на 2 см в сторону от средней линии головы на 1,5 поперечных пальца. |
24. (Фен-чи) | Под затылочной костью выше задней границы роста волос на один поперечный палец, в ямке у наружного края трапецевидной мышцы, где пальпируется углубление. |
25. (Да-чжуй) | Между остистыми отростками VII шейного и I грудного позвонка. |
26. (Я-мэнь) | Между I и II шейными позвонками, выше задней границы роста волос на 1/2 поперечного пальца. |
Продолжение таблицы
27. (Фэн-фу) | Между затылочной кость и I шейным позвонком, выше задней границы роста волос на один поперечный палец. |
28. (Тянь-ту) | Примерно на 0,7 см выше середины верхнего края яремной вырезки грудины. |
29. (Лянь-цюань) | На средней линии шеи, выше складки шеи на 0,5 см, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща. |
30. (Чэн-цзянь) | В центре подбородочно-губной складки. |
31. (Бай-хуэй) | Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на «прямом проборе» – там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин. |
32. (Жень-чжун) | Одиночная точка, под носом, в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе. |
33. (Цзя-чэн-цзян) | На нижней челюсти под нижнечелюстными отверстиями на пересечении линий, проведенных через точки Ди-цан (№ 17) и Чэн-цзянь (№ 30). |
34. (Ди-хэ) | На середине наиболее выступающей части подбородка. |
35. (Сань-сяо) | Посередине носогубной складки, кнаружи от точки Инь-сян (№ 16). |
36. (Цюй-бинь) | Под точкой Ся-гуань (№ 20) на уровне нижнего края прикрепления мочки уха. |
37. (Шан-лянь-цюань) | На средней линии шеи посередине верхнего края подъязычной кости на один поперечной палец выше точки Лянь-цюань (№ 29) при запрокинутой голове. |
38. (Вай-цзинь-цзинь, Вай-юй-е) | На 1 см в стороны от точки Шан-лянь-цюань (№ 37). |
39. (Инь-тан) | В центре переносицы, посередине между медиальными (внутренними) концами бровей. |
Регламентируется логопедический массаж. 1 сеанс – 20–25 минут. (5 минут релаксации, 10–15 минут точечной и/или сегментарный массаж, а затем 5 минут артикуляционная гимнастика) приводится примерный комплекс точечного массажа (см. таблицу № 4)
Через 20–30 минут после комплексного сеанса рекомендуется проведение логопедического занятия по формированию звуков.
В книге Е.А. Дьяковой «Логопедический массаж», 2003 г., хорошо проиллюстрированы все приемы логопедического массажа (даны фото). Указаны методические рекомендации к проведению расслабляющего и укрепляющего массажа. Кроме того представлены различные комплексы
точечного массажа в биологически активных точках (БАТ).
Таблица № 4
Примерный комплекс точечного массажа на один курс
№ сеанса | Точки | № сеанса | Точки |
5,4 | 2, 17, 24 | ||
3, 19, 24 | 4, 25, 26 | ||
8, 39, 29 | 8, 39, 28 | ||
10, 20, 16 | 10, 20, 16 | ||
1, 39, 30 | 3, 19, 24 | ||
5, 31, 18 | 5, 4 |
Представлены 9 комплексов точечного массажа, целью которых является нормализация различных функций:
Комплекс БАТ 1. Цель: нормализация мыши артикуляционной мускулатуры. Воздействие на точки: 35, (см. ниже рисунок № 10, 11 точки локального действия) 32, 30, 33, 17.
Комплекс БАТ 2. Цель: улучшение носового дыхания, профилактика голосовых нарушений. Воздействие на точки: 39, 16, 15, 35.
Комплекс БАТ 3. Цель: нормализация тонуса голосового аппарата. Воздействие на точки: 28, 29.
Комплекс БАТ 4. Цель: нормализация тонуса мышц корня языка и гортани. Воздействие на точки: 29, 22.
Комплекс БАТ 5. Цель: нормализация мышечного тонуса нижней челюсти. Воздействие на точки: 34, 20, 36.
Комплекс БАТ 6. Цель: нормализация мышц шеи. Воздействие на точки: 23, 24, 25, 26.
Комплекс БАТ 7. Цель: нормализация ритма дыхания. Воздействие на точки: А, Б, В. (рис. 12)
Комплекс БАТ 8. Цель: снятие напряжения с мышц голосового аппарата. Воздействие на точки: А – на ногах, Б – на руках. (рис. 13, 14)
Комплекс БАТ 9. Цель: активизация организма в целом. Воздействие на точку 31 (см. точки локального действия). (рис. 10)
Приводим рис. 15, представляющий топографию точек на голове. Название точек приводится в русской транскрипции.
Заслуживает особого внимания в книге Е.А. Дьяковой (2003 г.) раздел самомассажа, который предусматривает выполнение ребенком самостоятельных массажных действий.
На наш взгляд для детей с дизартрией самомассаж мимической и губной мускулатуры можно и нужно рекомендовать после значительной подготовительной работы по развитию мелкой моторики рук, по развитию стереогноза и пространственных представлений, в том числе умения ориентироваться в схеме собственного тела. Самомассаж языка необходим в ходе выполнения артикуляционной гимнастики.
Для детей, имеющих врожденную патологию челюстно-лицевой области, разработаны рекомендации по миогимнастике и массажу (Пономарева Е.А., Соколова Л.А. 1997 г.) приемы логопедического массажа в после операционный период в связи с уранопластикой подробно описаны в работах Ермаковой И.И. (1984 г.), Ипполитовой А.Г. (1983 г.), Вазовской Л.И. (1984 г.).
Логопедический массаж в комплексе мероприятий, направленных на устранение заикания, описан в работах Шевцовой Е.Е. (1994, 2003 гг.) и др.
глава III
Дифференцированный логопедический
массаж при дизартрии
3.1. Комплекс упражнений логопедического
массажа при ригидном синдроме
Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела.
Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию.
Приемы разминания и вибрации при ригидном синдроме применять не следует, так как эти приемы способствуют нарастанию мышечного тонуса.
Массаж шеи
Упражнение № 1
Цель: расслабление мышц плечевого пояса.
Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются двумя руками.
Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 1).
Массаж лба
Упражнение № 2
Цель: приведение мышц лба в состояние покоя.
Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 2).
Упражнение № 3
Цель: обеспечение расслабления мышц лба.
Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 3).
Массаж щек
Упражнение № 4
Цель: расслабление щечной мышцы.
Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек.
Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с внутренней стороны щек.
Методические рекомендации.
Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день. Вращательные движения по часовой стрелке (рисунок № 4).
Упражнение № 5
Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта.
Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.
Методические рекомендации.
Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 5).
Упражнение № 6
Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта.
Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа.
Методические рекомендации.
Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3–4 раза 2–3 раза в день (рисунок № 6).
Массаж скуловой мышцы
Упражнение № 7
Цель: расслабление скуловых мышц.
Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка.
Методические рекомендации.
Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день рисунок № 7).
Массаж губ
Упражнение № 8
Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта.
Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру.
Методические рекомендации.
Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 8).
Упражнение № 9
Цель: расслабление губ.
Описание: легкое описание губ от углов рта к центру.
Методические рекомендации.
Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 9).
Упражнение № 10
Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта.
Описание: поглаживание круговой мышцы рта.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 10).
Массаж языка
Упражнение № 11
Цель: расслабление мышц языка.
Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6–8 раз 2–3 раза в день (рисунок № 11).
Упражнение № 12
Цель: расслабление корня языка.
Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.
Методические рекомендации.
Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3–4 секунд 2–3 раза в день (рисунок № 12).
3.2. Комплекс упражнений логопедического массажа при
спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме
Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц. Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки.
Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2–3 раза в день за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната, где будет проводиться массаж, должна быть хорошо проветрена. Свет должен быть неярким. Специалисты в области массажа советуют проводить массаж в сопровождении тихой классической музыки.
Перед проведением массажа ребенка необходимо посадить или уложить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающей позиции.
Массаж шеи
Упражнение № 1
Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса.
Описание: производят круговыми движениями поглаживания шеи сзади и с боков сверху вниз.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими (рисунок № 13).
Упражнение № 2
Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка.
Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 14).
Массаж лба
Упражнение № 3
Цель: расслабление лобных мышц.
Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба.
Методические рекомендации.
Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6–10 раз 2–3 раза в день (рисунок № 15).
Упражнение № 4
Цель: расслабление лобных мышц.
Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.
Методические рекомендации.
Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3–4 раза, 2–3 раза в день (рисунок № 16).
Упражнение № 5
Цель: расслабление лобных мышц и мимической мускулатуры.
Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются внутренней стороной ладони. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день. Поглаживающие движения должны быть очень легкими, успокаивающими (рисунок № 17).
Массаж области глазниц
Упражнение № 6
Цель: расслабление мышц окружности глаз.
Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза.
Методические рекомендации.
Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц (рисунок № 18).
Массаж щек
Упражнение № 7
Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу.
Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.
Методические рекомендации.
Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 19).
Точечный массаж щек
Упражнение № 8
Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба.
Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.
Методические рекомендации.
В зоне точки ИН-СЯН массаж производится большими пальцами, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ массаж производится указательными пальцами, в зоне точки ЭР-МЭНЬ массаж производится средними пальцами. Успокаивающее воздействие достигается плавными круговыми поглаживаниями точек, с постепенным переходом к стабильному растиранию точек и, затем – к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность воздействия уменьшается и прекращается. Вращения осуществляются по часовой стрелке. Длительность точечного массажа зависит от реакции ребенка на воздействие, но независимо от реакции массаж не должен продолжаться более 1 минуты (для взрослых более 3 минут) и 1 раза в день (рисунок № 20).
Массаж скуловой мышцы
Упражнение № 9
Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.
Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.
Методические рекомендации.
Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень легкими (рисунок № 21).
Упражнение № 10
Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.
Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.
Методические рекомендации.
Точечная вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев или вибромассажером. Вибрация проводится в едином быстром ритме. Движения повторяются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 22).
Массаж губ
Упражнение № 11
Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.
Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца. Движения осуществляются по часовой стрелке. Массажные движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 23).
Упражнение № 12
Цель: расслабление мышц губ.
Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ.
Методические рекомендации.
Поглаживающие движения выполняются одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения должны быть едва ощутимыми. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 24).