Врачебный контроль в процессе занятий

В работе с лицами с нарушением состояния здоровья особенно важно систематическое, постоянное врачебное наблюдение за изменениями в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии.

В данном случае врач и тренер должны работать в тесном контакте, чтобы предотвратить негативные последствия неправильного подхода к учебно-тренировочному процессу и не усугубить еще больше состояние здоровья занимающихся.

Этот процесс осуществляется путем проведения текущих осмотров 3—4 раза в год и врачебно-педагогических наблюдений на тренировках. Это помогает определить соответствие уровня требований, предъявляемых к организму конкретной программой занятий, физическому состоянию и подготовленности занимающихся. Особое значение имеет напряженность процессов (Р.Е. Мотылянская, Л.А. Ерусалимский, 1980). Об этом свидетельствует степень стабильности показателей в процессе нагрузок, а также усиление деятельности физиологических систем организма, о чем можно судить по характеру общих и местных реакций, возникающих в организме во время и после завершения мышечной работы.

При проведении врачебного контроля, наблюдений оценивается организация, содержание и методика занятий, использование средств коррекции, обучение произвольному управлению дыханием, соблюдение взаимодействия дыхания адекватно движению, применение упражнений на расслабление, правильное соотношение этапов тренировки, частей урока.

Оценка воздействия тренировки на организм проверяется по степени утомляемости (примерная схема внешних признаков утомления в процессе занятий физическими упражнениями по В. А. Зотову), по изменению пульса и артериального давления. Для этого проводится измерение пульса и артериального давления до тренировки, после разминки, после основной, заключительной частей тренировки и затем через 15 мин после окончания занятий. Все эти данные заносятся в протокол, строится графически физиологическая кривая, которая должна постепенно нарастать с пиком нагрузки в основной части и постепенно снижаться в дальнейшем, доходя до первоначальных величин после последнего измерения (через 15 мин). На основании полученных данных рассчитывается ряд показателей, характеризующих выраженность реакции систем кровообращения на нагрузку.

Рассчитывается коэффициент пульса (КП), отражающий степень изменения частоты сердечных сокращений:1Л1-г _ ЧСС в нагрузке. ЧСС в покое

Индекс работы сердца (ИРС), который косвенно отражает проделанную занимающимся работу, работу сердца по перекачиванию крови в условиях повышенного артериального давления и увеличенной ЧСС на высоте нагрузки:ИРС = ЧСС в нагрузке х АД систолическое в нагрузке.

При регистрации ЧСС и величин АД после нагрузки фиксируют, на какой минуте отдыха эти показатели достигают исходных величин. По мере повышения степени тренированности увеличение ЧСС и АД при одной и той же нагрузке будет менее выраженно. И как следствие этого, будут снижаться величины КП и ИРС, а нормализация пульса будет проходить после нагрузки в более ранние сроки (Н.Д. Обижаева, 1993).

Когда тренировочные нагрузки неадекватны процессам восстановления и организм спортсмена-инвалида не успевает восстановиться к следующей тренировке, то может возникнуть состояние переутомления, перегрузки, что приводит к истощению организма, развитию патологических состояний, необходима профессиональная коррекция с использованием педагогических, психологических, медико-биологических методов и средств восстановления.

Особенно важно это в работе с инвалидами с поражением органов зрения, так как все вышеперечисленные негативные явления могут отразиться негативно на функции органов зрения. У инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в классе — травмы и заболевания спинного мозга, где запредельные нагрузки могут повлечь за собой необратимые отрицательные моменты, вместо помощи мы можем навредить, ухудшить состояние здоровья. Поэтому данная категория людей требует очень внимательного отношения к организации и проведению учебно-тренировочного процесса, с непременным каждодневным врачебным контролем.

В результате совместной и постоянной работы тренера и врача вносятся коррективы, изменения, дополнения в учебно-тренировочный процесс.

Группы здоровья детей

Что такое группы здоровья Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов. На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.

Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.

Как определяется группа здоровья? Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку. Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни. Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша. Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким. Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья. Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.

Виды групп здоровья, характеристики каждой группы Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.

Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.

Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.

Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.

Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.

Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.

14. Оценка уровня здоровья детей.
Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей
являются:
1.углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в
эпикризные периоды и назначение соответствующих рекомендаций с
целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального
функционального состояния организма и полноценного здоровья;
2.раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для
организации оздоровления и лечения с целью профилактики

формирования хронических заболеваний. В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.
Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г. В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:
1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;
3) уровень функционального состояния основных систем организма;
4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

15. Распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием.
Учитывая индивидуальные особенности детей и подростков, во время занятий физическим воспитанием общепринятым является деление на группы здоровья по следующим критериям:

степень функционирования основных систем организма;

отсутствие или наличие хронических заболеваний;

степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;

степень гармоничности физического развития;

уровень физического развития.

Всего в соответствии с критериями оценки здоровья различают 5 групп здоровья:

здоровые, у которых нет хронических заболеваний, их физическое развитие соответствует возрасту;

без отклонений или с определенными незначительными отклонениями в состоянии здоровья, и с недостаточным физическим развитием;

больные с хроническими заболеваниями, которые хорошо себя чувствуют и имеют достаточную работоспособность, или дети, у которых есть временные отклонения в состоянии здоровья, что требует ограничить физические нагрузки;

больные с хроническими заболеваниями, которые часто болеют и имеют пониженную работоспособность;

больные с хроническими заболеваниями, которые наблюдаются в специальных лечебницах.

При приеме в школу предполагается, среди прочих документов, и предоставления медицинской справки будущего школьника о состоянии здоровья, в котором указывается медицинская группа, к которой он принадлежит. Обычно в общеобразовательных учебных заведениях обучаются дети, с соответствующим состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности разделяются на 3 медицинские группы здоровья: 1) основную, 2)подготовительную и 3) специальную.

Основная медицинская группа – это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).

Подготовительная медицинская группа – это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).

Специальная медицинская группа – это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).

Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.

16. Врачебный контроль на занятиях физическими упражнениями.
Врачебный контроль в физическом воспитании — систематическое медицинское наблюдение за лицами, занимающимися физической культурой и спортом. Врачебный контроль содействует наилучшему использованию физической культуры и спорта для укрепления здоровья и физического совершенствования.

Основа врачебного контроля — систематические медицинские обследования физкультурников, что помогает определить состояние их здоровья, вовремя выявить и устранить возможные при неправильных занятиях нарушения физического состояния (переутомление и др.), наметить нужный режим занятий. Первичные обследования обязательны перед началом систематических занятий любыми физическими упражнениями (занятия детей в школе, подготовка к сдаче физкультурного комплекса, спортивная тренировка и др.). Особенно необходимы эти обследования перед началом занятий детей, людей с недостатками в состоянии здоровья, а также людей старшего и пожилого возраста. Повторные обследования производят обычно один раз в год; они позволяют установить влияние на организм проводившихся занятий, сделать вывод о нужных изменениях в их режиме — увеличить или уменьшить нагрузку, изменить продолжительность и число занятий, перевести школьника для занятий в другую группу и др. Чаще, чем обычно, проводятся обследования физкультурников с недостатками в состоянии здоровья, а также спортсменов, ведущих напряженную тренировку. Участники спортивных соревнований, походов (особенно с большой нагрузкой) подвергаются предварительно дополнительному медосмотру. Дополнительные осмотры физкультурников необходимы также после больших перерывов в занятиях из-за болезни, травмы и других причин.

При медицинских обследованиях физкультурников проводятся исследования физического развития с измерением веса, роста, окружности груди, спирометрией и динамометрией, а также исследования органов дыхания и кровообращения и др. В результате медицинского обследования составляется заключение о состоянии здоровья физкультурника, рекомендуемой для него форме занятий, допуске к соревнованиям и др., которое сообщается руководителям занятий.

Медицинское наблюдение за физическим состоянием физкультурников (измерение кровяного давления, пульса, дыхания, оценка степени утомления по окраске кожи лица, характеру дыхания и движений) может проводиться и во время спортивных занятий, тренировок и соревнований. Показателями нормального воздействия физических упражнений на организм служат: покраснение лица, учащенное, но глубокое дыхание, скоропреходящее учащение пульса и повышение кровяного давления; движения, походка сохраняются уверенными, общее состояние бодрое. Напротив, при чрезмерной нагрузке и большом утомлении (перенапряжении) наблюдаются побледнение лица, иногда цианоз, тяжелая одышка, резкое и длительное учащение пульса, падение максимального кровяного давления и снижение амплитуды пульсового давления, общая слабость, вялые неуверенные движения.

Большое значение имеет систематический санитарно-гигиенический надзор за условиями занятий физическими упражнениями. В него входят: оценка возможности проведения занятий или соревнований при особо неблагоприятной погоде, наблюдение за надлежащим сан. состоянием и содержанием всех мест занятий — спортивных площадок, катков, спортивных залов, бассейнов для плавания и др. (см. Спортивные сооружения). Особое внимание должно быть уделено мерам предупреждения возможных при физических упражнениях травм. О всех недостатках, отмечаемых при санитарно-гигиеническом надзоре за условиями занятий, сообщается руководителям занятий или администрации.

Существенное значение во врачебном контроле имеет также санитарно-просветительная работа в области физической культуры. Фельдшер может оказать помощь врачу и в этой работе.

Наряду с пропагандой общего оздоровительного значения физической культуры в санитарно-просветительной работе нужно также уделять большое внимание объяснению основных гигиенических правил закаливания (см.), зарядки (см.), правильного режима занятий или спортивной тренировки с учетом условий труда и быта физкультурника, правил гигиены питания, одежды, обуви, ухода за телом. Подробно должно разъясняться значение самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и спортом (см.).

17. Исследование и оценка физического развития.
Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.

Известно, что здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем основных физиологических показателей. Поэтому одним из основных направлений в работе по укреплению здоровья средствами физкультуры является врачебное наблюдение за влиянием физкультуры и спорта на физическое состояние человека.

Согласно программе, разработанной Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определение работоспособности должно проходить по четырем направлениям:
1) медицинский осмотр;
2) определение физиологических реакций разных систем организма на физическую нагрузку;
3) определение телосложения и состава тела в корреляции с физической работоспособностью;
4) определение способности к выполнению физических нагрузок и движений в комплексе упражнений, совершение которых зависит от разных систем организма.

Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр и измерения — антропометрия.

18. Соматоскопия.
При исследовании физического развития человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров.

Кожа описывается как гладкая, чистая, влажная, сухая, упругая, вялая, угристая, бледная, гиперемированная и др.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.
П о з в о н о ч н и к выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.
Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагитальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении, так и боковые.

Для определения боковых искривлений позвоночника используют сколиозометр Билли—Кирхгофера.

Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника.
Круглая спина представляет собой форму грудного кифоза.
При кругловогнутой спине одновременно увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз.
При плосковогнутой — увеличен только поясничный лордоз.

Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования.

Нормостеническая форма грудной клетки характеризуется пропорциональностью соотношения между переднезадними и поперечными ее размерами, над- и подключичные пространства умеренно выражены. Лопатки плотно прилегают к грудной клетке, межреберные пространства выражены нерезко. Надчревный угол приближается к прямому и равен приблизительно 90°.

Астеническая форма грудной клетки — достаточно плоская, потому что переднезадний размер уменьшен по отношению к поперечному. Над- и подключичные пространства западают, лопатки отстоят от грудной клетки. Край Х ребра свободен и легко определяется при пальпации. Надчревный угол острый — меньше 90°.

Гиперстеническая форма грудной клетки. Переднезадний диаметр ее больше нормостенического, и поэтому поперечный раз-рез ближе к кругу. Межреберные промежутки узкие, над- и подключичные пространства слабо выражены. Надчревный угол тупой — больше 90°.

Патологические формы грудной клетки развиваются под влиянием болезненных процессов в органах грудной полости или при деформации скелета. У физкультурников нередко встречается воронкообразная грудная клетка, рахитическая, ладьевидная и др.

На форму грудной клетки могут влиять также различные виды искривления позвоночника. Так, кифозное искривление позвоночника нередко сочетается с одновременным сколиозом и носит название кифозосколиоза, а грудная клетка — кифозосколиотической.

При исследовании грудной клетки необходимо также обратить внимание на тип дыхания, его частоту, глубину и ритм. Различают следующие типы дыхания: грудной, брюшной и смешанный. Если дыхательные движения выполняются в основном за счет сокращения межреберных мышц, то говорят о грудном, или реберном, типе дыхания. Он присущ в основном женщинам. Брюшной тип дыхания характерен для мужчин. Смешанный тип, при котором в дыхании участвуют нижние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, характерен для спортсменов.

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и др. О развитии мускулатуры дополнительно судят по положению лопаток, форме живота и т.д. Развитость мускулатуры в значительной мере определяет силу, выносливость человека и вид спорта, которым он занимается.

Степень полового созревания — важная часть характеристики физического развития школьников; она определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области. Кроме того, у девочек, — по развитию молочной железы и времени появления менструаций, у юношей — по развитию волосяного покрова на лице, кадыке и мутации голоса.

Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией и особенностями взаимного расположения частей тела. На телосложение влияет вид спорта, питание, окружающая среда и другие факторы. Конституция — это особенности телосложения человека. М.В. Черноруцкий выделяет три типа конституции: гиперстенический, астенический и нормостенический. Автор учитывает как морфологические, так и функциональные особенности индивидуума.

При гиперстеническом типе телосложения преобладают поперечные размеры тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.

Замечена зависимость между конституциональным типом человека и подверженностью его тем или иным заболеваниям. Так, у астеников чаще встречаются туберкулез, заболевания желудочно-кишечного тракта, а у гиперстеников — болезни обмена веществ, печени, гипертоническая болезнь и др.

Conrad, основываясь на морфологических признаках, выделяет следующие типы телосложения у спортсменов: лептоморф, пикноморф, метроморф.

Следует заметить, что четко выраженные типы телосложения у спортсменов встречаются редко. Чаще бывают различные комбинированные формы с преобладанием признаков того или иного типа телосложения. Однако существуют характерные типы телосложения для отдельных видов спорта. Так, баскетболисты — высокорослые, тяжелоатлеты, метатели — массивные, в спортивной гимнастике преобладают низкорослые и т.д.

19. Антропометрия.
Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Кроме того, к основным показателям физического развития относят определение соотношения «активных» и «пассивных» тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и другие показатели состава тела. К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.

Антропометрия (от греч. antropos — человек, metreo — измеряю) - измерение основных физический показателей человека (массы тела, роста, окружности грудной клетки, живота).
Массу тела и рост измеряют (если позволяет состояние пациента) при поступлении в лечебное учреждение, затем каждые 7 дней или чаще (по назначению врача). Данные записывают в температурный лист.

Взвешивание.
Массу тела надо знать для уточнения дозы лекарственного препарата (когда его принимают в зависимости от массы тела), подбора адекватной диеты, а в некоторых случаях и для оценки эффективности лечения. Для сравнения и изменения массы тела пациента, взвешивание следует проводить в одних и тех же условиях: утром, натощак, после освобождения кишечника и мочевого пузыря и в одном белье. Перед взвешиванием необходимо проверить, отрегулированы ли весы и правильно ли они установлены. Ослабленных больных для взвешивания можно сажать на предварительно взвешенный табурет.

Измерение роста человека производят при помощи ростомера. Пациент сняв обувь, становится на площадку спиной к планке, туловище и конечности выпрямлены, пятки соприкасаются, носки разведены. Пятки, ягодицы, межлопаточное пространство и затылок прикасаются к планке, голова в глазнично – ушной горизонтали (наружные слуховые проходы ушей и глаза на одном уровне). Опустив планшет на голову, смотрят на шкалу цифр у нижнего края планшета, которые будут соответствовать росту тела пациента.

Измерение окружности грудной клеткиосуществляют мягкой сантиметровой лентой. Её прикладывают к грудной клетке так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди - на уровне IV ребра. Измерение производится в состоянии спокойного дыхания, на максимальном вдохе и выдохе.

Измерение окружности живота осуществляют мягкой сантиметровой лентой, утром, натощак, после освобождения кишечника и мочевого пузыря. Мягкую сантиметровую ленту прикладывают по окружности: спереди – на уровне пупка, сзади – на уровне III поясничного позвонка.

Спирометрия. Спирометр – это прибор для измерения жизненной ёмкости лёгких(ЖЕЛ) – максимального количества воздуха, выдыхаемого при усиленном выдохе, или выдыхаемого при усиленном вдохе.
Исследуемый отдыхает 5-10 минут, затем после глубокого, максимального вдоха с закрытым носом медленно выдыхает в трубку при этом отмечают, до какого деления шкалы произошел максимальный подъём. Исследование проводят трижды с небольшими промежутками и вычисляют среднюю ЖЕЛ.

Наши рекомендации