Краткая характеристика постнатального периода развития

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности (от первого вздоха до 10 дней, или, по другим классификациям, - до 3-4 недель). Это самый короткий и наиболее критический возрастной период. Он характеризуется рядом морфологических, функциональных и биохимических изменений, возникающих с переходом от внутриутробных к внеутробным условиям жизни. С момента рождения устанавливается легочное дыхание, начинает функционировать малый и большой круги кровообращения, появляется собственная терморегуляция, пищеварении и др.

Для оценки состояния новорожденного используетсяШкала Апгар.

На 27 ежегодном конгрессе анестезиологов (22-25 сентября 1952г.) Вирджиния Апгар представила систему оценки состояния новорожденного на первых минутах жизни. Состояние младенца оценивается в баллах по следующим критериям: частоте сердечных сокращений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска кожных покровов - сразу и через 5 минут после рождения. Оценка по шкале Апгар при рождении в 0-3 балла (пульс менее 120 уд/мин, замедляющийся, отсутствие дыхания или его изменения, кожа бледная, мышечная атония) соответствует тяжелой асфиксии. Оценка через 1 минуту после рождения в 4-6 баллов (неустановившееся дыхание, частота сердцебиений 120 уд/мин и более, сниженный мышечный тонус, слабый ответ на раздражение) соответствует средней степени асфиксии. Оценка через 5 мин после рождения в 6 баллов и ниже является показанием для интенсивной терапии или продолжения реанимационных мероприятий. Оценка по шкале Апгар 7-10 баллов – норма (табл.8).

Таблица 8

Шкала Апгар

баллы
цвет кожи бледный синюшные конечности розовый, красный
дыхание отсутствует медленное, неравномерное хорошее, громкий плач
сердцебиение отсутствует менее 120 уд/мин более 120 уд/мин
рефлексы отсутствуют легкая гримаса кашляет, чихает, кричит
мышечный тонус отсутствует конечности согнуты активно двигает частями тела

Новорожденных разделяют на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие первых длится 39-40 недель, вторых – 28-38 недель. В целом доношенными считают новорожденных с массой тела 2500 г и выше (при длине тела не менее 45 см).

До 1 года - грудной возраст. Происходит изменения в двигательной системе: в конце первого месяца ребенок пытается распрямлять ножки, на 6 неделе поднимает и удерживает голову, на 6 месяце сидит, в конце первого года жизни делает первые шаги. Интенсивно развивается и психика ребенка. На втором месяце он улыбается, к 4 месяцу берет игрушки, различает взрослых. Во второй половине грудного возраста у ребенка появляется более сложное поведение, он начинает понимать многие фразы. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами постнатальной (внеутробной) жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается.

1 – 3 лет - ранний детский возраст. Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, у него появляется стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоутверждению. Появляется много новых двигательных навыков. В период раннего детства заканчивается прорезывание молочных зубов, после 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов тела быстро уменьшаются.

3–6(7) лет - первый детский возраст (дошкольный). Дети проявляют большой интерес к окружающему миру, развиваются воображение, воля и характер. В этот период у детей продолжает расти головной мозг и формируется внутренняя речь. Умственное и физическое развитие ребенка во многом определяется игрой. Для некоторых детей свойственен скачок роста. С 6 лет появляются первые постоянные зубы: 1 моляр и центральный резец на нижней и верхней челюсти. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела, но чаще у девочек в этот период количество жира больше.

7(8)–11(12) лет - второй детский возраст (младший школьный). Поступление в школу является наиболее трудным этапом в жизни ребенка. Возникает потребность в серьезной деятельности, а произвольное внимание еще слабое. В этот период выявляются половые различия в форме и размерах тела, начинается усиленный рост. Темпы роста у девочек в этот период выше, раньше начинается половое созревание. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. У них быстрее растут нижние конечности, интенсивнее нарастает массивность скелета. В этот период повышается секреция половых гормонов, в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. В гораздо меньшей степени в этот период процесс полового созревания выражен у мальчиков.

Организм детей по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегреванию, переохлаждению и т.п.) и хуже переносят физические перегрузки. У детей на 1кг веса тела приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждаются или перегреваются. Соотношения между массой тела и его поверхностью, высокая подвижность объясняют интенсивный обмен веществ и требуют повышенной калорийности питания, по сравнению со взрослыми.

Поэтому правильно спланированные, дозированные по времени и сложности занятия способствуют гармоничному развитию, а ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) еще недостаточно прочная костная система, поэтому возможность нарушения осанки в этом периоде наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения. Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление состояния утомления. В связи с этим при занятиях физкультурой и спортом нужно сочетать нагрузки и отдых. Особенно важна профилактика утомления. Для этого нужно придерживаться определенного режима дня, совершать закаливающие процедуры.

13–16 лет (юноши), 12–15 лет (девушки) - переломный или подростковый возраст (старший школьный). У подростков происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием половых гормонов и с половым созреванием. Развиваются вторичные половые признаки, происходит усиленный рост организма. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки по длине и весу тела наблюдаются у девочек между 11 и 12 годами, а у мальчиков – между 13-15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего они к 13,5-15 годам обгоняют девочек по длине тела. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины. К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого организма. В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение таза и позвоночника еще не завершено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедление роста, особенно, если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и т.п. Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным развитием, увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений.

В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражимость, наблюдаются расстройства сна, возможны резкие перепады настроения. В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности.

17–21 лет (юноши), 16–20 лет (девушки) - юношеский возраст. Продолжается созревание организма. Большинство клеток организма постоянно обновляются. До двадцати лет процесс образования новых клеток преобладает над процессом их гибели, поэтому организм продолжает расти. В старшем школьном возрасте (17-18 лет) отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятиях играми (волейболом, баскетболом, прыжками в высоту), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений. Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Для нормального развития девочек необходимо 5-12 часов/неделю, а мальчиков – 7-15 час/неделю занятий физическими упражнениями разного характера. Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС - 140-160 уд/мин).

Согласно государственной программе, обязательные занятия физкультурой в ВУЗе проводятся первые 2 года обучения, в последующие годы – факультативно. Занятия проводятся 2 в неделю. Медицинское обследование – 1 раз в год.

22–35 лет (мужчины), 21–35 лет (женщины) - возраст ранней зрелости. Период относительной стабильности телосложения. Человек ищет возможности реализации своих индивидуальных способностей. Наиболее благоприятный детородный период. В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Правда, у 20-30-летних людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков, однако, этот рост не превышает 3-5мм.

36–60 лет (мужчины), 36–55 лет (женщины) - возраст поздней зрелости. После 36 лет равновесие между образованием новых клеток и их гибелью смещается в сторону атрофии клеток, более всего это касается нервной и костной тканей. До 40 лет тело не претерпевает сильных изменений. Между 30 и 45-50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. Постепенно наступает физиологическое угасание репродуктивной функции, появляются морщины, седеют волосы, часто развивается гиподинамия.

61–74 года (мужчины), 56–74 года (женщины) - преклонный возраст (пожилой). Продолжается до появления старческих изменений: окостенения черепных швов, выпадения зубов и т.д.

75–90 лет - старческий возраст, свыше 90 лет - возраст долгожительства. Кончается смертью в связи с вырождением органов и затуханием их функций.

Наши рекомендации