Организация и методика проведения исследования
Выпускная квалификационная работа предполагает проведение экспериментального изучения какого-либо конкретного явления.
Задачи речевого обследования будут заключаться в том, чтобы определить: место возникновения и форму речевых судорог; частоту их проявления и сохранные речевые возможности ребенка; сопутствующие нарушения речи; сопутствующие двигательные нарушения; отношение ребенка к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.
Методика: обследование заикания. Волкова Г.А.
Цель исследования: проанализировать методику логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции заикания.
В обследование приняли участие 10 дошкольников с заиканием и 10 дошкольников с нормой, после чего они были разделены на 2 группы: ЭГ и КГ, которое было проведено в МБУ Д/С «СОЛНЫШКО » д. Сметанино.
Обследование начинали со сбора анкетных данных (Приложение 1).
Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ Д/С "СОЛНЫШКО" д. Сметанино с 15 января по 22 апреля 2017 года и включала три основных этапа:
I. Констатирующий эксперимент (15-25 января)
II. Формирующий и контрольный эксперименты (27 января– 31 марта)
III. Этап обработки и интерпретации полученных данных (1-20 апреля).
Для проведения исследования, с целью коррекции речи дошкольника с заиканием, была подобрана методика обследования Волкова Г.А., а также проведен количественный и качественный анализ полученных данных. Детям было предложено ряд заданий.
Для исследования подражательности предлагали следующие задания:
Задание 1. По образцу разыграть с помощью игрушек небольшой сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом. Например: «У Саши папа летчик, Он часто летает на север. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с мамой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк». Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, мишка).
Задание 2. После показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.
Таким образом мы зафиксировали:
Подражание полное;
Подражание творческое (дети внесли дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца);
Подражание неполное (дети не до конца выполнили увиденное и услышанное задание, опустив часть его);
Отказ от подражания
Для исследования импресивной речи предлагали следующие задания:
Задание 1. Показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол - персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета.
Задание2. Ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания);
показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных.
Задание 3. Показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок).
Задание 4. Показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок);
ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи.
Для исследование экспрессивной речи.
Задание 1. Побеседовать с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т. д. (по логическим группам слов).
Задание 2. Сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рассказав об их сходстве и различии (например, двух кукол).
Задание 3.Назвать за логопедом сюжетные картинки.
Задание 4. вместе с логопедом дать описание, какой - нибудь игрушки в игре «Игрушка - сюрприз»: развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушки и описывает ее качества (например, мягкую игрушку - медвежонка).
составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа: «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки».
Задание 5. Показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра.
Задание 6. Побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о семейных праздниках и т. п.
Задание 7. Повторить за логопедом предложения небольшого текста
вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок…», «Получился цветок».
Проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопросно-ответной речи, при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи.
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений:
Простой фонематический анализ.
Задание 1. Выделение согласного звука на фоне слова, начиная с 5 лет. Инструкция: «Слышен ли звук С в слове сани?»
Задание 2. Выделение согласного звука из слова. Инструкция: «Какой согласный звук ты слышишь в слове шапка?»
Сложный фонематический анализ.
У заикающихся детей исследовали сложные формы фонематического анализа. При этом ребенку предлагали:
Определить место согласного звука в слове, сначала в начале,
конце, середине слова; определить место звука в слове по отношению к другим звукам, например: «Какой звук слышен после звука М в слове мак? Какой звук находится на третьем по счету месте в слове каша?»;
определить последовательность звуков в слове, например:
«Какой звук находится между звуками И, А в слове лиса?»; «Назови соседей звука К в слове рука»
Фонематический синтез.
Составление слова из последовательно данных звуков, начиная с пяти летнего возраста. Инструкция: «Послушай звуки Д, О, М, поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось».
Фонематические представления.
Ребенку предлагали для выполнения следующие задания:
Задание 1. Подобрать слово на заданный звук. Например: «Назови слово со звуком Ш или со звуком Р» и т. д.
Задание 2. Разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: С - Ш, Ч - Ц, З - Ж, Р – Л.
Задание 3. Из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук. Перед ребенком раскладывается ряд из 10 - 12 картинок из разных логических групп слов, среди которых есть картинки со звукос С - куртка, стакан, шапка, помидор, собака, яблоко, свекла, чашка, сковорода, пирамидка, сумка, сова. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, подумать и отложить в сторону картинки со звуком С.
Исследование состояния лексики.
Детям 6 - 7 лет предлагали задание:
Задание 1. Назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, логопед показывает ребенку чашку, стакан, блюдце, тарелку, вазу и задает вопрос: «Как назвать все эти предметы одним словом?» или «Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник, чернику?».
Исследовали грамматический строй речи.
Задание 1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок.
Задание 2. Преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок. Например, шар - шары, топор - топоры, дом - дома, белка - белки, лист - листья, окно - окна, стул - стулья, рука - руки и т. п.
Задание 3. Согласовать прилагательное с существительным, используя предметные картинки.
Перед ребенком раскладываются три картинки, например, «красный шарф, красная шапка, красное пальто», и он называет их, или «зеленый огурец, зеленая елка, зеленое дерево»;
Задание 4. По речевой инструкции логопеда выполнить задания типа: «Положи кубик в коробку», «Поставь маленький кубик на большой», «положи этот листик под картинку с изображением дерева», «Возьми игрушку из коробки», «Держи пушинку (снежинку) над столом», «Пройди и встань у окна», «Возьми мячик с полки», «Подойди к столу», «Поставь собачку около будки», «Выйди из кабинета и выгляни из-за двери», «Достань мячик из-под стола», «Перешагни через шнур».
Задание 5. Найти на картинках по заданию логопеда различное расположение предметов в зависимости от предлога. Можно использовать картинки с изображениями двух предметов в разных положениях, например, будки и собаки, пчелы и цветы, ложки и стаканы, облака и солнышко, стрекозы и листы.
Инструкция: «Покажи картинку, на которой изображена (нарисована) собака в будке; … собака перед будкой; … собака за будкой; … собака на будке; … собака около будке».
Исследовали способности словообразования.
При исследовании способности словообразования мы использовали следующие задания:
Задание 1. Образование уменьшительно - ласкательной формы имени существительного. Например, ребенку показывали две предметные картинки с изображениями предметов разной величины: ложка - ложечка, кукла - куколка, дом - домик.
Задание 2. Образование формы родительного падежа имен существительных множественного числа: дома - домов, стулья - стульев, руки - рук, окна - окон, пальцы - пальцев. Сумки - сумок, яблоки - яблок и т. д. Ребенку давали слова в именительном падеже множественного числа, и предлагали ответить на вопрос: «Много чего?». Логопед: «В саду растут яблони, вишни». Подумай и скажи: «В саду растет много чего?» - «Яблонь, вишен». Или: «На столе стоят чашки и стаканы». Подумай и скажи: «На столе стоит много чего?» - «Чашек и стаканов».
Задание 3. Образование прилагательного от имени существительного. Логопед: «Стул из дерева. Какой стул?» - «Деревянный». «Лопата из железа. Какая лопата?» - «Железная». «Стакан из стекла. Какой стакан?» - «Стеклянный». «Платье из шелка. Какое платье?» - «Шелковое». «Портфель из кожи. Какой портфель?» - «Кожаный». «Дом из кирпича. Какой дом?» - «Кирпичный».
Задание 4. Образование глаголов движения с помощью приставок. Логопед показывал ряд простых сюжетных картинок и предлагал сказать о движущемся предмете. Например, самолет улетает, прилетает, отлетает, облетает, перелетает.
Задание 5. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, шар, рыбка.
Исследовали характер игровой деятельности.
Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале, в конце или в ходе игры).
Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре - драматизации, творческой (ролевой или конструктивной).
Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.
Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой
группой детей, в коллективной игре.
Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча.
Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет.
Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив ее, перешли к другой, затем к третьей и т. д.
Что мешает заикающимся детям осуществлять свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.
Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно замыслу или случайно.
Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место.
Какие конфликты и из-за чего возникают в играх. Как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние ребенка) или с помощью взрослых.
Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях.
Взаимоотношения детей в играх.
В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх выяснили: умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли; степень участия в приготовлении игрового места; умение вносить или принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом сверстников; взаимоотношения детей в играх: главенство - подчиненность, частичное главенство - подчиненность, отношения равенства.
Общественное поведение детей в играх.
В процессе целенаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх выясняли: предпочитает заикающийся ребенок играть в одиночестве, в играх рядом (когда 2 детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе; предпочитает ли ребенок игры на основе механического взаимодействия с игрушками, на основе личного интереса к сверстнику по игре.
Влияние правил игр на общественное поведение. Провели с 2 группами заикающихся детей по 5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 игр подвижных).