Тренинг коммуникативной компетентности
Навыки поведения в условиях жизненных проблемных ситуаций являются показателем подростковой коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками; для них делается важным познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и правила значимой для него группы. Часто препятствием здесь является неуверенность подростка в своих силах, страх быть не принятым и т.д., и тогда любая ситуация общения становится стрессовой. Коммуникативная компетентность обеспечивает выбор адекватного поведения личности и, следовательно, высокую эффективность общения, что является результатом интериоризации социальных контекстов и включает в себя навыки общения ( знание коммуникативных средств и условий их использования) и эффективного поведения ( способность гибко менять способы поведения в зависимости от меняющихся социальных контекстов). Иначе говоря, коммуникативная компетентность- это способность адекватно и сознательно реагировать на коммуникативный стимул. Если личность адекватно реагирует на данный стимул, то , во- первых, снижается уровень личностного напряжения, ведущего в дальнейшем к конфликту (как к внутриличностному, так и к межличностному), а во- вторых, к стремлению избавиться от этого напряжения, и зачастую формой снятия напряжения становится прием наркотиков или алкоголя, что впоследствии ведет к психическому нездоровью, а следовательно, к нарушению психологической устойчивости и психологического благополучия.
Поэтому важно для подростка выработать у себя чувство уверенности в себе, которое может быть приобретено им в процессе групповой работы посредством коррекции самооценки и образа Я (принятия себя разным).
Цель: развитие навыков социальной ориентации
Задачи:
· Развитие способности анализа ситуаций межличностного взаимодействия, их причин и следствий
· Транзактный анализ общения
· Способность к организации ситуации и извлечения из нее опыта
Основные вопросы, которые можно обсудить на занятии:
ü Способность прогнозировать
ü Способность ошибаться
ü Способность просить помощь
ü Жизнь во времени
ü Невербальное общение
ü Отличие реальных отношений от игры (пауза не требует заполнения, конгруэнтность, включенность, отсутствие двойного зажима; формальные отношения не стоит наполнять особым содержанием)
ü Кто знает про тебя, какой ты на самом деле?
ü Жертва и хищник: кто кого?
Трансовые переживания
Способность к рефлексии собственных состояний, причем состояний, близких к "запредельным". Таким "запредельным" состоянием может служить состояние удовлетворения собственными достижениями, "победой над собой"; состояние катарсиса в результате "освобождения" от негативных эмоций (агрессии, раздражительности и т.д.). Как известно, переживание таких состояний является такой же потребностью человека, как и потребность в еде, защите, любви и т.д., и зачастую неудовлетворение этой потребности, как и любой другой, ведет к росту напряжения, от которого необходимо избавиться. Важно научить подростка ( а именно в этом возрасте происходит возрастание потребности в переживании таких состояний и, следовательно, накопление способов снятия этого напряжения) рефлексии этих состояний, чтобы не происходило фиксации неудовлетворения потребности в переживании своего "Я".
Цель: Рефлексия "особых" состояний.
Задачи:
· Рефлексия "запредельных" переживаний
· Диалог архетипов
· Рефлексия "дурашливых" состояний
Вопросы, которые стоит обсудить:
ü Распознавание "особых" состояний в реальной жизни
ü Жизнь в мире фантазий
Тренинг чувства юмора
Как известно, чувство юмора - одно из качеств здорового человека, в том числе и наркоустойчивого подростка. Чувство юмора относится к социально приемлимым способам снятия напряжения, имеющим еще также благоприятный физиологический эффект. Чувство юмора сходно по источнику возникновения со стрессом, что выражено в данной схеме:
Раздражение (ступор)
Обман ожиданий Удивление
Юмор (слезы)
Отличие - очевидно. У здоровой личности обман ожиданий воспринимается не как угроза, поэтому и не вызывает разрушающей реакции (аффекта, агресии, ступора и т.д.), а напряжение, которое все - таки появляется в данном случае как разница между ресурсами и затратами, снимается за счет чувства юмора.
Цель: развитие чувства юмора как защитного механизма
Задачи:
· Трансформация негативных переживаний в личностно развивающие с помощью чувства юмора
Вопросы, которые стоит обсудить:
ü Трансформация раздражения в удивление и в смех
ü Отличие здорового смеха от истерики
ü Зачем смеяться, когда не смешно?