Развитие стрессоустойчивости
Как было показано выше, подростки различаются фактором стрессоустойчивости, т.е. дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность значительно более устойчивы к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психологическими средствами и служить целям наркопрофилактики.
Стресс можно определить как состояние организма и личности, возникающее в результате несоответствия между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность, шоковыми реакциями и т.д. Стрессоустойчивость включает в себя два аспекта: психофизиологический (характеристики нервной системы) и психологический ( умение справляться со стрессом). Стресс- это прежде всего напряжение, как психическое, так и физиологическое, а умение справляться со стрессом- это и есть сознательный выбор адекватных способов снятия напряжения.
Возрастание напряжения обусловлено, главным образом, сферой межличностных отношений, поскольку она непосредственно связана с тем, как индивида оценивают другие, а расхождение в оценках, данных индивидом самому себе и данных ему другими, являются важным "генератором тревожности". Таким образом, возникновение напряжения связано с восприятием угрозы своему Я как целостной системе.
Поэтому стрессоустойчивость у подростков может быть повышена путем увеличения собственных степеней личностной свободы (ролей) через присоединение к своему осознанному Я еще множества других Я- образов, в том числе и тех, которые изначально не принимались подростком.
Цель: Выработка психотехник устранения, видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.
Задачи:
· Работа с защитными механизмами
· Психодраматическое переживание чувства вины
Основные вопросы, которые можно обсудить на данной сессии:
ü Ситуация выбора как стресс
ü Поиск источника возможностей
ü Что ты делаешь, когда себе не нравишься?
ü Какова ценность приобретения опыта в проблемной ситуации?
ü Расскажи, что будет, если тебя не будет?
ü Я не умру потому, что...
ü Я умру потому, что...
ü Как ты живешь, когда действительно живешь?
Работа с внушаемостью
Внушаемость можно определить как склонность личности к восприятию информации без критики. Она зависит от многих причин, и одной из центральных является несостоятельность Я- концепции.
Если представить обобщенный образ Я как соединение множества частных образов Я, то можно предположить следующее: рисуя картину себя в процессе своего развития, подросток, не осознавая или не принимая какую- либо информацию о себе, оставляет, таким образом, "белые пятна" в картине Я, которые требуют заполнения. И тогда под действием других факторов внушаемости происходит "закрашивание" этих "белых пятен" в своей картине. Критичность- это способность осознанно и рационально воспринимать и оценивать "послания" из внешнего мира. Это способность не быть конформным и негативистом одновременно. Это устойчивость к групповым влияниям (просьбам, уговорам, приказам и т. д.), свобода от установок, в т. ч. иррациональных (они прививаются нам социумом и являются неосознаваемыми источниками наших внутриличностных конфликтов), стремление быть независимым и способность быть не таким как все. Критичность зависит от уровня развития интеллекта, эмоционального и психического состояний, социального статуса и степени коммуникативной компетентности.
Подростки, имеющие опыт употребления наркотиков, часто зависят от других людей, которые за них "закрашивают" дефекты их картины Я, и краской зачастую служит наркотик.
Цель: осознание причин зависимости
Задачи:
· Работа с иррациональными установками
· Проработка мифов о наркотиках и наркоманах
Проблемы:
ü Внушаемость как защитный механизм
ü Надо уметь говорить "нет" не только окружающим, но и себе
ü Я имею право на то, за что несу ответственность
ü Иррациональные установки как база для развития личностной характеристики – внушаемости
ü Я должен суметь сделать то, что я хочу
ü Кому и сколько я должен?
ü От кого я завишу? От чего я завишу? Почему я завишу?