Знакомство с миром собственных эмоций

Я- концепция- это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Очевидно, что изменение представлений о себе является процессом болезненным, особенно в подростковом возрасте, так как именно здесь он протекает наиболее интенсивно и динамично. Кроме того, в подростковом возрасте актуальна тема поиска себя; и те "муки самотворчества", которые испытывает подросток в своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача в школе. Поэтому задача психокоррекционной работы с личностью подростка заключается, во- первых, в том, чтобы обучить подростка навыкам нейтрализации психического напряжения, неизменно возникающего в процессе его развития, а во- вторых, переводу психической энергии, составляющей содержание напряжения, в энергию, направленную на собственное развитие, на приобретение и раскрытие новых возможностей.

Цель: Осознание образа "Я – чувствующий"

Задачи:

· Осознание множественности своих чувственных проявлений

· Развитие способности жить в негативных переживаниях

Основные вопросы, которые можно обсудить на занятии:

ü Что мешает почувствовать свои чувства? (Чувства как реальность).

ü Скука, тревога и кайф

ü О чем Вам могут сказать Ваши эмоции?

ü Бедность эмоциональных переживаний в повседневной жизни

ü Откуда берется наше настроение?

ü Доверяете ли Вы своим чувствам?

ü Могут ли эмоции мешать? Что делать, если эмоции мешают?

ü Что делать с собственным напряжением?

ü Бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?

ü Бывают ли чувства, абсолютно не приносящие никакого вреда?

Глубокий уровень погружения в работу с эмоциями возможен в случае, когда группа знакома и когда у ее участников есть реальная мотивация на работу. Что касается незнакомой группы, то, возможно, реальным будет сопротивление, с которым, как и в индивидуальной работе, стоит отработать. Кроме того, мы считаем, что напряжение по поводу самого сопротивления (например, волнения, покраснения и т.д.)- вторично, оно возникает в большинстве случаев как реакция на непринимаемое собственное проявление, однако напряжение - энергетически более мощное чувство, чем первичная эмоция, поэтому работать с ним бывает чрезвычайно сложно. Важно обратить внимание на то, что вызывает это напряжение, отработав, таким образом, с его источником.

Кроме того, начиная со второго тренинга, в конце занятия участники отвечают на 2 вопроса: "Доволен ли я собой?", "Доволен ли я группой?" Вопросы можно изменять в зависимости от целей и задач сессий, например, иногда мы еще добавляем вопрос "Кто мне помог?", "Кому я помог?" и т.д. Эти вопросы - обратная связь не только ведущему, не только другим участникам, но и самому себе, т.е. рефлексия.

Знакомство с телом

Развитие Я- концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различным его частям и индивидуальным особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации подростка и в последующей его жизни.

Кроме того, недовольство своим телом может породить множество комплексов, влияние которых на развитие личности будет носить негативный характер. Кроме того, недовольство телом может усугублять конфликт Я- реального и Я- идеального, Я- реального и Я- зеркального (того, что во мне видят другие люди).

Цель: осознание источника телесного напряжения

Задачи:

· Осознание собственной телесности

· Овладение языком своего тела

· Работа с телесными зажимами

Основные вопросы и проблемы, которые можно обсудить на занятии:

ü Взаимоотношение "меня" и "тела".

ü Наркотик дает переживания собственного тела. И этим он ценен.

ü Физическая боль: польза и издержки

Работа с самооценкой

В структуре Я- концепции одним из определяющих моментов в развитии наркоустойчивости является коррекция самоотношения. Самоотношение в структуре самосознания, "узаконивая" те или иные черты, или, напротив, заставляя человека объявить борьбу с самим собой, оно предопределяет, каким он будет.

Помимо повышения устойчивости самооценки, повышается устойчивость личности в целом и наркоустойчивости в частности. Этот принцип может быть использован в групповой работе по повышению нарокустойчивости подростков.

Цель: нахождение критериев оценки себя

Задачи:

· Другие в моих глазах

· Я в глазах других

· Понимание другого

· Риск самораскрытия

Примерные вопросы, которые можно обсудить на тренинге:

ü Что для меня важно в знакомом человеке? А в незнакомом?

ü Что лучше: недооценить или переоценить?

ü Я такой же, как все, когда...

ü Я лучше других...

ü Я хуже других...

ü Я никогда никому не скажу, что...

ü Ложь самому себе

ü Неспособность быть самим собой среди других

ü Наркоман принимает наркотики, чтобы удовлетворить ожидания других о себе. Так чьи на самом деле?

ü Есть ли у меня границы? Что они защищают?

ü На что я обращаю внимание в людях?

ü Чего хочу от других?

ü Чего хочу от себя?

ü Что они мне могут дать?

ü Что они мне не могут дать?

ü Что я могу дать себе?

ü Что я не могу дать себе?

ü Что я могу дать другим людям?

ü Чего они хотят от меня?

ü Чем я отличаюсь от других?

ü Что мне дает мнение других обо мне?

Наши рекомендации