Знакомство с миром собственных эмоций
Я- концепция- это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Очевидно, что изменение представлений о себе является процессом болезненным, особенно в подростковом возрасте, так как именно здесь он протекает наиболее интенсивно и динамично. Кроме того, в подростковом возрасте актуальна тема поиска себя; и те "муки самотворчества", которые испытывает подросток в своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача в школе. Поэтому задача психокоррекционной работы с личностью подростка заключается, во- первых, в том, чтобы обучить подростка навыкам нейтрализации психического напряжения, неизменно возникающего в процессе его развития, а во- вторых, переводу психической энергии, составляющей содержание напряжения, в энергию, направленную на собственное развитие, на приобретение и раскрытие новых возможностей.
Цель: Осознание образа "Я – чувствующий"
Задачи:
· Осознание множественности своих чувственных проявлений
· Развитие способности жить в негативных переживаниях
Основные вопросы, которые можно обсудить на занятии:
ü Что мешает почувствовать свои чувства? (Чувства как реальность).
ü Скука, тревога и кайф
ü О чем Вам могут сказать Ваши эмоции?
ü Бедность эмоциональных переживаний в повседневной жизни
ü Откуда берется наше настроение?
ü Доверяете ли Вы своим чувствам?
ü Могут ли эмоции мешать? Что делать, если эмоции мешают?
ü Что делать с собственным напряжением?
ü Бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?
ü Бывают ли чувства, абсолютно не приносящие никакого вреда?
Глубокий уровень погружения в работу с эмоциями возможен в случае, когда группа знакома и когда у ее участников есть реальная мотивация на работу. Что касается незнакомой группы, то, возможно, реальным будет сопротивление, с которым, как и в индивидуальной работе, стоит отработать. Кроме того, мы считаем, что напряжение по поводу самого сопротивления (например, волнения, покраснения и т.д.)- вторично, оно возникает в большинстве случаев как реакция на непринимаемое собственное проявление, однако напряжение - энергетически более мощное чувство, чем первичная эмоция, поэтому работать с ним бывает чрезвычайно сложно. Важно обратить внимание на то, что вызывает это напряжение, отработав, таким образом, с его источником.
Кроме того, начиная со второго тренинга, в конце занятия участники отвечают на 2 вопроса: "Доволен ли я собой?", "Доволен ли я группой?" Вопросы можно изменять в зависимости от целей и задач сессий, например, иногда мы еще добавляем вопрос "Кто мне помог?", "Кому я помог?" и т.д. Эти вопросы - обратная связь не только ведущему, не только другим участникам, но и самому себе, т.е. рефлексия.
Знакомство с телом
Развитие Я- концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различным его частям и индивидуальным особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации подростка и в последующей его жизни.
Кроме того, недовольство своим телом может породить множество комплексов, влияние которых на развитие личности будет носить негативный характер. Кроме того, недовольство телом может усугублять конфликт Я- реального и Я- идеального, Я- реального и Я- зеркального (того, что во мне видят другие люди).
Цель: осознание источника телесного напряжения
Задачи:
· Осознание собственной телесности
· Овладение языком своего тела
· Работа с телесными зажимами
Основные вопросы и проблемы, которые можно обсудить на занятии:
ü Взаимоотношение "меня" и "тела".
ü Наркотик дает переживания собственного тела. И этим он ценен.
ü Физическая боль: польза и издержки
Работа с самооценкой
В структуре Я- концепции одним из определяющих моментов в развитии наркоустойчивости является коррекция самоотношения. Самоотношение в структуре самосознания, "узаконивая" те или иные черты, или, напротив, заставляя человека объявить борьбу с самим собой, оно предопределяет, каким он будет.
Помимо повышения устойчивости самооценки, повышается устойчивость личности в целом и наркоустойчивости в частности. Этот принцип может быть использован в групповой работе по повышению нарокустойчивости подростков.
Цель: нахождение критериев оценки себя
Задачи:
· Другие в моих глазах
· Я в глазах других
· Понимание другого
· Риск самораскрытия
Примерные вопросы, которые можно обсудить на тренинге:
ü Что для меня важно в знакомом человеке? А в незнакомом?
ü Что лучше: недооценить или переоценить?
ü Я такой же, как все, когда...
ü Я лучше других...
ü Я хуже других...
ü Я никогда никому не скажу, что...
ü Ложь самому себе
ü Неспособность быть самим собой среди других
ü Наркоман принимает наркотики, чтобы удовлетворить ожидания других о себе. Так чьи на самом деле?
ü Есть ли у меня границы? Что они защищают?
ü На что я обращаю внимание в людях?
ü Чего хочу от других?
ü Чего хочу от себя?
ü Что они мне могут дать?
ü Что они мне не могут дать?
ü Что я могу дать себе?
ü Что я не могу дать себе?
ü Что я могу дать другим людям?
ü Чего они хотят от меня?
ü Чем я отличаюсь от других?
ü Что мне дает мнение других обо мне?