Программа вторичной профилактики.

ПРОГРАММА ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ.

Предыдущие исследования позволили нам выделить следующие факторы формирования наркотической зависимости:

1. Стресс;

2. Любопытство;

3. Внушаемость;

4. Педагогическая запущенность, инфантильность;

5. Последствия травм;

6. Недостаточное развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций [13,41,54,57]. На основе этих факторов нами была разработана и апробирована программа первичной профилактики наркотической зависимости для подростков и юношей [41]. Дальнейшие исследования в этом направлении позволили нам разработать программа вторичной профилактики наркомании с учетом особенностей психологических особенностей наркоманов в старшем подростковом возрасте.

Знакомство. Правила и принципы групповой работы

Цель: заключение контракта на дальнейшую работу

Задачи:

· Установление контакта

· Построение отношений

· Мотивация на работу

· Тематическая ориентация

· Цели, ожидания

Особенностью проведения первого занятия является то, что сама работа должна носить характер не терапии и не коррекции, а лишь небольшой беседы, носящей скорее консультационный характер. Как и в индивидуальной работе, целью самой беседы должен стать сбор информации о клиенте, особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, характерологических особенностях. Главное преимущество групповой работы перед индивидуальной во время беседы состоит в том, что информация о клиенте, о его особенностях взаимодействия с другими людьми, полученная от него самого, либо опровергается, либо подтверждается уже в процессе работы. Таким образом, она носит более объективный характер. Для психолога важно отследить расхождения в субъективной оценке клиентом своих особенностей с объективными явлениями, понять их причины, построив, таким образом, как можно большее количество гипотез для дальнейшей работы.

Необходимо построить границы коррекционной работы в каждом случае, поставить перед собой конкретные цели и задачи, определить для себя возможные трудности на пути групповой работы, пытаясь таким образом, предупредить их по максимуму. Такими трудностями могут быть следующие явления: участник пришел на занятие в наркотическом опьянении, у девушки во время группы началась истерика, один из участников провоцирует терапевта на открытый конфликт и т.д. Каждый из случаев может стать великолепной возможностью развития группы, если психолог отнесется к нему прежде всего не как теоретически подготовленный субъект (хотя это также немаловажно), а как личность, высказав свое, личностное отношение к происходящему. Все эти рабочие задачи нужно решать психологу уже на первой сессии.

Примерные вопросы и упражнения, которые можно использовать на первой сессии:

ü С какими ожиданиями ты пришел на группу? Есть ли у тебя опасения или страхи? Что бы тебе хотелось здесь получить?

Все последующие занятия стоит начинать с простых вопросов типа "Как ты прожил дни после предыдущего занятия?", "Чего достиг?", "Что запомнилось?", "Какие ожидания есть от сегодняшнего занятия?" и т.д. Эти вопросы помогают эмоционально "разогреть" группу, а также увидеть то, каково эмоциональное состояние каждого из участников группы.

Поскольку в тренинговой работе основное содержание составляют внутригрупповые отношения, стоит обратить внимание на то, как меняется месторасположение участников от занятия к занятию, кто занимает место около ведущего и напротив него, кто садится рядом с обозначенным лидером, кто остается в стороне от любого действия группы и т.д. Эта информация также может стать предметом обсуждения на одной из сессий.

Знакомство с телом

Развитие Я- концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различным его частям и индивидуальным особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации подростка и в последующей его жизни.

Кроме того, недовольство своим телом может породить множество комплексов, влияние которых на развитие личности будет носить негативный характер. Кроме того, недовольство телом может усугублять конфликт Я- реального и Я- идеального, Я- реального и Я- зеркального (того, что во мне видят другие люди).

Цель: осознание источника телесного напряжения

Задачи:

· Осознание собственной телесности

· Овладение языком своего тела

· Работа с телесными зажимами

Основные вопросы и проблемы, которые можно обсудить на занятии:

ü Взаимоотношение "меня" и "тела".

ü Наркотик дает переживания собственного тела. И этим он ценен.

ü Физическая боль: польза и издержки

Работа с самооценкой

В структуре Я- концепции одним из определяющих моментов в развитии наркоустойчивости является коррекция самоотношения. Самоотношение в структуре самосознания, "узаконивая" те или иные черты, или, напротив, заставляя человека объявить борьбу с самим собой, оно предопределяет, каким он будет.

Помимо повышения устойчивости самооценки, повышается устойчивость личности в целом и наркоустойчивости в частности. Этот принцип может быть использован в групповой работе по повышению нарокустойчивости подростков.

Цель: нахождение критериев оценки себя

Задачи:

· Другие в моих глазах

· Я в глазах других

· Понимание другого

· Риск самораскрытия

Примерные вопросы, которые можно обсудить на тренинге:

ü Что для меня важно в знакомом человеке? А в незнакомом?

ü Что лучше: недооценить или переоценить?

ü Я такой же, как все, когда...

ü Я лучше других...

ü Я хуже других...

ü Я никогда никому не скажу, что...

ü Ложь самому себе

ü Неспособность быть самим собой среди других

ü Наркоман принимает наркотики, чтобы удовлетворить ожидания других о себе. Так чьи на самом деле?

ü Есть ли у меня границы? Что они защищают?

ü На что я обращаю внимание в людях?

ü Чего хочу от других?

ü Чего хочу от себя?

ü Что они мне могут дать?

ü Что они мне не могут дать?

ü Что я могу дать себе?

ü Что я не могу дать себе?

ü Что я могу дать другим людям?

ü Чего они хотят от меня?

ü Чем я отличаюсь от других?

ü Что мне дает мнение других обо мне?

Работа с внушаемостью

Внушаемость можно определить как склонность личности к восприятию информации без критики. Она зависит от многих причин, и одной из центральных является несостоятельность Я- концепции.

Если представить обобщенный образ Я как соединение множества частных образов Я, то можно предположить следующее: рисуя картину себя в процессе своего развития, подросток, не осознавая или не принимая какую- либо информацию о себе, оставляет, таким образом, "белые пятна" в картине Я, которые требуют заполнения. И тогда под действием других факторов внушаемости происходит "закрашивание" этих "белых пятен" в своей картине. Критичность- это способность осознанно и рационально воспринимать и оценивать "послания" из внешнего мира. Это способность не быть конформным и негативистом одновременно. Это устойчивость к групповым влияниям (просьбам, уговорам, приказам и т. д.), свобода от установок, в т. ч. иррациональных (они прививаются нам социумом и являются неосознаваемыми источниками наших внутриличностных конфликтов), стремление быть независимым и способность быть не таким как все. Критичность зависит от уровня развития интеллекта, эмоционального и психического состояний, социального статуса и степени коммуникативной компетентности.

Подростки, имеющие опыт употребления наркотиков, часто зависят от других людей, которые за них "закрашивают" дефекты их картины Я, и краской зачастую служит наркотик.

Цель: осознание причин зависимости

Задачи:

· Работа с иррациональными установками

· Проработка мифов о наркотиках и наркоманах

Проблемы:

ü Внушаемость как защитный механизм

ü Надо уметь говорить "нет" не только окружающим, но и себе

ü Я имею право на то, за что несу ответственность

ü Иррациональные установки как база для развития личностной характеристики – внушаемости

ü Я должен суметь сделать то, что я хочу

ü Кому и сколько я должен?

ü От кого я завишу? От чего я завишу? Почему я завишу?

Трансовые переживания

Способность к рефлексии собственных состояний, причем состояний, близких к "запредельным". Таким "запредельным" состоянием может служить состояние удовлетворения собственными достижениями, "победой над собой"; состояние катарсиса в результате "освобождения" от негативных эмоций (агрессии, раздражительности и т.д.). Как известно, переживание таких состояний является такой же потребностью человека, как и потребность в еде, защите, любви и т.д., и зачастую неудовлетворение этой потребности, как и любой другой, ведет к росту напряжения, от которого необходимо избавиться. Важно научить подростка ( а именно в этом возрасте происходит возрастание потребности в переживании таких состояний и, следовательно, накопление способов снятия этого напряжения) рефлексии этих состояний, чтобы не происходило фиксации неудовлетворения потребности в переживании своего "Я".

Цель: Рефлексия "особых" состояний.

Задачи:

· Рефлексия "запредельных" переживаний

· Диалог архетипов

· Рефлексия "дурашливых" состояний

Вопросы, которые стоит обсудить:

ü Распознавание "особых" состояний в реальной жизни

ü Жизнь в мире фантазий

Тренинг чувства юмора

Как известно, чувство юмора - одно из качеств здорового человека, в том числе и наркоустойчивого подростка. Чувство юмора относится к социально приемлимым способам снятия напряжения, имеющим еще также благоприятный физиологический эффект. Чувство юмора сходно по источнику возникновения со стрессом, что выражено в данной схеме:

программа вторичной профилактики. - student2.ru Раздражение (ступор)

программа вторичной профилактики. - student2.ru программа вторичной профилактики. - student2.ru Обман ожиданий Удивление

Юмор (слезы)

Отличие - очевидно. У здоровой личности обман ожиданий воспринимается не как угроза, поэтому и не вызывает разрушающей реакции (аффекта, агресии, ступора и т.д.), а напряжение, которое все - таки появляется в данном случае как разница между ресурсами и затратами, снимается за счет чувства юмора.

Цель: развитие чувства юмора как защитного механизма

Задачи:

· Трансформация негативных переживаний в личностно развивающие с помощью чувства юмора

Вопросы, которые стоит обсудить:

ü Трансформация раздражения в удивление и в смех

ü Отличие здорового смеха от истерики

ü Зачем смеяться, когда не смешно?

Заключение

Цель: Закрепление навыков

Задачи:

· Мотивация на развитие

· Мотивация на жизнь

Вопросы, которые стоит обсудить:

ü Жизнь с собой

ü Что мне дали тренинги?

ü Доволен ли я тем, что произошло?

ü Доволен ли я собой?

ü Что ценного я получил за время тренингов?

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

В нашем исследовании принимало участие 56 подростков в возрасте 15 –18 лет, из них 20 девушек и 36 юношей; учащиеся 9 – 11 классов средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведений города, студенты ВУЗов г. Самары. Все участники коррекционных групп имели опыт употребления наркотиков (до 1 года – 37 человек, от 1 года до 1,5 лет – 13 человек, от 1,5 до 2,5 лет – 6 человек). Исследование проводилось на базе БФ “Второе Рождение” – центра по профилактике и реабилитации наркозависимых.

Для оценки результатов использовались следующие психодиагностические процедуры: модифицированный тест- опросник 16PF, тест УСК, самоотчеты испытуемых по вопросам: что во мне изменилось, что нового я в себе открыл, как изменилось мое отношение к алкоголю и наркотикам; интервью с родителями в течение всей работы группы. Имел значение срок ремиссии.

Результаты теста 16 PF показывают увеличение показателей по факторам С (эмоциональная стабильность, зрелость), L (подозрительность, критичность), Q2 (самодостаточность), Q3 (самоконтроль) и снижение показателей по факторам F (жизнерадостность, беспечность), О (обидчивость, неуверенность в себе, склонность к самообвинению), Q4 (напряженность). Кроме того, отмечается уменьшение расхождений между данными по тесту и самооценкой испытуемых. Это может свидетельствовать, во – первых, о развитии в процессе тренинговой работы качеств наркоустойчивой личности (эм. стабильность, самодостаточность, самоконтроль, уверенность в себе, критичность, зрелость, средний уровень напряженности), а во- вторых о развитии у личности подростка адекватной самооценки, а следовательно, и общей психологической устойчивости. Надо сказать, что результаты тестирования испытуемых сравнивались с показателями подростков, которые оставались наркоустойчивыми, находясь в среде, способствующей наркотизации.

Достоверность результатов по тесту Кеттелла оценивалась посредством подсчета критерия знаков G [71]. Количество нулевых реакций (т.е. шкал, по которым не произошло никаких изменений) составило 3, поэтому оценка проводилась по 11 шкалам. Ни в одном случае мы не обнаружили нетипичного сдвига, поэтому число G равно 0. Так как число G равно 0, наши результаты могут считаться достоверными.

Результаты теста УСК показывают увеличение показателей по всем шкалам, в частности высокие показатели (7-8 стенов) по шкалам Ио (общая интернальность), Им (интернальность в межличностных отношениях), изменилось соотношение показателей по шкалам Ид (интернальность достижений) и Ин (интернальность неудач): их разница уменьшилась до 1-2 единиц, причем с преимуществом шкалы Ид. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о принятии личностью ответственности за свое поведение, а следовательно, повышении уровня личностной зрелости, что является также одним из показателей психологической устойчивости личности (в том числе и наркоустойчивости).

Для оценки достоверности результатов по тесту УСК мы также использовали критерий знаков G и по аналогии с оценкой результатов Кеттелла высчитали значение G как нулевое. Поэтому мы можем утверждать, что результаты теста УСК также являются достоверными.

Родители испытуемых (работа с родителями велась параллельно) указывали на установление более доверительных и терпимых отношений со своими детьми, снижение подозрительности и увеличение предоставляемой детям свободы.

Согласно самоотчетам испытуемых, можно выделить 4 основных пункта изменений, которые описали почти все респонденты:

1. Изменилось поведение в конфликтах и проблемных ситуациях, появилась установка на сотрудничество, уменьшилось количество "пустых" конфликтов и споров; появилась способность различать истинные и "надуманные" проблемы.

2. Появилась уверенность в себе, уменьшилась тревожность и болезненная напряженность; открылись новые способы снятия этой напряженности.

3. Произошло переосмысление и понимание некоторых своих качеств, появилось новое видение себя и других, своей перспективы, появился интерес к себе и другим людям.

4. Изменилось отношение к наркотикам как к способу решения проблем.

Срок ремиссии (с момента поступления в группу) у 22 испытуемых на данный момент составляет 6 месяцев, у 30 – 3,5 месяца, 6 человек продолжают периодически употреблять наркотики. Многие из наших участников посещают группы психологической поддержки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенная нами работа позволила нам сделатьследующие выводы:

1. В период взросления старшеклассник решает несколько специфических задач, связанных с его развитием: принятие своей внешности и расширение возможностей своего тела (спорт, досуг, саморегуляция, трудовая деятельность, искусство); усвоение специфики поведения и образа своей мужской или женской роли; установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов; формирование эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к профессиональной карьере; формирование социально-ответственного поведения (подготовка к участию в деятельности общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина); построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения, в процессе которого происходят столкновения с учителями, сверстниками, родителями, социальной средой, расширение "личностного пространства", переживание стрессов; отношение к Смерти, к Жизни, к Вечности, к Богу.

2. Нерешенные по различным причинам задачи взросления оказывают влияние на дальнейшее развитие личности, блокируют возможности самораскрытия и роста. Одной из причин, по которым подростки уходят от решения задач взросления, является употребление ими наркотических веществ. В связи с этим, перед взрослыми встает вопрос помощи подросткам в решении задач взросления без наркотиков, что становится сейчас достаточно трудным в связи с широким распространением наркотических веществ).

3. Вопрос помощи может быть решен в двух направлениях: первичной и вторичной профилактики. Первичная профилактика направлена, прежде всего, на предупреждение возникновения у подростков наркомании как способа ухода от проблем, т.е. на выработку наркоустойчивости личности. Вторичная профилактика – восстанавливает разрушенную в донаркотический и наркотический период развития личности ее систему отношений, а также некоторые психологические характеристики.

4. Программа вторичной профилактики наркомании, представленная в данной работе, разработана для решения вышеобозначенных вопросов (восстановление системы отношений, увеличение наркоустойчивости, содействие в решении задач взросления, развитие рефлексии и т.д.) и, согласно полученным диагностическим результатам, имеет высокий процент эффективности. Поэтому мы считаем, наша программа может быть использована в целях психокоррекционной работы с подростками в возрасте 15 – 18 лет, имеющими периодический опыт употребления наркотических веществ.

Таким образом, мы проверили и экспериментально подтвердили гипотезу, поставленную в начале работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абшаихова У.А., Сирота Н.А. Клинико-катамнестическое исследование поведения подростков, больных гашишной наркоманией. “Саморазрушающее поведение у подростков”. Л.: Изд – во Ленинградский психоневрологический институт”, 1991 .

2. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. –СПб.: "Академический проект", 1997г.

3. Александров А.А.. Цели и задачи психотерапии при основных типах деликвентного поведения у подростков. “Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно - психических заболеваниях”. Сб. научных трудов. Л., 1988г.

4. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности подростков- правонарушителей “Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении”.-М., 1968г.

5. Алмазов Б.Н. Психическая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд – во Уральского Универсистета, 1986.

6. Алякринский Б.С, Беседы о самовоспитании. М., "Знание", 1977г.

7. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте.//Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997.

8. Бабаян Э.А. Гонопольский М.Х. Наркология: Учеб. пособие.- 2-е изд.- М.: Медицина, 1990.

9. Бахур В.Т. Это неповторимое "Я". М., Знание, 1986г.

10. Баушева И.Л. Двенадцать шагов. //Семейная психология и семейная психотерапия. №2, 1998г.

11. Белинская Е.П. Я – концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений//Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997.

12. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб.;М.; “Невский Диалект” – “Издательство БИНОМ”, 1998., 128с.

13. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании.: Самара, 1997г.

14. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. Москва, 1986г.

15. Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий.- М.: Изд- во УДН, 1991.

16. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А., Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 1989.

17. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Москва, 1996г.

18. Болотовский И.С. - Наркомании. Токсикомании. Казань. Изд. КГУ. 1989.

19. Большая медицинская энциклопедия, Т.16 / Под ред. Петровского Б.В., М., 1981.

20. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988г.Нарушения поведения у детей и подростков. Москва, 1981.

21. Буторина Н.Е, Дедков Е.Д. Особенности девиантного поведения как клинического проявления пубертатного криза “Саморазрушающее поведение у подростков”, Л., 1991.

22. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом возрасте. / Мир психологии, №1, 1998.

23. Гульдан В.В., Романова О.Л., Корсун А.М., Шведова М.В. - Эмоционально-когнитивный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании. “Психологические исследования и психотерапия в наркологии”. Л. 1989.

24. Гульдан В.В., Шведова М.В. Психологический анализ мотивообразующих факторов наркотизации подростков “Саморазрушающее поведение у подростков”, Л., 1991.

25. Десятникова Ю.М.. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения. /Вопросы психологии, №5, 1995г.

26. Драгунова Т.В. Некоторые общие вопросы изучения личности подростка. “Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении”, М., 1968.

27. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании.- Л.: Медицина, 1990.

28. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии неврозов в свете психологии отношений. “Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно - психических заболеваниях”. Сб. научных трудов. Л., 1988г.

29. . Кайдановская Е.В. Клинико-психологические характеристики больных неврозами и их динамика в процессе групповой психотерапии. “Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно - психических заболеваниях”. Сб. научных трудов. Л., 1988г

30. Как построить свое "Я" / Под ред. Зинченко В.П.- М.: Педагогика, 1991г.

31. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- СПб.: Питер Ком, 1998г.

32. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991г.

33. Клочкова Л.В. Клинико – психологияеские особенности самосознания больных алкоголизмом. Канд. Диссертация. СПб, 1993.

34. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984г.

35. Кон И.С. Открытие "Я". М., Политиздат, 1978г.

36. Кондратьев М.Ю. Особенности психосоциального развития подростков//Вопросы психологии, №3, 1997.

37. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально – психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.

38. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991г.

39. Кулаков С.А.. Проблемы и перспективы групповой психотерапии подростков с патологическими нарушениями поведения. “Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно - психических заболеваниях”. Сб. научных трудов. Л., 1988г.

40. Курек Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболеваний наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений.// Вопросы наркологии. 1993, №1.

41. Латышева О.В., Белоусова Ю.С., Макаров А.В., Коронцевич О.А. Психоактивная профилактика подростковой и юношеской наркомании “Проблемы профилактики и реабилитации наркомании”. Сб. докладов Всероссийской научно – практической конференции., Самара, 1998.

42. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков “Саморазрушающее поведение у подростков”, Л., 1991.

43. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л. Мед. 1991.

44. Магомед – Эминов М.Ш.. Личность и экстремальная ситуация //Вестник МГУ, серия №14, №4, 1996.

45. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига, ПЦ "Эксперимент", 1996г.

46. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии.// Вопросы психологии №5, 1995г.

47. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983г.

48. Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж, 1995г.

49. Нартова – Бочавер С.К. "Сoping behavior" в системе понятий психологии личности. //Психологический журнал, том 18, №5, 1997г.

50. Подросток на перекрестке эпох. Под ред. Кривцовой С.В..- М. Генезис. 1997г.

51. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопросы психологии, №1, 1996.

52. Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков. “Саморазрушающее поведение у подростков”, Л., 1991.

53. Попов Ю.В. Особенности психотерапии при ранней алкоголизации и токсикоманическом поведении подростков с психопатическими расстройствами. “Психологические исследования и психотерапия в наркологии”, Л., 1989.

54. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально – психологического исследования) / Под ред. Березина С.В., Лисецкого К.С. Самара: Изд – во “Самарский университет”, 1998г.

55. Психология развивающейся личности. Под ред. Петровского А.В. М.: Педагогика, 1987г.

56. Психолого-педагогический аспект правового воспитания учащихся профтехучилищ и работы с трудными подростками. Сб. научных трудов. Л., 1976.

57. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании/ Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б. Орешниковой. Самара: Изд – во “Самарский университет”, 1999.

58. Пятницкая И.Н. - Наркомания. М. Медицина, 1997.

59. Райский Б.Ф. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении школьников. Волгоград, 1986г.

60. Райский Б.Ф. Условия и причины возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков. Волгоград, 1986.

61. Резник В.А. Некоторые практические аспекты групповой психотерапии при токсикоманическом поведении у подростков. “Психологические исследования и психотерапия в наркологии”, Л., 1989.

62. Ремшмидт Х.. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994г.

63. Рожнов В.Е., Слуцкий А.С.. Эмоционально - стрессовая психотерапия больных пограничными состояниями в групповом и индивидуальном вариантах. “Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно - психических заболеваниях”. Сб. научных трудов. Л., 1988г.

64. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М.: “Мысль”, 1984.

65. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб, “Питер”, 1998.

66. Руководство по психиатрии/ Под ред. Г.В. Морозова. Т.2.- М.: Медицина, 1988.

67. Руководство по психиатрии/ Под ред. А.В. Снежневского. Т.2, М.: Медицина, 1983.

68. Самоотношение как эмоционально- оценочная система. М.: МГУ, 1991г.

69. Сафин В.Ф. К проблеме самоопределения личности и ее активности. В сб. "Вопросы самоопределения личности и ее активности": Межвузовский сборник научных трудов. – Уфа, Башкирский пединститут, 1985г.

70. Семенюк. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. / Мир психологии и психология в мире, №0, 1994

71. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Изд – во Социально – психологического университета, 1996.

72. Смирнов В.К., Нечипоренко В.В., Брудник К.П. Некоторые подходы к пониманию процесса формирования наркомании. “Психологические исследования и психотерапия в наркологии”, Л.. 1989.

73. Смит Э.У. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье. М.: Просвещение, 1991.

74. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972г.

75. Столин В.В. Самосознание личности. МГУ, 1983г.

76. Стрельчук И.В. Клиника и лечение наркоманий. Медгиз. 1956.

77. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. / Вопросы психологии, №1, 1987

78. Фельдштейн Д.И. Детство как социально – психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии, №1, 1998г.

79. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.

80. Хломов Д.Н. Гештальт тренинг в группе подростков: осознавание и социальная ответственность. //Семейная психология и семейная психотерапия, №2, 1998г.

81. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994.

82. Штроо. В.А. Защитные механизмы: от личности к группе./Вопросы психологии, №4, 1998г.

83. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Исследование образа “Я” у подростков с аддиктивным поведением. “Психологические исследования и психотерапия в наркологии”, Л., 1989.

84. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии. “Саморазрушающее поведение у подростков”, Л., 1991.

85. Coleman J.S. The Adolescent Society. N.Y. 1966.

86. Duane P. Schultz. Psychology in Use. N.Y. 1979.

87. Jonson B. A developmental model of addictions and it’s relationships to the twelve step program of alcoholics anonymous// J. Subst. 1993. V 10. №1.

Приложение №1.

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ

Системный элемент Цель Форма Метод
1. Диагностика уровня личностных расстройств Определение уровня личностных расстройств, формирование диагностической гипотезы Первичная консультация Клиническая беседа, наблюдение, беседа с родителями, тестирование (Кеттелл, Шмишек, УСК, семантический дифференциал)
2. Разработка индивидуальной программы Формирование коррекционной гипотезы    
3. Реализация программы Воздействие на клиента с целью проверки и реализации коррекционной гипотезы Групповая Тренинг (личностно ориентированный, поведенческий, телесно ориентированный)
Индивидуальная Психосинтетические техники, транзактный анализ, психокоррекционная беседа
4. Диагностика изменений Определение уровня изменений в процессе работы Индивидуальная консультация Клиническая беседа, наблюдение, самоотчеты, беседа с родителями, определение срока ремиссии
5. Коррекция результата Интенсивная психологическая коррекция личности клиента за счет завершения работы, направленной на проверку и реализацию основной коррекционной гипотезы Марафон Личностно ориентированный, телесно ориентированный, поведенческий
Индивидуальная работа Психосинтетические техники, психокоррекционная беседа, транзактный анализ
6.Психологическая поддержка постнаркотичес-кой личности Содействие в социальной реадаптации Групповая работа Личностно ориентированный тренинг

Приложение №2.

ПРОГРАММА ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ.

Предыдущие исследования позволили нам выделить следующие факторы формирования наркотической зависимости:

1. Стресс;

2. Любопытство;

3. Внушаемость;

4. Педагогическая запущенность, инфантильность;

5. Последствия травм;

6. Недостаточное развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций [13,41,54,57]. На основе этих факторов нами была разработана и апробирована программа первичной профилактики наркотической зависимости для подростков и юношей [41]. Дальнейшие исследования в этом направлении позволили нам разработать программа вторичной профилактики наркомании с учетом особенностей психологических особенностей наркоманов в старшем подростковом возрасте.

Наши рекомендации