Определите вид деятельности оценки качества товаров, задачи товароведческой экспертизы.
Реализация товаров является одной из основных функций аптечной организации, поэтому деятельность, связанная с оценкой и сохранением потребительских свойств товаров, или товароведческая деятельность, имеет важное значение в выполнении основных задач аптечных организаций. Оценка потребительских свойств и количественных характеристик товаров производится на всех этапах их движения. Товароведческая деятельность включает проведение товарной экспертизы, товароведческой экспертизы и отдельных товароведческих операций (приемка, хранение, подготовка к реализации, контроль качества и т.п.). Для осуществления товароведческой деятельности разработаны специальные процедуры, которые могут быть регламентированы и закреплены в документах на государственном, отраслевым или учрежденческом уровне.
Товарная экспертиза – это особый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара по их соответствию установленным требованиям и (или) товарной информации, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений и выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
Ассортиментная характеристика товаров – совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение.
Ассортиментная характеристика включает определенные группы, виды, разновидности, наименования, торговые марки и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Определить принадлежность товара к определенной группе можно с помощью Общеказахстанского классификатора продукции (ОКП), Государственных Реестров ЛС и ИМН и других классификаторов. Ассортиментная экспертиза как самостоятельный вид используется лишь в некоторых случаях:
при возникновении разногласий между поставщиком и получателем;
при необходимости установления соответствия товара ранее представленным образцом или договорам купли-продажи.
Качественная характеристика товара – совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.
Качественная экспертиза имеет несколько разновидностей. В практике аптечных организаций используются: приемочная экспертиза по качеству, экспертиза комплектности (для ИМН и медицинских товаров), экспертиза по договорам. Качественная характеристика рассматривает потребительские свойства и имеет решающее значение для создания потребительских предпочтений. Оценить качественные характеристики можно с помощью различных методов, предусмотренных в нормативной документации (НД): ФС, ФСП, ГОСТы, ОСТы, ТУ.
Количественная экспертиза предназначена для определения количества товаров в товарной партии и (или) количественных характеристик их единичных экземпляров или комплексных упаковочных единиц.
Единичный экземпляр – отдельный товар, обладающий целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами (таблетка, ампула, флакон с сиропом).
Комплексная упаковочная единица – совокупность единичных экземпляров (флакон с таблетками и пр.).
Товарной партией называют совокупность единичных экземпляров товаров и (или) комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку; в качестве таких признаков могут быть смена или день выработки, отправка одним транспортным средством, наличие одного сопроводительного документа.
Оценка количественных характеристик проводится в соответствии с нормативно-технической документацией или документами, сопровождающими товар при перевозке.
85. Установите концепции маркетинга, определите стратегию фармацевтического маркетинга.
Маркетинг - процесс планирования и выполнения замыслов, ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг посредством обмена с целью удовлетворения потребностей отдельных лиц или организаций.
Фармацевтический маркетинг – часть общего маркетинга – процесс реализации фармацевтической помощи – деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей в фармацевтической помощи.
Маркетинг – это концепция управления организацией в условиях «рынка покупателя» (т.е. покупатели имеют больше власти – активными приходится быть продавцам).
Сложность взаимоотношений на фармацевтическом рынке определяется наличием уже известных нам различных типов покупателей товаров и услуг (институциональные, промежуточные и конечные). Все типы покупателей связаны с базовыми понятиями маркетинга: нужда, потребность, спрос и потребление.
Исходным моментом в формировании понятия потребности выступает нужда.
Нужда – необходимость в чем – либо, требующая удовлетворения.
Потребность – нужда, принявшая конкретные формы в зависимости от индивидуальных особенностей потребителя и (или) уровня развития общества.
Если вспомнить историю развития медицины и фармации, то можно отметить, что желание быть здоровым у человека было всегда, а вот потребности в способах и методах поддержания здоровья отличалась на различных этапах развития общества. Более того, сравнивая средства и методы лечения в разных странах, можно увидеть, сто понятие «потребность» имеет индивидуальный оттенок. Рассмотрим это на примере. Как часто возникает необходимость избавиться от головной боли. Но вспомним, все ли мы используем для этого одинаковые приемы? Кто – то отдает предпочтение анальгину, кто-то каффетину, а кто-то использует для этого и немедикаментозные приемы. Таким образом, одинаковая нужда удовлетворяется в соответствии с предпочтениями каждого индивида. Этим объясняется необходимость наличия в аптечной организации широкого ассортимента товаров и услуг.
Спрос - форма проявления потребности (платежеспособная потребность).
Потребление – процесс удовлетворения спроса.
Спрос – это желание купить, подкрепленное финансовыми возможностями потребителя. В связи с этим, именно категория спроса с экономической точки зрения является наиболее интересной, так как, позволяет конкретно определить ее величину, степень влияния различных факторов, прогнозные значения. Величина спроса характеризует понятие реальной емкости рынка.
В условиях аптеки можно и нужно использовать самые простые приемы анализа спроса. Например, величина объема реализации будет характеризовать реализованный спрос, дефектура – реальный неудовлетворенный спрос, замены – скрытый неудовлетворенный спрос. А простая кассовая лента даст предварительные ориентиры по интенсивности спроса во времени (число покупок за 1 час), средней стоимости покупки.
В настоящее время в большей степени развиваются две концепции маркетинга:
Этичный маркетинг характеризуют тремя признаками:
Установление нужд и потребностей потребителя;
Удовлетворение этих потребностей более эффективным способом;
Повышение благосостояния отдельных потребителей и общества в целом.
Стратегический маркетинг – целенаправленные действия организации по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами путем удовлетворения нужд потребителей. Эту концепцию определяют и как процесс принятия маркетинговых решений на насыщенном конкурентном рынке – стратегию конкурентной рациональности.
Реализация этих концепций способствует разработке новых, более эффективных лекарственных препараты, позволяющих повысить качество жизни и продлить трудовую активность потребителей; предложить потребителям новые технологии обслуживания и др.
Потенциал маркетинговой концепции управления организацией реализуется через воздействие на основные маркетинговые характеристики (комплекс маркетинга), составляющие маркетинговый микс, известный также как правило «4Р» - «5Р»- «Нужный товар, в нужном месте, в нужное время, по нужной цене»: Product – продукт; Price – цена; Promotion- продвижение; Place - место; Personal (people) – персонал (люди).