Практика в соматическом отделении медицинской организации

Студент должен знать:

– Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения. Этические нормы взаимоотношений с пациентами и коллегами.

– Требования основ современного медицинского законодательства: право на медицинскую помощь - «права пациента», соблюдение врачебной тайны.

– Технику вербального и невербального общения с пациентами и его окружением используя все элементы эффективного общения. Формы и приемы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.

– Действующие нормативные документы по инфекционной безопасности, нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность и соблюдение правил охраны труда.

– Сестринский процесс, как метод организации оказания сестринской помощи.

– Внутрибольничную инфекцию (ВБИ). Мероприятия по профилактике ВБИ.

– Общие требования к дезинфекционному режиму в МО.

– Значимость предстерилизационной очистки инструментария многоразового использова­ния, аппаратуры.

– Методы и режимы стерилизации.

– Технику безопасности при работе с биологическими материалами.

– Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.

– Уровни мытья рук. Надевание и снятие перчаток.

– Факторы риска возникновения несчастных случаев у пациентов различного возраста. Методы снижения травмирования (травматизации) пациентов.

– Приемы перемещения и изменения положения тела пациента в постели.

– Факторы риска в работе медсестры (физические, химические, биологические, психологические).

– Сущность лечебно-охранительного режима, его значение для пациента.

– Методы оценки функционального состояния пациента.

– Правила выписывания и получения лекарственных средств отделением в лечебно-профилактическом учреждении.

– Правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарств.

– Принципы гигиенического ухода.

– Факторы риска образования пролежней, места их возможного образования, стадии и профилактику пролежней.

– Правила сбора и транспортировки грязного белья.

– Понятие о простейшей физиотерапии.

– Цели и методы оксигенотерапии.

– Понятие, виды, периоды лихорадки.

– Основные принципы сбалансированного и рационального питания, характеристику основных лечебных столов.

– Организацию питания в стационаре, действующие нормативные документы, регламентирующие организацию питания в МО.

– Виды клизм. Цели, противопоказания и возможные осложнения при применении газоотводной трубки.

– Показания, противопоказания и возможные осложнения катетеризации мочевого пузыря.

– Признаки клинической и биологической смерти.

– Стадии терминального состояния и их клинические проявления.

– Этапы сердечно-легочной реанимации. Возможные осложнения сердечно-легочной реанимации. Критерии эффективности проводимых мероприятий. Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации.

– Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа. Потребности умирающего человека, его семьи, близких.

– Виды боли.

Студент должен уметь:

– Использовать в профессиональной деятельности требования основ современного медицинского законодательства («права пациента», соблюдение врачебной тайны).

– Владеть техникой вербального и невербального общения используя все элементы эффективного общения при выполнении профессиональных обязанностей в стационаре. Соблюдать принципы профессиональной этики.

– Оформлять медицинскую документацию установленного образца.

– Использовать защитную одежду и защитные средства в практической деятельности.

– Обрабатывать руки до и после манипуляции.

– Проводить мероприятия при контакте с кровью и биологическими жидкостями.

– Готовить дезинфицирующие растворы различных концентраций.

– Оказать первую помощь при попадании дезинфицирующих средств на кожу и слизистые.

– Осуществлять дезинфекцию предметов ухода за пациентами.

– Проводить влажную уборку помещений лечебно-профилактического учреждения с применением дезинфицирующих и моющих средств.

– Проводить проветривание и кварцевание помещений.

– Проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников.

– Проводить сбор и хранение медицинских отходов различных классов опасности. Проводить дезинфекцию емкостей для медицинских отходов.

– Осуществить безопасную транспортировку пациента.

– Пользоваться функциональной кроватью.

– Оказать помощь пациенту при изменении положения тела в постели.

– Применять правила биомеханики с целью профилактики заболеваний и травм позвоночника.

– Оценить данные пульса, АД, частоты дыхания, регистрировать в температурном листе.

– Провести подсчет водного баланса. Обучить пациента и его окружение.

– Применять грелку, пузырь со льдом, горчичники.

– Поставить холодный, горячий, согревающий компресс.

– Измерять температуру тела в подмышечных впадинах и регистрировать результаты измерения.

– Проводить дезинфекцию термометров и правильно хранить их.

– Оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки.

– Составить порционное требование.

– Кормить тяжелобольного из ложки и поильника.

– Проводить оксигенотерапию.

– Осуществить постановку клизм: очистительной, сифонной, масляной, лекарственной.

– Осуществить постановку газоотводной трубки.

– Провести катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером. Осуществлять уход за пациентом, имеющим постоянный катетер.

– Осуществлять постановку ректальных свеч.

– Осуществлять контроль физиологических отправлений.

– Оказать помощь при рвоте.

– Промыть желудок пациенту, находящемуся в сознании.

– Производить забор промывных вод желудка на исследование.

– Работать с листом назначений врача.

– Правила выписки, хранения, учета и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту, в процедурном кабинете.

– Правила выписки, хранения, учета и порядок применения наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств. Действующие нормативные документы.

– Оформлять направления на лабораторные и инструментальные исследования.

– Произвести забор крови из вены на все виды исследований, обычным способом и с помощью ВАКУЭТ-системы на общий анализ, биохимическое исследование и т. д.

– Взять мокроту на общий анализ и для бактериологического исследования.

– Взять мочу на общий анализ, для исследования по методу Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, диастазу и для бактериологического исследования и т. д.

– Взять кал на копрологическое исследование, на определение скрытой крови, яйца гельмитов, для бактериологического исследования.

– Транспортировать биологический материал в лабораторию.

– Разложить и раздать лекарственные средства для энтерального применения.

– Обучить пациента правилам приема различных лекарственных средств.

– Применять мази, присыпки, пластыри, растворы, настойки.

– Закапывать капли в глаза, нос, уши.

– Закладывать мази в глаза, нос, уши.

– Применять лекарственные средства ингаляционным способом через нос и рот.

– Приготовить постель пациенту.

– Провести мероприятия по профилактике пролежней. Обработать кожу при наличии пролежней.

– Обучить родственников мероприятиям по профилактике пролежней на дому.

– Сменить постельное и нательное белье.

– Оказать помощь пациенту при проведении утреннего туалета (умывание, уход за глазами, ушами, носом, обработка рта).

– Ухаживать за ногтями, волосами, кожей.

– Осуществлять уход за наружными половыми органами.

– Оказать помощь при недержании мочи, кала.

– Подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной систем.

– Подготовить пациента к УЗИ.

– Осуществлять этапы сестринского процесса и их документальное оформление.

– Организовать процесс обучения пациента (его окружения) при консультировании по вопросам ухода и самоухода, по вопросам здорового образа жизни, составления индивидуального плана обучения и т. д.

– Соблюдать технику безопасности и инфекционную безопасность пациента и медперсонала.

– Оформить карту сестринского наблюдения, карту динамического наблюдения за пациентом, дневник самоконтроля.

Наши рекомендации