Практика в соматическом отделении медицинской организации
Студент должен знать:
– Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения. Этические нормы взаимоотношений с пациентами и коллегами.
– Требования основ современного медицинского законодательства: право на медицинскую помощь - «права пациента», соблюдение врачебной тайны.
– Технику вербального и невербального общения с пациентами и его окружением используя все элементы эффективного общения. Формы и приемы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.
– Действующие нормативные документы по инфекционной безопасности, нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность и соблюдение правил охраны труда.
– Сестринский процесс, как метод организации оказания сестринской помощи.
– Внутрибольничную инфекцию (ВБИ). Мероприятия по профилактике ВБИ.
– Общие требования к дезинфекционному режиму в МО.
– Значимость предстерилизационной очистки инструментария многоразового использования, аппаратуры.
– Методы и режимы стерилизации.
– Технику безопасности при работе с биологическими материалами.
– Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.
– Уровни мытья рук. Надевание и снятие перчаток.
– Факторы риска возникновения несчастных случаев у пациентов различного возраста. Методы снижения травмирования (травматизации) пациентов.
– Приемы перемещения и изменения положения тела пациента в постели.
– Факторы риска в работе медсестры (физические, химические, биологические, психологические).
– Сущность лечебно-охранительного режима, его значение для пациента.
– Методы оценки функционального состояния пациента.
– Правила выписывания и получения лекарственных средств отделением в лечебно-профилактическом учреждении.
– Правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарств.
– Принципы гигиенического ухода.
– Факторы риска образования пролежней, места их возможного образования, стадии и профилактику пролежней.
– Правила сбора и транспортировки грязного белья.
– Понятие о простейшей физиотерапии.
– Цели и методы оксигенотерапии.
– Понятие, виды, периоды лихорадки.
– Основные принципы сбалансированного и рационального питания, характеристику основных лечебных столов.
– Организацию питания в стационаре, действующие нормативные документы, регламентирующие организацию питания в МО.
– Виды клизм. Цели, противопоказания и возможные осложнения при применении газоотводной трубки.
– Показания, противопоказания и возможные осложнения катетеризации мочевого пузыря.
– Признаки клинической и биологической смерти.
– Стадии терминального состояния и их клинические проявления.
– Этапы сердечно-легочной реанимации. Возможные осложнения сердечно-легочной реанимации. Критерии эффективности проводимых мероприятий. Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации.
– Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа. Потребности умирающего человека, его семьи, близких.
– Виды боли.
Студент должен уметь:
– Использовать в профессиональной деятельности требования основ современного медицинского законодательства («права пациента», соблюдение врачебной тайны).
– Владеть техникой вербального и невербального общения используя все элементы эффективного общения при выполнении профессиональных обязанностей в стационаре. Соблюдать принципы профессиональной этики.
– Оформлять медицинскую документацию установленного образца.
– Использовать защитную одежду и защитные средства в практической деятельности.
– Обрабатывать руки до и после манипуляции.
– Проводить мероприятия при контакте с кровью и биологическими жидкостями.
– Готовить дезинфицирующие растворы различных концентраций.
– Оказать первую помощь при попадании дезинфицирующих средств на кожу и слизистые.
– Осуществлять дезинфекцию предметов ухода за пациентами.
– Проводить влажную уборку помещений лечебно-профилактического учреждения с применением дезинфицирующих и моющих средств.
– Проводить проветривание и кварцевание помещений.
– Проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников.
– Проводить сбор и хранение медицинских отходов различных классов опасности. Проводить дезинфекцию емкостей для медицинских отходов.
– Осуществить безопасную транспортировку пациента.
– Пользоваться функциональной кроватью.
– Оказать помощь пациенту при изменении положения тела в постели.
– Применять правила биомеханики с целью профилактики заболеваний и травм позвоночника.
– Оценить данные пульса, АД, частоты дыхания, регистрировать в температурном листе.
– Провести подсчет водного баланса. Обучить пациента и его окружение.
– Применять грелку, пузырь со льдом, горчичники.
– Поставить холодный, горячий, согревающий компресс.
– Измерять температуру тела в подмышечных впадинах и регистрировать результаты измерения.
– Проводить дезинфекцию термометров и правильно хранить их.
– Оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки.
– Составить порционное требование.
– Кормить тяжелобольного из ложки и поильника.
– Проводить оксигенотерапию.
– Осуществить постановку клизм: очистительной, сифонной, масляной, лекарственной.
– Осуществить постановку газоотводной трубки.
– Провести катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером. Осуществлять уход за пациентом, имеющим постоянный катетер.
– Осуществлять постановку ректальных свеч.
– Осуществлять контроль физиологических отправлений.
– Оказать помощь при рвоте.
– Промыть желудок пациенту, находящемуся в сознании.
– Производить забор промывных вод желудка на исследование.
– Работать с листом назначений врача.
– Правила выписки, хранения, учета и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту, в процедурном кабинете.
– Правила выписки, хранения, учета и порядок применения наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств. Действующие нормативные документы.
– Оформлять направления на лабораторные и инструментальные исследования.
– Произвести забор крови из вены на все виды исследований, обычным способом и с помощью ВАКУЭТ-системы на общий анализ, биохимическое исследование и т. д.
– Взять мокроту на общий анализ и для бактериологического исследования.
– Взять мочу на общий анализ, для исследования по методу Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, диастазу и для бактериологического исследования и т. д.
– Взять кал на копрологическое исследование, на определение скрытой крови, яйца гельмитов, для бактериологического исследования.
– Транспортировать биологический материал в лабораторию.
– Разложить и раздать лекарственные средства для энтерального применения.
– Обучить пациента правилам приема различных лекарственных средств.
– Применять мази, присыпки, пластыри, растворы, настойки.
– Закапывать капли в глаза, нос, уши.
– Закладывать мази в глаза, нос, уши.
– Применять лекарственные средства ингаляционным способом через нос и рот.
– Приготовить постель пациенту.
– Провести мероприятия по профилактике пролежней. Обработать кожу при наличии пролежней.
– Обучить родственников мероприятиям по профилактике пролежней на дому.
– Сменить постельное и нательное белье.
– Оказать помощь пациенту при проведении утреннего туалета (умывание, уход за глазами, ушами, носом, обработка рта).
– Ухаживать за ногтями, волосами, кожей.
– Осуществлять уход за наружными половыми органами.
– Оказать помощь при недержании мочи, кала.
– Подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной систем.
– Подготовить пациента к УЗИ.
– Осуществлять этапы сестринского процесса и их документальное оформление.
– Организовать процесс обучения пациента (его окружения) при консультировании по вопросам ухода и самоухода, по вопросам здорового образа жизни, составления индивидуального плана обучения и т. д.
– Соблюдать технику безопасности и инфекционную безопасность пациента и медперсонала.
– Оформить карту сестринского наблюдения, карту динамического наблюдения за пациентом, дневник самоконтроля.