Инвалидность по зрению. Классификация, причины, диагностика необратимой и лечение обратимой слепоты.
Инвалид - лицо, кот имеет нарушение здоровья со стойким расстройством ф-ций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (инвалидность).
Освидетельствование лиц с патологией органа зрения на предмет определения инвалидности осуществляется в специализированных офтальмологических бюро МСЭ.
Задачи медико-социальной экспертизы
- установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления; потребности инвалида в различных видах соци- альной защиты;
- разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- изучение уровня и причин инвалидности населения;
- разработку комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвали- дов;
- определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
Тяжесть патологии органа зрения и ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека отражают состояние зрительных функций, среди которых основные - острота и поле зрения. При медико-социальной экспертизе зрительные функции оцениваются по функции единственного или лучше видящего глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции (очковой или контактной).
Тяжесть нарушения функционального состояния зрительного анализатора делится на 4 степени в зависимости от нарушений функций зрительного анализатора.
При 1-й степени они незначительные, при 2-й - умеренные, при 3-й - выраженные и при 4-й степени - значительно выраженные.
По остроте и полю зрения устанавливают 3 группы инвалидности:
I группа - 4-я степень нарушения зрительных функций:
а) слепота (зрение равно нулю) на оба глаза;
б) острота зрения с коррекцией лучше видящего глаза не выше 0,04;
в) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-0° от точки фиксации независимо от остроты центрального зрения.
II группа - 3-я степень нарушения зрительных функций:
а) острота зрения лучше видящего глаза от 0,05 до 0,1;
б) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-20° от точки фиксации, когда трудовая деятельность возможна лишь в специально созданных условиях.
III группа - 2-я степень нарушения зрительных функций:
а) отсутствие одного глаза или снижение остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
б) одностороннее концентрическое сужение границ поля зрения от точки фиксации менее 40°, но более 20°.
К абсолютной, или медицинской, слепоте относятся случаи полного отсутствия зрительных функций в обоих глазах, неспособность ощущать не только очертания предметов, но даже свет. Острота зрения в таких случаях равна нулю. К практически полной слепоте можно отнести случаи гражданской, частичной или житейской слепоты. У таких больных существует остаточное зрение до 0,05 с коррекцией на лучше видящем глазу. Такие больные нуждаются в постоянной посторонней помощи, и их можно причислить к слепым.
Нарушения зрения, когда минимальный показатель остроты зрения (с коррекцией) равен более 0,05, а максимальный - менее 0,3, обозначают как слабовидение.
Реабилитация инвалидов представляет собой комплекс государственных, социальных, педагогических, медицинских мероприятий, направленных на сохранение здоровья, предупреждение утраты трудоспособности и раннее возвращение слепых к общественнополезному труду. Так как основную роль дистанционного анализатора у слепых и слабовидящих играет слух, компенсирующий зрительный дефект и способствующий ориентировке слабовидящих и незрячих, произ- водственный шум по возможности должен быть полностью устранен. При освещении рабочего места наиболее рационально применение индивидуальных светильников, позволяющих регулировать световой поток. Учитывая низкую функциональную активность зрительнонервного аппарата, слабовидящие могут выполнять зрительную работу грубой точности с объектами размером не менее 5 мм.
Инвалидам, имеющим выраженное и значительно выраженное ограничение жизнедеятельности вследствие снижения остроты зрения до возможности только ориентировки на рабочем месте, возможно выполнение рабочих заданий без применения зрения (по слепому методу). Им показано трудовое устройство в системе Всероссийского общества слепых.
Незрячие дети проходят курс реабилитации в специализированных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение письму и чтению производят по точечной азбуке Брайля (комбинации 6 выпуклых точек создают 63 знака, достаточных для обозначения букв, цифр, знаков препинания и нотных знаков).