Спортивная морфология как наука.
План:
1. Спортивная морфология как наука, ее значение и связь с другими науками.
2. Задачи и значение спортивной морфологии.
3. История развития спортивной морфологии.
4. Разделы спортивной морфологии.
5. Методы спортивной морфологии.
6. Антропометрия как основной метод спортивной морфологии.
I. Морфология– наука о формах и строении тела человека.
Спортивная морфология – наука, которая изучает строение и формы тела в связи с воздействием на него физических спортивных нагрузок. При этом изучается не только норма, но и предпатологические и патологические состояния, возникшие при действии спортивных нагрузок.
Спортивная морфология тесно связана:
- с анатомией, так как форма определяется особенностями строения органов, в том числе мышц и костей;
- физиологией – воздействие спортивных нагрузок приводит к изменению функций, строения и формы;
- биомеханикой – особенности строения и формы суставов изменяет их подвижность, амплитуду движения, траекторию полёта т .д.;
- генетикой – определенные параметры строения и форм человека определяются его генотипом.
II. Задачамиспортивной морфологии являются:
1) исследование и выявление признаков наиболее информативных при спортивном отборе;
2) исследование морфологических признаков, используемых для проведения спортивного контроля за состоянием спортсмена, в том числе и для профилактики явлений перетренированности.
3) Изучение признаков адаптации организма к тем или иным спортивным нагрузкам с учетом возраста, пола, этнической принадлежности, типа телосложения и вида спорта.
4) Исследование физиологического значения происходящих в процессе тренировки структурных изменений на всех уровнях организации организма.
5) Исследование спортивных возможностей (спортивного потенциала) каждого индивида.
Значение: она является основой для спортивной медицины; спортивного отбора и спортивной ориентации; спортивной физиологии.
III. История исследованийпоспортивной морфологиисвязана с историй олимпийского движения. Истоки спортивной морфологии можно найти в Древней Греции: еще в III веке до н.э. Флавий младший установил требования к телосложению атлетов, которые могли претендовать на победу в Олимпийских играх. В России развитие спортивной морфологии определялось потребностями физического воспитания. Основоположником этой науки у нас можно считать Петра Францевича Лесгафта, который разработал основы теоретической анатомии с учетом действия на организм физических нагрузок. Основателем курса спортивной морфологии стал Михаил Федорович Иваницкий, он основал кафедру анатомии в Московском институте физической культуры, на базе которой проводились исследования по спортивной морфологии. Большой вклад в развитие основ этой науки внесли наши соотечественники В.В. Бунак, Д.А. Жданов, М.Г. Привес. В настоящее время во многих городах России проводятся исследования по спортивной морфологии.
IV. Разделыспортивной морфологии.
Спортивную морфологию принято разделять общую и частную.
1) Общая спортивная морфология изучает общее воздействие физических нагрузок на организм человека. Общая спортивная морфология подразделяется ещё на 2 раздела:
1.1. основной раздел – посвящен изучению проявлений спортивной адаптации во всех системах органов, а адаптация к тренировкам в зависимости от возраста и пола;
1.2. специальный раздел – изучает изменения тела (роста, телосложения, пропорций) в процессе занятий спортом и результаты спортивного отбора.
2) Частная спортивная морфология изучает особенности строения тела (конституциональная морфология) в пределах определенной спортивной специализации, в том числе в зависимости от режима тренировок, стажа, уровня мастерства, возраста и пола. Данные исследований выдающихся спортсменов в данной специализации позволяют создать ориентиры для других спортсменов, занимающихся этим видом спорта.
IV. Методыспортивной морфологии.
В спортивной морфологии используются методы, применяемые в анатомии и антропологии:
- антропометрия – метод измерения тотальных размеров тела человека и его частей, определения пропорций и соматотипа;
- антропоскопия (соматоскопия) – метод визуальной, т.е. «на глаз» оценки форм (форма ног, спины, грудной клетки), степени развития частей тела и тканей (например, степень развития жировой, мышечной ткани);
- рентгенологический метод - по результатам рентгенографии позволяет изучить изменение структуры и формы, положение (смещение) органов, возникших под воздействием физических нагрузок;
- метод ультразвуковой эхографии позволяет определить линейные размеры органов и их структурных элементов (например, можно получить сведения обо всех размерах сердца) и тканей (например, толщину подкожной жировой клетчатки);
- препарирование и микроскопирование – позволяет оценить структурные изменения органов и тканей под действием спортивных нагрузок, но только после смерти человека.
- метод эксперимента на животных, например, при исследовании явлений гипо- и гиперкинезии;
- метод педагогического эксперимента, который проводится в процессе тренировочного процесса с целью корректировки его результатов.
VI. Антропометрия.
Наиболее распространенным и простым в использовании является метод антропометрии (от гpeч. anthropos – человек, metreo - измеряю), который включает в себя:
- соматометрию – измерение тела и его частей,
- остеометрию – измерение костей скелета;
- краниометрию – частный вариант остеометрии – измерения черепа;
- морфометрию – измерения внутренних морфологических структур;
- гониометрию – измерения объема движений в суставах;
- динамометрию – измерения силы.
В спортивной морфологии чаще используют соматометрию, гониометрию и динамометрию, а термин антропометрия иногда используют как синоним антропометрии.
Все измерения тела человека разделяют на:
- тотальные – рост, обхват (окружность) груди в покое и масса;
- продольные – длиннотные – длины частей тела;
- поперечные – ширины (диаметры) частей тела;
- обхватные – периметры частей тела;
- толстотные – толщины жировых складок, по которым определяется количество подкожного жира в организме.
Для проведения антропометрических исследований используется специальный инструментарий:
– ростомер – для определения роста стоя и сидя;
– антропометр Мартина – для определения высоты;
– толстотный циркуль (тазометр Боделока) – для определения диаметров тела;
– скользящий циркуль (видоизмененный штангенциркуль) – для определения диаметров костей;
– сантиметровая лента – для определения обхватов;
– медицинские весы – для определения массы;
– калипер – для определения массы тела;
– ручной динамометр – для определения силы кисти;
– становой динамометр – для определения силы мышц-разгибателей спины.
Для получения объективных данных антропометрические исследования следует проводить с соблюдением ряда требований:
1. Измерения должны проводиться по предварительно выверенным (сертифицированным) инструментам.
2. При использовании инструментов должны соблюдаться стандартные правила применения инструментария и правила проведения исследования.
3. Обследуемый должен находиться в позе, близкой к команде «смирно», при этом голова расположена так, чтобы козелок уха и нижний край глазницы находились на горизонтальной линии («немецкая горизонталь»).
4. Обследуемый должен быть в минимуме одежды (плавки для мужчин и открытый купальник для женщин) и без обуви. Поэтому минимальная температура в помещении во время исследования не должна быть ниже 18°С.
5. Антропометрические измерения необходимо проводить утром, натощак. При необходимости исследований днем или вечером обследуемый должен полежать 15-20 минут перед измерениями.
6. Необходимо соблюдать точность измерений: отклонения при двукратном измерении не должны превышать 2-3 мм (для измерений роста – 4 мм).
7. Измерения проводятся исследователем и его помощником, который следит за соблюдением точности измерения, позой обследуемого и заносит результаты измерений в протокол.
8. Результаты измерений заносятся в специальные бланки (протоколы). Полученные результаты сравниваются и оцениваются по нормативам (справочным таблицам), разработанным для населения данного возраста, пола, этнической принадлежности, спортивной специализации. С учетом процессов акселерации и ретардации срок применения нормативов – не более 10 лет.
9. Измерения проводят по антропометрическим точкам. Расстояния между точками измеряются по правой стороне. Измерения слева проводят для выявления асимметрии.
ЛЕКЦИЯ 2