Санитарно-гигиенические средства
К санитарно-гигиеническим средствам относят различные виды товаров, предназначенные для обеспечения санитарного режима в лечебных и аптечных учреждениях, проведения гигиенических мероприятий и обеспечения личной гигиены человека.
Выделяют следующие группы санитарно-гигиенических средств:
1. дезинфицирующие средства;
2. моющие средства;
3. гигиенические средства.
Согласно принятому 12 апреля 2010 г. и вступающему в силу с 1 сентября 2010 г. Федеральному закону №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 7 ст. 55), аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать ИМН, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, БАД, лечебную парфюмерно-косметическую продукцию, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.
В соответствии с действующим Федеральным законом №86-ФЗ от 22.06.98 «О лекарственных средствах» (п. 9 ст. 32), аптечные учреждения наряду с ЛС имеют право приобретать и продавать ИМН, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптику, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, косметическую и парфюмерную продукцию.
Таким образом, новый Федеральный закон изъял из аптечного ассортимента всю косметическую продукцию, отличную от лечебной, и вместе с тем ввел новое понятие группы товарного ассортимента, отсутствующее на момент принятия ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в Общероссийском классификаторе продукции и других нормативных документах. Данный закон не дает разъяснений аптечным организациям РФ о том, какие позиции товарного ассортимента представляют именно эту группу лечебной парфюмерно-косметической продукции, а также другие группы нелекарственного товарного ассортимента. Анализ российского и зарубежного принципов и механизмов классификации продукции, на примере стран Европейского Союза, Японии, США показал, что в мировой практике, также, как и в российской, отсутствует законодательное деление косметической и парфюмерной продукции на лечебную и не относящуюся к ней.
Термином «космецевтика» обозначаются косметические продуктоы, которые интенсивны по своему действию, имеют какое-то терапевтическое преимущество по сравнению с обычной косметикой, но по совокупности признаков лекарствами не являются.
Необходимо четко сформулировать разницу между косметикой и лекарством.
Свойства ЛС определяются свойствами входящих в них активных ингредиентов и потенциалом последних.
Лекарство –предназначено для целевой группы, в которой риск нежелательных последствий связан со сроками достижения терапевтического эффекта. Действие его всегда определяется соотношением риск/польза для организма. При создании нового препарата все лекарства должны быть проверены на безопасность и эффективность по законам своей страны для получения в государственных органах разрешения на продажу. Это крайне длительная и дорогая процедура.
Косметика – это многофункциональный комплекс с большим количеством ингредиентов, обеспечивающих общий эффект, направленный на комфортные ощущения, удовольствие при применении, высокое сродство с кожей, приятные текстуру и запах. В косметике важную роль играют внешний вид, упаковка. В противоположность лекарству в косметических изделиях риск нежелательных последствий сведен к минимуму, косметика предназначается для широкого круга потребителей и подразумевает оптимальную совместимость косметического средства с кожей. Косметические продукты не должны проходить дорогостоящую процедуру, описанную для лекарств. Вся ответственность за выпускаемый продукт лежит на производителе.
На сегодняшний день в аптеках реализуется не только лечебная и лечебно – профилактическая косметика зарубежных производителей (в основном Франция, другие страны тоже наращивают производство Германия, Израиль), а также косметические средства производства российских фармацевтических компаний таких как Альпика, Либридерм, Кора, Мирра, Флоресан, Natura Siberica, Green Mama
Косметические товары являются динамично развивающейся отраслью и имеют большие перспективы развития. Происходит внедрение новых средств на рынок и усовершенствование старых.
Косметика пользуется огромной популярностью у потребителей, т.к. занимает важное место в нашей повседневной жизни.