Лекция № 18. Гигиенические основы и врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. Физиолого-гигиенические основы и методы проведения закаливания детей и подростков.

Физическое воспитание – это организованный процесс комплексного воздействия физических упражнений и факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды) на человека.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитания и оздоровления ребенка.

Значение физического воспитания для ребенка огромно:

- совершенствование терморегуляции;

- повышение неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды;

- стимуляция роста и развития детей;

- коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;

- повышение умственной и физической работоспособности.

Гигиенические принципы организации физического воспитания:

1) наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста и его функциональных возможностей;

2) систематичность занятий, их комплексность;

3) использование различных форм физической культуры с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности ребенка;

4) создание благоприятных условий внешней среды во время занятий и психологического настроя.

Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает в себя:

- обязательные занятия физкультурой (согласно расписанию);

- сдачу различных нормативов;

- малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика перед началом уроков в школе, динамические паузы – физкультминутки, динамические перемены.

Во внешкольное время основными средствами физвоспитания являются:

- утренняя зарядка;

- динамические паузы во время выполнения домашних заданий;

- спортивные игры на свежем воздухе во время прогулок;

- занятия в спортивных секциях и клубах.

Организация и содержание физического воспитания школьников регламентируется учебной программой по физкультуре, программой по внеклассной спортивной работе, программой занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.

Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников осуществляет школьный врач. Для контроля за состоянием здоровья и развитием школьников ежегодно (при отклонении в состоянии здоровья 4 – 6 раз в год) проводится медицинский осмотр всех школьников. Медицинский осмотр предусматривает определение динамики здоровья за определенный период времени; учет влияния физкультуры на рост и развитие школьников; перед началом учебного года – установление медицинских групп физического воспитания (не путать с группами здоровья !). При определении групп физического воспитания учитываются следующие показатели:

1) состояние здоровья;

2) уровень физического развития;

3) функциональная готовность организма;

4) уровень физической подготовленности.

Распределение школьников на группы для участия в

учебных и внеучебных занятий физической культурой и спортом.

Группа Допускаемые мероприятия Медицинская характеристика группы
Основная 1.Занятия по школьным программам в полном объеме. 2.Сдача нормативов. 3.Занятия в одной из спортивных секций в школе или вне школы. Участие в соревнованиях по одному из видов спорта.   Школьники без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой.
Подготовительная 1.Занятия по школьным программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений. 2.Сдача контрольных испытаний и норм с особого разрешения врача. Школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки.
Специальная 1.Занятия по особой программе со сниженными нормативами. 2.Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры. Школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, до улучшения состояния здоровья, освобождаются от участия в учебных занятиях физкультурой.

Особое внимание при осмотре уделяют первоклассникам и за часто болеющими детьми. Все данные вносят в индивидуальную карту школьника.

В течение учебного года проводятся дополнительные осмотры – после перенесенных заболеваний (травм), перед участием школьника в соревнованиях. После осмотра врач должен ознакомить учителя физкультуры с полученными данными о состоянии здоровья школьников.

В функции врача школы входит контроль за допуском к занятиям физической культурой после острых травм и заболеваний. Примерные сроки допуска при некоторых заболеваниях представлены в таблице.

Примерные сроки начала занятий школьников физической культурой после острых заболеваний.

Заболевание Сроки с начала посещения школы (дни) Примечания
Ангина 14 - 28 Следует опасаться резких охлаждений (лыжи, плавание)
Бронхит, ОРВИ 7 – 21  
Отит острый 14 - 28 Следует избегать плавания
Пневмония 30 - 60 Следует избегать плавания
Плеврит 30 - 60 Следует избегать плавания
Грипп 14 – 28  
Острые инфекционные заболевания 30 - 60  
Острый нефрит Следует избегать плавания
Гепатит инфекционный 56 - 360 Следует избегать плавания
Аппендицит 30 и более Следует избегать плавания
Переломы костей конечностей 30 – 90 Проведение занятий ЛГ, занятия на тренажерах, плавание
Сотрясение мозга 60 и более В зависимости от тяжести состояния и характера травмы

Важным является санитарно – гигиенический контроль за местами занятий физкультурой (спортом), раздевалками, душевыми, спортивной одеждой и обувью, наличием и качеством спортивного инвентаря, оборудования, за метеоусловиями и освещением в помещениях.

Запрещается проводить уроки физического воспитания в подвальных помещениях, коридорах, проходных помещениях. В каждой школе должен быть физкультурный зал, отвечающий следующим требованиям:

1. Площадь физкультурного зала определяется из расчета 4м2 на 1-го учащегося при высоте 5 – 6 м.

2. Температура воздуха в спортзале должна поддерживаться на уровне 15 - 17º С.

3. Необходим 3-хкратный воздухообмен в час, что должно обеспечиваться приточно-вытяжной вентиляцией или сквозным проветриванием (фрамуги, форточки).

4. Достаточный уровень естественной освещенности (СК 1:4 – 1:5), уровень искусственной освещенности – 150лк при использовании ламп накаливания и 200лк при применении люминесцентных ламп.

5. Окна, светильники, отопительные приборы должны быть закрыты съемными сетками.

6. Полы деревянные, стены равные без выступов, на высоту до 2м покрыты масляной краской.

7. Необходимы вспомогательные помещения: 2 раздевалки (для мальчиков и девочек) с душевыми и туалетными комнатами, снарядная, комната преподавателя.

8. Спортинвентарь должен соответствовать техническим условиям, не иметь зазубрин и других повреждений, которые могут вызвать травмы.

9. В спортивном зале должен находиться только тот инвентарь, который необходим на данном занятии.

10. Влажная уборка зала должна проводиться 2 – 3 раза в день – до начала занятий, между сменами, по окончании занятий.

11. Генеральная уборка зала – 1 раз в неделю с горячей водой.

12. Хранение матов должно проводиться только в висячем положении. Стирка чехлов должна проводиться 1 раз в неделю. Кроме того, применяется выколачивание, чистка пылесосом.

13. Содержание углекислого газа в воздухе спортзала не должно превышать 0,1 %, обсемененность микроорганизмами – 4000 микробных клеток в 1 м3. Интенсивность шума должна находиться в пределах 50 – 60 дБА.

Физиолого-гигиенические основы и методы проведения закаливания детей и подростков.

Средства физической культуры эффективны только в сочетании с закаливанием, рациональным питанием, соблюдением личной гигиены, режимы дня.

Закаливание – комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов окружающей среды.

При проведении закаливания необходимо учитывать следующие физиолого-гигиенические основы (принципы):

1) постепенность, т.е. дозирование закаливающих факторов (постепенное снижение температуры воды, длительность нахождения на открытом воздухе в обнаженном виде и т.п.);

2) систематичность, т.е. закаливание необходимо проводить ежедневно, стараться избегать перерывов. Длительные перерывы ведут к угасанию выработанных рефлексов;

3) комплексность, т.е. следует разнообразить средства закаливания, использовать их в сочетании (например, воздух – вода, плавание – загорание, плавание – игры и т.п.);

4) учет индивидуальных особенностей детского организма.

При организации закаливающих мероприятий выделяют 3 группы детей:

1 – здоровые, ранее закаливаемые;

2 – здоровые, впервые приступающие к закаливанию, а также имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;

3 – имеющие хронические заболевания и в период после длительного заболевания.

Закаливание подразумевает широкое использование целого ряда закаливающих процедур:

- регулирование температуры помещений; для закаливания необходимо менять температуру воздуха в помещении путем проветривания, для младших школьников оптимальной будет амплитуда в 5 - 7º С, а для старших 8 - 10º С;

- регулирование теплозащитных свойств одежды (излишне теплая одежда не способствует закаливанию);

- проведение больших перемен на открытом воздухе.

Приступая к закаливанию детей необходимо помнить, что у них высокая чувствительность к резкой смене температур. Несовершенная терморегуляционная система делает их беззащитными перед охлаждением и перегреванием.

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если проводить их в активном режиме, т.е. в сочетании с физическими упражнениями, играми и т.п.

В системе закаливающих процедур основная роль принадлежит солнцу, воздуху и воде (солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья).

Солнечные лучи – сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять. В осенне–зимний период проводится ультрафиолетовое облучение в соляриях. Детям, склонным к простудным заболеваниям, кварцуют стопы в течение 7 – 10 дней.

Летом необходимо соблюдать следующие правила:

- солнечные ванны принимаются не позже, чем за 1 час до еды и не раньше, чем через 1,5 часа после еды;

- во время приема солнечных ванн необходимо защитить голову от прямых солнечных лучей;

- солнечные ванны лучше принимать в движении – во время ходьбы, игры в мяч, гребли и т.п.;

- после солнечной ванны необходимо искупаться и перейти в тень;

- необходим контроль за самочувствием детей. Если замечено сильное покраснение кожи, обильное потоотделение, необходимо прекратить прием солнечной ванны;

- необходим достаточный прием жидкости, ее нельзя ограничивать;

Не соблюдение указанных правил может привести к тепловому или солнечному удару, ожогам кожи, нарушению сна, возбуждению и т.п. Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются повышение температуры тела, ОРВИ, пневмонии, нефрит, пороки сердца и т.д.

Воздушные ванны. К закаливанию приступают при температуре воздуха не ниже 16 - 18ºС в течение 5 – 10 мин. и доводят до 25мин. При проведении воздушных ванн требуется соблюдать определенные правила:

- их принимают за 1 час или через 1,5 часа после приема пищи;

- рекомендуется сочетать их с ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми;

- место приема ванн должно быть защищено от ветра;

- ежедневно принимать не более одной воздушной ванны;

- во время приема ванн необходим контроль за самочувствием школьников.

Водные процедуры – более интенсивные закаливающие процедуры. Начинать закаливание водой лучше летом или осенью и проводить утром после утренней гимнастики. Температура воздуха должна составлять 17 - 20ºС, а воды – 33 - 34ºС, затем снижают температуру воды каждые 3 – 4 дня на 1ºС. Во время процедур не должно быть неприятных ощущений и озноба.

Используются следующие формы водных процедур:

- обтирание;

- обливание (обливание тела, стоп, ножные ванны;

- хождение босиком (по росе и после дождя);

- купание в открытых водоемах.

При закаливании в открытых водоемах необходимо обеспечить безопасность детей. Необходимо соблюдать следующие правила:

- детям в воде надо активно двигаться;

- следить за самочувствием детей, за их движениями;

- детям нельзя входить в воду потными и разгоряченными;

- температура воды должна быть не ниже 20 - 22ºС, воздуха – не ниже 24ºС;

- после купания тело обтереть досуха.

Продолжительность купания определяют по температуре воды и воздуха. Чем ниже температура воды, тем меньше время нахождения в воде.

Закаливание ослабленных и часто болеющих детей начинают обычно в летнее время, при этом следует повышать исходные и конечные значения температурных воздействий на 2 - 4ºС и придерживаться более постепенной схемы усиления закаливающих нагрузок. Возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействий, которые были в начальный период закаливания, но с более быстрым темпом их нарастания.

Большое гигиеническое значение имеет физическое воспитание в семье. Родители обязаны воспитывать у детей привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями и поощрять разнообразные подвижные и спортивные игры, особенно на открытом воздухе, постоянно и активно содействовать выполнению ими установленного распорядка дня, правил личной гигиены и закаливания.

Лекция № 18. Основные направления работы врача детских и подростковых учреждений. Гигиеническое воспитание. Задача врача в подготовке и проведении летней оздоровительной работы.

Период летнего отдыха является наиболее благоприятным временем проведения многочисленных оздоровительных мероприятий для детей всех возрастных групп.

Для отдыха детей дошкольного возраста используются, в основном. Загородные дачи, для детей школьного возраста – лагеря (загородные, городские, санаторного типа), для учащихся старших классов организуются лагеря труда и отдыха, оздоровительные, оздоровительно-спортивные, оборонно-спортивные. См. рисунок.

Лекция № 18. Гигиенические основы и врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. Физиолого-гигиенические основы и методы проведения закаливания детей и подростков. - student2.ru

Сеть летних оздоровительных учреждений для детей и подростков.

Размещение загородных оздоровительных учреждений предпочтительно проводить в лесном массиве, желательно вблизи естественных водоемов, которые могут использоваться для купания, возможно также сооружение искусственных бассейнов.

Размеры участка загородных учреждений определяются в зависимости от: численности детей, с учетом установленных нормативов: 100м2 на 1 ребенка дошкольного возраста и 200 – 275м2 на школьника. Столь значительное увеличение площадей обусловлено в лагерях расширенным набором помещений разного характера, таких как навес для физкультурных занятий, комната для ручного труда, игротека, помещение для встречи с родителями, плавательный бассейн и др. В детских дошкольных учреждениях рекомендуется рассредоточенное размещение корпусов с игровыми площадками, обязательное устройство солярия с душем, что также приводит к увеличению площади застройки территории, отводимой для проездов, дорожек и др.

Зонирование территории детских оздоровительных учреждений предполагает создание благоприятных условий для физического воспитания и двигательной активности детей, для сна, отдыха и культурно-массовой работы, для обеспечения бесперебойного питания и медицинского обслуживания детей.

Строительство летних дач осуществляется по специальным заданиям, разработка которых основывается на СНиП 11-64-80 «Детские дошкольные учреждения» и санитарных правилах по устройству и содержанию детских дошкольных учреждений. Наилучшим вариантом размещения детей (с соблюдением принципа групповой изоляции) является павильонная архитектурно-планировочная композиция, предусматривающая отдельные корпуса для ясельных и дошкольных групп (предпочтительно одноэтажные), наличие отдельных игровых площадок. Для учреждений малой вместимости допустимо использование других вариантов разобщения групп (поэтажное или торцовое размещение).

Аналогичным образом решаются вопросы размещения детей школьного возраста в лагерях. Застройка участка осуществляется по павильонному (блочному) типу с отдельным размещением детей различных возрастных групп (отрядов). Обязательно наличие спальных корпусов и отрядных площадок. Указанные меры направлены на поддержание оптимального противоэпидемического режима.

Гигиенические требования к летним оздоровительным учреждениям рассмотрим на примере лагеря труда и отдыха.

Лагеря труда и отдыха могут быть организованы с круглосуточным или дневным пребыванием подростков.

При перевозке организованных групп подростков к месту размещения лагеря труда и отдыха и обратно железнодорожным транспортом следует соблюдать санитарно-эпидемиологические требования по перевозке организованных групп детей и подростков железнодорожным транспортом. При перевозке подростков автомобильным или водным транспортом к месту размещения лагеря труда и отдыха и обратно в числе сопровождающих лиц должен быть медработник.

Каждая смена лагеря труда и отдыха комплектуется одновременно всеми подростками. Подростки должны предоставить медицинские документы о состоянии здоровья, об отсутствии у них контактов с инфекционными больными и заключение врача о допуске к работе.

Каждый сотрудник лагеря труда и отдыха должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований, лабораторных исследований, сведений о прививках, прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Продолжительность смены не должна превышать 24 календарных дней.

Требования к размещению и участку лагеря труда и отдыха

Лагеря труда и отдыха должны размещаться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта. Через территорию не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

Для размещения лагерей труда и отдыха могут быть использованы помещения образовательных учреждений, загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, общежитий, школ-интернатов, санаториев и другие помещения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям. Возможно размещение лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток).

Территория лагеря труда и отдыха должна быть благоустроена. На территории предусматриваются площадки для отдыха, занятий спортом, хозяйственная зона, контейнерная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием для мусоросборников. Расстояние от мусоросборников до здания, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м.

При отсутствии на территории лагеря труда и отдыха зоны отдыха и (или) спортивной зоны допускается использование парков культуры и отдыха, зеленых массивов, бассейнов, спортивных сооружений, расположенных вблизи лагеря.

Территория лагеря труда и отдыха с круглосуточным пребыванием подростков должна быть освещена в темное время суток.

Требования к зданию, помещениям и оборудованию

При размещении лагеря труда и отдыха на базе стационарного загородного лагеря должны быть соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, в части требований к зданиям и сооружениям, санитарно-техническому благоустройству, отделке помещений, содержанию помещений и участка, организации питания, питьевого режима и медицинского обслуживания.

При размещении лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток) должны быть соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в части размещения, организации жилой, санитарно-бытовой, спортивной и административно-хозяйственной зон, организации питания, водоснабжения, питьевого режима и медицинского обслуживания.

При размещении лагеря труда и отдыха на базе образовательных учреждений и иных организаций набор помещений должен включать: столовую, комнаты для отдыха и досуговых занятий, помещения медицинского назначения (кабинет врача (и/или медсестры), изолятор), раздевалку (гардеробную) для верхней одежды, туалеты и умывальные, комнату гигиены девочек, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов, подсобные помещения для хранения инвентаря.

В лагере труда и отдыха с круглосуточным пребыванием подростков дополнительно предусматривают спальные помещения, постирочные, помещение для сушки одежды и обуви, душевую.

При отсутствии в лагере труда и отдыха столовой возможна организация питания в близлежащей организации общественного питания.

В подвальных и цокольных этажах здания, а также в помещениях без естественного освещения не допускается размещение помещений для проживания (спальни), отдыха и досуга подростков, медицинского назначения, общественного питания.

Спальные помещения оборудуют отдельно для подростков разного пола из расчета 4,5 м2 на 1 человека, но не более 10 человек в 1 помещении.

Спальные комнаты оборудуют кроватями, стульями, тумбочками и шкафами для хранения одежды. Количество кроватей, стульев и тумбочек должно соответствовать количеству подростков.

Каждое спальное место обеспечивают комплектом постельных принадлежностей (матрац с наматрасником, подушка, одеяло) и постельным бельем (наволочка, простыня, пододеяльник и 2 полотенца), из расчета 2 - 3 комплекта белья на 1 спальное место.

Туалеты для мальчиков и девочек должны быть раздельные, унитазы оборудованы закрывающимися кабинами. Количество необходимых санитарно-технических приборов в туалете определяют из расчета: 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.

Туалеты должны быть оснащены педальными ведрами, держателями для туалетной бумаги, мылом, электро- или бумажными полотенцами. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Унитазы оборудуют сиденьями, позволяющими проводить их ежедневную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Допускается использование надворных туалетов выгребного типа - люфтклозеты (с организацией вывоза стоков) или биотуалеты из расчета не менее 1 на 20 подростков. Надворные туалеты должны иметь естественное и искусственное освещение. Их размещают на расстоянии не менее 25 м от жилых построек и не менее 50 м от источника водоснабжения. Дорожки к надворным туалетам должны быть утрамбованы и освещены в темное время суток. К туалетам должен быть оборудован подъезд для специализированного автотранспорта.

При отсутствии помещений для умывания возможно оборудование умывальников на улице вблизи жилой зоны лагеря под навесом на утрамбованной площадке из расчета - 1 умывальник на 7 человек, ногомойки - 1 на 12 человек, с организацией сбора стоков от умывальников и ногомоек в выгребную яму.

Помещения душевых оборудуют душевыми рожками из расчета не менее 1 рожок на 20 человек; в комнатах для личной гигиены девочек предусматривают душ с гибким шлангом.

Помещения постирочных оборудуют скамейками, тазами, устройствами для нагрева воды. При отсутствии помещений для стирки личных вещей возможна организация постирочной на улице под навесом.

Помещения медицинского назначения должны включать: кабинет врача (и/или медицинской сестры) площадью не менее 10 м2; раздельные помещения для временной изоляции заболевших подростков (на 2 инфекции - воздушно-капельной и кишечной) до их госпитализации в лечебные учреждения. Количество коек впалатах изолятора принимается из расчета не менее 2% вместимости лагеря труда и отдыха (площадь на 1 подростка не менее 6 м2).

Помещения медицинского назначения должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей.

Проживание персонала и подростков в помещениях медицинского назначения не допускается.

В помещениях спален, медицинского назначения, отдыха и досуговых занятий температура воздуха не должна быть ниже 18 °C.

Для ограничения избыточного теплового воздействия инсоляции помещений в жаркое время года окна, имеющие южную, юго-западную и западную ориентацию, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами или шторами.

Для предупреждения залета насекомых (комаров, москитов, мух, ос и других насекомых) необходимо проводить засетчивание окон столовой, спален, помещений медицинского назначения, а также дверных проемов в помещениях столовой.

В период работы лагеря труда и отдыха не допускается проведение текущего и капитального ремонта в помещениях, используемых для размещения лагеря труда и отдыха.

Требования к водоснабжению, канализации и организации

Питьевого режима

Здание, в котором размещается лагерь труда и отдыха, должно быть оборудовано системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками.

Водоснабжением (холодным и горячим) должны быть обеспечены помещения столовой, медицинского назначения, умывальные, душевые, туалеты (только холодным), постирочные, комната гигиены девочек, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств.

При отсутствии систем водоснабжения должен быть обеспечен подвоз питьевой воды.

При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения следует обеспечить бесперебойную подачу воды в помещения столовой, помещения медицинского назначения, умывальники, душевые.

При организации централизованного или нецентрализованного водоснабжения вода должна отвечать требованиям безопасности к питьевой воде.

Питьевой режим в лагере труда и отдыха может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости (негазированная), кипяченая вода при нецентрализованном водоснабжении.

Подростки должны быть обеспечены достаточным количеством питьевой воды в течение всего времени их пребывания в лагере труда и отдыха (в местах временного проживания, на объектах трудовой деятельности, в том числе на полевых станах, при организации экскурсий и другие).

В летний период температура воды для питьевых целей должна быть не ниже 14 °C.

Вода, расфасованная в емкости (бутилированная вода), должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости.

Кипяченую воду (кипячение в течение не менее 5 минут от момента закипания) меняют не реже 1 раза каждые 6 часов. Перед сменой воды емкость полностью освобождают от остатков воды и тщательно ополаскивают. Дезинфекция емкостей для доставки и хранения питьевой воды проводится ежедневно препаратами, разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя.

Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

При организации питьевого режима необходимо обеспечить достаточное количество чистой посуды, разрешенной для контакта с пищевыми продуктами, а также отдельные промаркированные подносы для чистой и использованной посуды, контейнеры - для сбора использованной посуды одноразового применения.

Требования к организации питания

При размещении лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток) организация питания должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул в части соблюдения требований к организации питания.

Возможна организация питания подростков с использованием привозного горячего питания, приготовленного в организации общественного питания.

При организации работы столовой на привозном горячем питании в здании лагеря труда и отдыха должны быть выделены два помещения - обеденный зал и помещение для обработки столовой посуды (далее - моечная).

Обеденный зал для раздачи и приема пищи должен быть оборудован столами и стульями.

Моечная для обработки столовой посуды и инвентаря оборудуетсяне менее чем 3 мойками и подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем; раковиной для мытья рук персонала; столами для сбора использованной посуды; сетками-сушками и шкафами для хранения чистой посуды.

Для доставки готовой пищи используют термоконтейнеры, разрешенные к применению для контакта с пищевыми продуктами. Готовые первые и вторые блюда могут находиться в изотермической таре (термосах) в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи. Время доставки готовых блюд в термоконтейнерах от момента их приготовления до реализации не должно превышать 2 часов. Перед раздачей готовую пищу из термоконтейнеров в кухонную посуду не перекладывают. После использования термоконтейнеры обрабатывают в организации общественного питания.

В качестве столовой посуды и столовых приборов используют металлическую, эмалированную, фаянсовую, фарфоровую и одноразовую посуду, разрешенную к применению для контакта с пищевыми продуктами. Повторное использование посуды одноразового применения не допускается.

Для мытья столовой и кухонной посуды должны применяться разрешенные моющие средства. Кухонная, столовая и чайная посуда, столовые приборы, разделочный инвентарь, щетки для мытья посуды, ветошь для мытья столов должны обрабатываться.

При наличии посудомоечных машин режим мытья посуды должен соблюдаться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

Питание подростков должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии (таблица 1).

Таблица 1

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых

веществах для подростков в возрасте 14 - 18 лет

N п/п Показатели (в сутки) От 14 до 18 лет
юноши девушки
Энергия и пищевые вещества
Энергия (ккал)
Белок, г
  в т.ч. животный (%)
Жиры, г
Углеводы, г

При повышенных энерготратах во время трудовой деятельности нормы питания (в г на одного подростка) должны быть увеличены на 10 - 15% по сравнению с нормами, приведенными в таблице 1.

Примерное меню рациона питания разрабатывается представителем организации, обеспечивающей питание, на период не менее двух недель (10 - 14 дней) и согласовывается руководителем лагеря труда и отдыха. Рацион питания составляется на основании рекомендуемых среднесуточных наборов пищевых продуктов для подростков в возрасте 14 - 18 лет.

В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков питание должно быть 2-разовым, с круглосуточным - 4-разовое.

Питание подростков организуют с интервалами между приемами пищи не более 3,5 - 4 часов. Не менее 3-х приемов пищи должны быть с горячими блюдами. На полдник, второй ужин или второй завтрак целесообразно включать соки, фрукты и кондитерские изделия.

Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:

1-й и 2-й завтраки (суммарно) - 20 - 30%

Обед - 35 - 40%

Полдник - 10 - 15%

1-й и 2-й ужины (суммарно) - 20 - 30%

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня допускается в пределах Лекция № 18. Гигиенические основы и врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. Физиолого-гигиенические основы и методы проведения закаливания детей и подростков. - student2.ru 5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Число мест в обеденном зале должно обеспечивать прием пищи всеми подростками не более чем в 2 смены.

Требования к режиму дня и организации трудовой деятельности

Организация режима дня подростков в лагере труда и отдыха предусматривает рациональную организацию трудовой деятельности, проведение физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, организацию экскурсий, походов, организацию перерывов для отдыха и приема пищи.

Условия труда подростков независимо от выполняемых видов деятельности и сроков работы должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников и другим аналогичным работам.

Используемые в трудовой деятельности оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям с учетом роста и физического развития подростка.

Рекомендуется перед началом выполнения работ осматривать подростков медицинским работником лагеря труда и отдыха для выявления больных. Больные подростки к работе не допускаются.

Во время работы подростки должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в зависимости от выполняемых видов работ.

Рекомендуется организовывать подвоз подростков к месту их трудовой деятельности, если расстояние от лагеря труда и отдыха превышает 2 км.

В теплое время года в зависимости от климатических условий выполнение сельскохозяйственных и других видов работ на открытых площадках следует проводить в часы наименьшей инсоляции. При температурах воздуха от 25 °C до 28 °C продолжительность работы подростков должна составлять не более 2,5 часов для лиц в возрасте от 14 до 16 лет, не более 3,5 часов для лиц от 16 до 18 лет с увеличением длительности перерывов на отдых.

В дни с повышенной температурой воздуха (выше 28 °C) необходимо принимать профилактические меры для предупреждения перегрева, тепловых ударов у подростков. В такие дни не проводят мероприятия с интенсивной физической нагр

Наши рекомендации