Обучение по вопросам охраны труда.
Работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж, обучение по вопросам охраны труда, по оказанию первой медицинской помощи потерпевшим от несчастных случаев и правилам поведения в случае возникновения аварии.
Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть необходимость в профессиональном отборе, должны ежегодно проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда.
Перечень работ с повышенной опасностью утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.
Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасности ведения работ, при приеме на работу и периодически один раз в три года проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам охраны труда при участии профсоюзов.
Порядок проведения обучения и проверки знаний должностных лиц по вопросам охраны труда определяется типовым положением, утверждаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.
Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, не прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда.
В случае выявления у работников, в том числе должностных лиц, неудовлетворительных знаний по вопросам охраны труда, они должны в месячный срок пройти повторное обучение и проверку знаний.
Изучение основ охраны труда, а также подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда с учетом особенностей производства соответствующих объектов экономики обеспечиваются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки во всех учебных заведениях по программам, согласованным со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.
Ответственность за нарушение требований об охране труда.
За нарушение законов и иных нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону.
В рудных шахтах основной вид транспорта по горизонтальным выработкам — локомотивная откатка. Так, на отечественных шахтах 100% всего грузопотока по горизонтальным откаточным выработкам приходится на локомотивный транспорт. Комплекс локомотивной откатки включает подвижной состав (локомотивы, вагонетки), рельсовые пути, источник энергии и другое энергетическое оборудование. В качестве локомотивов в подземных условиях используют в основном контактные электровозы. Электровозами можно перемещать любые грузы.
Преимущества электровозного транспорта: экономичность, достаточно высокая производительность, надежность в работе, возможность применения его также для перевозки людей и различных вспомогательных грузов. Основным недостатком электровозной откатки является ограниченное применение практически только по горизонтальным горным выработкам.
Требования безопасности к путевому хозяйству. Правила безопасности жестко регламентируют устройство путевого хозяйства (настил рельсовых путей, закругления, стрелки и их переводы, износ головок и зазоры), так как от его состояния зависит не только производственная мощность предприятия, но и уровень травматизма.
В выработках с интенсивным движением, а именно в околоствольных дворах, наклонных стволах, бремсбергах и уклонах, на основных откаточных штреках должны настилаться рельсы Р-33 и Р-38 как наиболее долговечные и надежные в эксплуатации. Рельсовые пути, по которым производится откатка локомотивами, должны иметь уклон в сторону околоствольного двора не более 0,005, который обеспечивает эффективный сток воды и уменьшает расход энергии локомотивами при доставке груженых вагонов к стволу.
Допускается увеличение уклона пути до 0,05, при этом откатка должна производиться по проекту, выполненному в соответствии с «Типовыми решениями по безопасной перевозке людей и грузов в выработках с уклоном до 0,05», и согласованными Госгортехнадзором.
Закругления и переводные кривые обуславливают плавность вписывания подвижного состава в кривые рельсовых путей и его устойчивость.
Радиусы закруглений рельсовых путей и переводных кривых составляют не менее 12 м для колеи 600 мм и не менее 20 м для колеи 00 мм. Во избежание схода вагонов или заклинивания их скатов между Рельсами допускается расширение рельсового пути не более чем на 4 мм И сужение не более чем на 2 мм. Износ головки рельса по вертикали не должен превышать более 12 мм для рельсов типа Р-24, 16 мм для Рельсов типа Р-38 и 20 мм для рельсов типа Р-38.
Запрещается эксплуатация рельсов при касании головок болтов ребордой колеса, при наличии продольных и поперечных трещин в них, выкрашивании головки рельсов, откалывании части подошвы рельса и других дефектах, могущих вызвать сход подвижного состава с рельсовых путей, при отклонении рельсов от оси пути на стыках (излом) более чем на 50 мм на длине рельса менее 8 м.
Одной из основных причин схода локомотива и вагонеток с рельсов является неисправность стрелочных переводов, поэтому Правилами безопасности запрещается эксплуатация стрелочных переводов в следующих случаях: при сбитых, выкрошенных и загнутых в продольном и поперечном направлениях остряках; при разъединенных стрелочных тягах; при замыкании стрелок с зазором более 4 мм между прижатым остряком и рамным рельсом; при отсутствии фиксации положения стрелочных переводов с помощью фиксаторов или других средств; при открытых канавках для тяг приводов стрелочных переводов.
Механические и ручные приводы стрелочных переводов должны устанавливаться в выработке со стороны людского прохода так, чтобы обеспечивалось свободное расстояние не менее 0,7 м от наиболее выступающей части привода до кромки подвижного состава.
Стрелочные переводы в околоствольных дворах, на пересечениях главных откаточных выработок должны иметь дистанционное управление с кабины движущегося электровоза. Требования Правил безопасности к локомотивам и подвижному составу.
Во всех выработках шахт, опасных по газу или пыли, должны применяться электровозы с уровнем взрывозащиты РВ. При этом в выработках с исходящей струей воздуха и тупиковых выработках, проветриваемых ВМП, шахт III категории, сверхкатегорных по газу и опасным по внезапным выбросам на электровозах должны предусматриваться переносные (индивидуальные) автоматические инспекцией (РГТИ) при наличии на электровозах переносных или индивидуальных автоматических приборов контроля содержания метана и концентрации метана в исходящей струе не более 0,75 %; в выработках со свежей струей воздуха на шахтах, опасных по внезапным выбросам угля и газа и суфлярным выделениям, при условии подхода их к очистным забоям на расстояние не менее-50 м.
Откатка рудничными контактами и аккумуляторными электровозами в исполнении РН допускается во всех выработках шахт, не опасных по газу или пыли, в выработках со свежей струей воздуха шахт I и Ц категорий по газу или опасных по пыли.
Вновь разрабатываемые локомотивы должны иметь скоростемеры и устройства, не допускающие управление локомотивом при нахождении машиниста вне кабины.
Выпускаемые отечественной промышленностью контактные электровозы К10 и К14 и аккумуляторные АРП14 и АРП28 оборудованы средствами защиты, не допускающими движение без машиниста, а также скоростемерами.
Шахтные вагонетки в зависимости от перевозимых грузов и назначения разделяют на грузовые, используемые для транспортирования полезного ископаемого, породы и других насыпных грузов; пассажирские, служащие для перевозки людей; вспомогательные — для доставки материалов и оборудования и др.
Кроме того, для транспортирования полезного ископаемого и породы применяют саморазгружающиеся вагоны (типа ВК) с донным конвейером и секционные бункерные поезда (типа ПС). Чтобы предотвратить травмирование людей при попадании их между вагонами, необходимо следить за состоянием буферов, т. е. все транспортные средства и сосуды должны с обеих сторон иметь буфера, выступающие с каждой стороны не менее чем на 150 мм.
Правила безопасности запрещают использовать в работе вагонетки с неисправными сцепками, серьгами и тормозами. Кузова вагонеток не должны иметь разрушенных или выгнутых наружу более чем на 50 мм стенок.
Запрещается допускать в работу вагонетки: с неисправными полускатами (расшатанными колесами, недостающими крепежными болтами и валиками, изогнутыми осями колесных пар и трещинами на осях, глубокими выбоинами на колесах и пр.); с неисправными сцепками, серьгами и другими тяговыми частями, а также со сцепками, изношенными сверх допустимых норм; с неисправными буферами и тормозами; с неисправными запорными механизмами и неплотно прилегающими днищами вагонеток (секционных поездов) с разгрузкой через дно; с деформированными или разрушенными подвагонными упорами; с разрушенными или выгнутыми наружу более чем на 50 мм стенками кузова вагонеток; с неисправными межсекционными перекрытиями секционных поездов.
Перевозку людей осуществляют в специальных вагонетках с глухими торцевыми стенками и металлической крышей, оборудованных устройствами для подачи сигналов машинисту локомотива. Во время движения состава локомотив должен находиться в его голове.
Для светового обозначения идущего поезда на последней вагонетке устанавливается светящий красный свет (светильник), при отсутствии вагонов указанный светильник с красным светом устанавливается на задней части локомотива.
Нахождение локомотива в хвосте состава разрешается только при производстве маневровых работ на участке пути не более 300 м, при этом скорость движения состава должна быть не более 2 м/с.
В тупиковых подготовительных выработках, имеющих один путь, разрешается заталкивать состав к забою вперед вагонами на расстояние не более 400 м.
В случае схода вагонеток или локомотива с рельсового пути их поставка на рельсы должна осуществляться только домкратами и самоставами с использованием тормозных башмаков, тяговой силы локомотива или лебедки.
Доставка длинномерного оборудования и материалов, выступающих за габариты платформы или вагонетки, должна осуществляться при жесткой сцепке или между локомотивом и такими платформами и вагонетками должны помещаться пустые или груженые до бортов вагоны.
Для предотвращения падения материалов и оборудования должны применяться специальные платформы, имеющие устройства для закрепления их на платформе.
Зазор по высоте между загрузочным устройством и локомотивом с открытой кабиной должен быть не менее 0,4 м. Запрещается эксплуатация локомотивов при: неисправности буферов; неисправности сцепных устройств; неисправных или неотрегулированных тормозах; неисправности песочниц или отсутствии песка в них (кроме локомотивов со сцепным весом до 20 кН) ; несветящихся или неисправных фарах; неисправности сигнальных устройств; нарушениях взрывобезопасности оборудования на локомотивах; изношенных более чем на 2/3 толщины колодках и прокате бандажей более 10 мм; снятой крышке батарейного ящика аккумуляторного электровоза или неисправном ее блокировочном устройстве; неисправности электрооборудования, блокировочных устройств и средств защиты.
ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Украины «Об охране труда» - 2004г
2. С.С Борисов «Горное Дело» -1988г
3. А.К. Маслий «Электрооборудование шахтной электровозной откатки» -1977г
4. Ю. П. Астафьев, В. Г. Близнюков, О. Г. Шекун и др. М., Недра «Горное дело;» 1980г
.