Азербайджане, и репрессированные в 1937 году
Джафаров Набиюлла Магомедрза оглы. Выпускник АГУ. Работал в государственном аппарате Азербайджана. В 26 лет попал в катастрофу и погиб. Он — из 5 магала.
Аскеров Абдулжалил Кербелаи Гамза оглы. Из 6 магала. Репрессирован в 1937г.
Солтанов Сулейман Мешади Мурсалбек оглы. Из 6 магала. Сослан в 1937-ом, реабилитирован указом Н. Хрущева в 1957-ом. Вернулся в родной Дербент. Впоследствии работал и Азербайджане. Умер в Баку, похоронен в Дербенте.
Сын Мирзы Гусейнкули Мирзагасан работал в Азербайджане н посольстве, тоже жертва репрессий 1937 года. Вернулся в родной город через 20 лет. Потом поехал и Баку. Там ему дали квартиру. Прожил в Баку немного. Выпускник АГУ. Был сильно влюблен в армянку. Иногда прильнув к ее коленям, читал газель:
Не спеши, любимая, христианочка моя,
За тобой последую даже в церковь рьяно я.
Могила его в Баку. А род прекратил существование.
Казым Алекберли. Из 5 магала. Редактор литературной газеты в Азербайджане, председатель Союза Писателей. Окончил Институт Красной Профессуры. Жертва 1937-го ...
Их было четверо братьев, жили в переулке Басгаллар у тети Мешади Галимы. После смерти отца Алекбера их опекала тетя.
Музаффар Алиев. Директор Дербентского педагогического техникума и председатель Исполкома г. Дербента. Этот прекрасный человек был выслан из Дагестана вместе с Джалалетдином Коркмасовым, Хандадашем Тагиевым и другими известными людьми. В родной Дербент вернулся через 20 лет. До конца жизни прожил в Баку. Похоронен там же. При жизни научил наукам несколько молодых людей из Дербента. Имел двух сыновей и дочь. Старший сын Алиев Али погиб во второй мировой войне. Второй сын Ариф — профессор Краснодарского Сельскохозяйственного института. Они из 4 магала.
Бывший житель верхней части Дербента некий Хандадаш работал агрономом в совхозе имени Карла Маркса. В 1941 году он пошел на войну против немецко фашистских сил. В 1942 году чиновник из КГБ его жену с тремя маленькими детьми (2 мальчика идевочка, старшему было где-то 8-9 лет) средь бела дня сослал в Сибирь, мотивируя это тем, что Хандадаш продался немцам. После войны эта женщина с двумя детьми (один ребенок умер) из Сибири вернулась в Дербент. И сразу получила из военного комиссариата весть о гибели мужа. Ее сердце не выдержало, и через некоторое время она умерла, оставив на произвол судьбы двоих детей.
Работник КГБ г. Дербента, сын Кечала Гаджи Бабаев Бахлул прославился своими неблаговидными делами. Единственного сына Гара Гасанбалы Османа застрелил посредине улицы. И еще: внуков Муталима, двух сыновей Агададаша — Ахмеда и Мадата. Мадата убил в 3 часа ночи в амбаре милиции, а труп закопал той же ночью. А его старшего брата вместе с агентом КГБ иранцем Ибадом застрелил из автомата на 49 рыбном промысле. Я пишу об этом, чтобы история не забыла таких подлецов и вечно проклинала их.
Один из жителей 7 магала в одиночестве прошагал из Турции в Дербент. Его звали Ибрагим. Это был смелый парень. Он остановился у сторожа виноградников Гасым бека в южной части Дербента у горы. Дал ему денег, чтобы тот купил пропитание на базаре. Сторож, Кечэл Летиф, близкий к Бахлулу, рассказывает об этом сыну Кечэл Гаджи. Бахлул приходит в сторожку с дядиным сыном Асадуллой. Перестрелка продолжалась несколько минут. У Ибрагима кончились патроны. И двоюродные братья застрелили его.
Правильно сказал великий Низами:
Неблагородный благородным не станет.
Сколько не мой негра, он белым не станет.
АХУНДЫ ДЕРБЕНТА (XIX—XX вв.)
1. Ахунд Мешади Гаджи Абдулла Гаджи Раджабали оглы. Он обучился богословию, но ни разу не поднялся на кафедру и мечети для проповедника. Умер в 1871 году.
2. Гаджи Ага Мирахмед Первый. Могила — в Дюл-дюл Али. В двадцати метрах от него похоронен сын Сейид Магомед.
3. Ахунд Гаджи Молла Яхья, сын Молла Исмаила, брат Кербелаи Абдуллы. С улицы Емаме.
4. Фронтовой ахунд, дядя Мешади Магомеда (по отцу) — 8 магал.
5. Мешади Магомед Салех, внук Агайи Магомедова, сын Назарали. Его отравили в мечети.
6. Гаджи Мирахмед Второй, сын Агамирзы Халила, внук Ага Мирмехти, правнук Мир Гусейнага. Брат Мир Фатуллы из 9 магала. Этот прекрасный человек умер в месяц Мухаррам в городской мечети.
7. Отец Мирза Гусейна — улица Емаме.
8. Саликский Ахунд.
9. Кербелаи Алибала ахунд, — Баят капы.
10. Гаджи Пешнамаз ахунд. Сын Ага Молла Муталима. Умер в 1928 году.
11. Молла Гэдир ахунд. Умер в 1930 году.
12. Отец Гызылдиш Абуселма Шюбаши ахунд — 4 магал.
13. Ахунд Молла Али. Кладезь мудрости.
14. Ахунд Гаджи Салех, сын Гаджикерима. Умер в Иране.
15. Отец Мираббаса ахунд Мир Гафар.
16. Ахунд Сейид, сын Мустафы, внук Сейида Мамеда. 7 магал. Жив. Молод.
17. Ахунд, сын Кербе Сафтара. Умер в Иране.
18. Гаджи ахунд, сын Молла Магомед Садыка. 1331-й год хиджри. Гаджи Пешнамаз.
МОЛЛЫ ДЕРБЕНТА
1. Внук Молла Мазана, сын Кербелаи Расула, брат Нифтали Молла Абузер.
2. Молла Таги, житель 7 магала.
3. Молла Мовсум.
4. Молла Магомедали, сын Кербелаи Абаса.
5. Молла Сейфали.
6. Молла Алкиши.
7. Молла Гэдир.
8. Молла Наги.
9. Молла Гани.
10. Сын Гаджи Ахада Молла Алиахмед.
11. Молли Салех.
12. Молла Гусейн.
13. Молла Салех, молла Мирзы Казамбека.
14. Молла Заман.
15. Молла Гаджибала.
16. Молла Заман – Баят капы.
17. Молла Мусаиб – Баят капы.
18. Молла Вели – 5 магал.
19. Молла Теймур – 3 магал.
20. Сын Гаджи Молла Али Молла Магомедгасан.
21. Молла Джафар, сын Мешади Мирза Ахмеда.
22. Молла Мамедага.
Среди них одаренными и талантливыми считались: Молла Салех первый, Магомед Али, молла Мирза Казембека, Молла Салех второй, Молла Магомед Али, сын Гаджи Ахада Молла Алиахмед.
Молла Магомед Ага хорошо знал христианскую религию. Два года служил священником в саратовской церкви. Знал Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки. Рассказывает очевидец, который продавал виноград в Саратове: Я увидел, как из базара выходил поп, а за ним, держась за рясу, шли две женщины. Посторонние женщины целовали священнику руки. Я узнал его это был Молла Мамедага. Когда я стал с удивлением рассматривать его, он отвернулся. Я ничего не понял, но пошел за ним. Вдруг я заметил, что он знаком дал мне понять, чтобы я следовал за ним. Наконец, дошли до дома. Женщины поцеловали ему руки и ушли. Мы зашли в его дом. Беседа длилась долго. В доме прислуживала татарка. Поп спросил меня: “Что привез?” Я ответил: “Красный пятнистый виноград”. “Дай Аллах, завтра увидишь как раскупят твой виноград. А сейчас мне надо идти в церковь”.
Я распрощался с ним и вернулся к себе. Наутро вышел на базар. И что? До вечера распродал больше тонны винограда. Вот это да!
Вечером следующего дня с пакетом винограда я зашел к святому отцу. Он тут же встал и спросил: “Ну, как на базаре?” Я ответил: “Отлично! Это просто удивительно!” Он сказал: “Вчера вечером я сообщил прихожанам, что кто отведает в эти дни красного винограда, тот получит благословение Иисуса Христа”. Такова история нашего знакомства с Молла Мамедагой, после чего я вернулся на родину.
Прошло время. В один из прекрасных дней сын Ширчи Салеха Новрузкули рассказывает о том, как он, будучи по делам, оказался в гостях в Табасаране.
— Мой кунак сказал, что мы оба приглашены в гости. Надо идти. Я согласился. Пошли. Там было еще около 10-15 человек. Мы поздоровались, сели. Нам сообщили, что в Табасаран прибыл шейх из Турции, проповедующий мазхаб имама Шафеи. Шейх вошел, все встали, поцеловали ему руки. В том числе и я. Он подал мне руку. Я узнал шейха — это был Молла Мамедага, которого 5 лет назад я видел в Саратове. Он начал читать проповеди имама Шафеи. Все слушали внимательно.
Накрыли стол, подали аш (плов) с простоквашей, фаршированным мясом и орехами. Как гость, я сидел возле шейха. Положа руку мне на колено, Молла Мамед говорит “Ага бек, ты же знаешь, что говорил наш пророк? Почтенный пророк говорил, что правая рука людей белее уважаемая мною, — ибо она дает больше садака, чем левая рука”.
По всему было видно, что Молла Мамедага собирается ночевать здесь. Но получилось так, что один человек из недостойного рода прямо с крыши бросает камень ему на голову, в результате чего трубка кальяна вонзается в глаз и шейх умирает.
КАРАВАН-САРАИ ДЕРБЕНТА
Самый большой караван-сарай находился на 8 магале, который сохранился до конца XVIII века. Он начал терять свое значение с тех пор, как стали появляться новые караван-сараи в нижней части города. К тому же в последние годы государство Сефеиидов ослабло, уменьшилась торговля и, наконец, при Шахе Гусейне в Иране свирепствовали голод и болезни. Дело дошло до того, что 25-30 умерших хоронил один молла. Поскольку торговые отношения Дербента зависели от Ирана, в такое тяжелое время караван-сараи попросту никому не были нужны.
Вот так бесхозный караван-сарай на 8 магале приходит в негодность и его начинают сносить. Поменялась и политическая власть. Ушел Фатали хан, пришел Шейхали хан. Русское государство относилось к Дербенту неблагосклонно. Закрывались торговые точки, перекрывались дороги и переулки. В том числе стали растаскивать камни вышеупомянутого караван-сарая, а на его месте возводить домостроения. Большую часть караван-сарая захватили жители селения Пиридемиш, в основном семья Гаджи Алескер, Баба даи. Они присвоили также подземный водопровод. Впоследствии часть территории захватили дедушка Имран бека Фархад бек, Азад бек. Затем здесь
построили дом отец Исы, дед Яхьйи. В конце концов разрушили арочные ворота караван-сарая, которые смотрели на гору. На сегодняшний день осталось глубокое подземелье, над которым построены дома. Раньше оно использовалось как баня. В одном документе написано о передаче бани в распоряжение мечети. Автор письма — супруга хозяина бани Имран бека Гаджибике, мать Джумшуд бека, Набат ханум и Хонча ханум.
Второй караван-сарай принадлежал деду жителя 6 магала Мешади Гаджи, отцу Кербелаи Алиакбера, Гаджи Аскера, Гаджи Кербелаи Гусейна — Гаджи Али. В 1928 году по решению Керима Мамедбекова от Башмакчи базара до Джума мечети была открыта улица Ген кюче, в связи с чем караван-сарай был закрыт. Его ширина — от стены дома Мигдара влево до мечети. Впоследствии Зейнал и Имамверди открыли дверь на улицу.
Третий, самый красивый в Дербенте, трехэтажный караван-сарай принадлежал Эбдалларам. Колодец во дворе сохранился до нынешних дней. Он глубокий, и сейчас прикрыт сверху. Хозяином третьего караван-сарая был сын Гаджи Казима Гаджи Таги.
Четвертый караван-сарай принадлежал отцу Кербалаи Малика Мешади Джалилю, пятый — отцу Зейнала и Абдулхалика Мешади Гасану. Последние три караван-сарая задней частью находились впритык друг к другу.
В Дербенте были мелкие караван-сараи. Я отметил только основные.
СЕМЬИ СЕЙИДОВ ДЕРБЕНТА
Их насчитывается более 80 семей. Впрочем, такого количества потомков пророка нет даже в двухмиллионном Баку. Большинство этих счастливых семей судьба подарила Дербенту.
По надписям на надмогильных камнях, история семей сейидов Дербента составляет около 200 лет. Лишь одна семья – учителя литературы Ага Мирзахмеда – имеет более глубокие корни. Ахунд Сейид Гамза, его отец Мешади Мир Мехти, Ага Мирказым. Надмогильный камень Ага Мир Мехти, который вот-вот упадет, свидетельствует о том, что этому роду 750 лет. По подсчетам выходит так, что покойный являлся восемнадцатым или девятнадцатым поколением Хазрата Али и Фатимы.
Мы, дербентцы, почитаем лишь могилу Сейида Зэка, который умер около 200 лет назад.
Сын Фетали хана Шихали хан в 1796 г. восстал против русских. Для подавления мятежа в Дербент прибыл генерал Зубов. Дербентцев поддерживал Сейид 3ека. Вместе с ним погибли рядовые граждане, несколько сомой были выселены.
В 1806 году, через 10 лет, Шихали хан вновь вернулся а Дербент и организовал вооруженное восстание, которое опять подавил тот же генерал Зубов. Пролилась кровь невинных людей, а Шихали хан скрылся. Такова история Сейида Зэка.
Сын Ага Мир Мехти, род которых насчитывает 750 лет, стал известным генералом. Это Сейидов Тофик Агимирза Ахмед оглы, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой военной академии, обогативший русскую военную науку. Единственный генерал в мусульманском мире, он доказал, что является потомков пророка Мухаммеда и Хазрета Али.
Алла она рэмэт елэсин!
Второй генерал — король Иордании Али Гусейн.
Четвертый — король Марокко Гасан Второй.
Они относятся к 47-48 коленам рода пророка Мухаммеда.
Сеиды прибыли в Дербент из Ирана в период окончания правления династии Сефевилов. Большая их часть заселила 7 магал возле Джума мечети. Впоследствии количество семей возросло и они рассыпались по магалам.