Интегральная характеристика внд детей и подростков

Новорожденные:на внешние раздражители отвечают безусловными рефлексами глобаль­ного характера (за счет широкой иррадиации возбуждения); у них затруднена выработка условных рефлексов; они обладают безграничной возможностью развития, поэтому нужда­ются в постоянном общении; в конце этого периода у них формируются эмоционально- ■ двигательная» реакция и «комплекс оживления».

Грудной возраст:появляется способность выработки условного рефлекса на комплекс раздражителей (2 мес), способность к гулению (2 мес), к выработке угасательного и диф­ференцировочного торможения (2 мес), условного тормоза (2,5—3 мес), запаздывающего торможения (5 мес), выработке условных рефлексов на слово; это период, когда дети лепе­чут и произносят отдельные слога, период начала сенсорной речи (7—8 мес), произноше­ния первых слов, т.е. начала моторной речи (10—11 мес); в 12 мес. ребенок может произ­носить 10—12 слов; у грудных детей формируется потребность в общении, появляются зачатки интеллектуальной деятельности, мышления, появляется тенденции к целенаправ­ленной деятельности.

Раннее детство(1—3 года): это середина пути психического развития человека; в этот период развиваются предметное действие, игровая деятельность, возникают продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование); продолжает развиваться пот­ребность в общении; развивается речь— пассивная речь переходит в активную, запас слов возрастает до 1500, происходит усвоение грамматического строя речи; развивается нагляд­но-действенное мышление; формируется знаковая или символьная функция сознания, на­чинает формироваться личность.

Первое детство (3—7 лет):для этого периода характерно дальнейшее развитие всех ви­дов внутреннего торможения; динамический стереотип продолжает играть ведущую роль, появляется возможность переделки стереотипа (5—6 лет); вырабатываются условные реф­лексы на сложные раздражители; возрастает скорость образования условных рефлексов; развивается II сигнальная система и ее взаимоотношение с I; бурное проявление эмоций в 3—S лет и «степенное» — в 6—7 лет; возникает и становится доминирующей словесное мышление с внутренней речью; появляется возможность к систематическому обучению ребенка по определенной программе; появляются «детские общества», возникают сюжет-но-ролевые игры; ведущим видом деятельности является игра, которая развивает произ­вольную память, произвольное внимание, речь и мышление; важное место занимает про­дуктивная деятельность — рисование, лепка, конструирование; существенно возрастает спо­собность к ощущениям, восприятию, воображению; формируются зачатки смысловой па-




мяти; продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, появляется наглядно-об­разное и логическое мышление; в этот период память и внимание преимущественно непро­извольные и во многом зависят от эмоций ребенка; речь из ситуативной становится контек­стовой, т.е. понятной вне ситуации, формируется внутренняя речь, которая становится ос­новой мышления; складывается личность: формируются потребности, образуется иерархия потребностей (чем старше дети, тем больше они отдают предпочтение социально значи­мым потребностям); формируются волевые качества.

Второе детство (7—12 лет): для этого периода характерно выраженное влияние коры над подкорковыми образованиями, что проявляется в сдержанности эмоций, контролируемос­ти и осмысленности поведения; совершенствуется восприятие — оно становится дифферен­цированным, точным, целенаправленным; память и внимание становятся произвольными за счет формирования локальной активации мозга; постепенно возрастает умственная ра­ботоспособность, снижается утомляемость; хорошо выражены все виды внутреннего тор­можения; ведущей деятельностью становится учебная; у детей 7 и 8 лет преобладает на­глядно-действенное мышление, в 8—9 лет формируется абстрактное мышление; динамиче­ские стереотипы легко переделываются; быстро вырабатываются условные рефлексы; они прочны и устойчивы к внешнему торможению.

Подростковый или пубертатный период (девочки: 12—15 лет; мальчики: 13—16 лет): для этого периода, связанного с половым созреванием, характерно снижение всех форм внутреннего торможения; процессы возбуждения преобладают над процессами торможе­ния; при локомоциях появляется много лишних движений: снижается контроль коры над эмоциональными реакциями, над памятью, восприятием, вниманием; наблюдается неустой­чивость эмоциональных состояний; во II сигнальной системе снижается способность к вы­работке условных рефлексов; речь становится медленной и лаконичной; снижена умствен­ная работоспособность; возникает психическая неуравновешенность или акцентуация лич­ности, склонность к негативным и аффективным состояниям; несмотря на такие «отрица­тельные» изменения, формируется теоретический (абстрактно-логический) тип мышления и появляется способность оперировать гипотезами.

Юношеский возраст (16—21 год): после завершения полового созревания резко возрас­тает умственная и физическая работоспособность; возрастает роль коры в регуляции пси­хической деятельности, в том числе устанавливается контроль над эмоциональным состояни­ем, над проявлением эмоций, вновь появляется возможность использования произвольных видов памяти, внимания, восприятия; восстанавливается способность вырабатывать внут­реннее торможение, восстанавливается скорость выработки положительных условных рефлексов; происходит дифференцировка между функциями правого и левого полушарий, а в связи с этим — дифференцировка на художественный и мыслительный (по И.П. Павло­ву) типы ВНД; отчетливо проявляются типы ВНД (сильный, уравновешенный, подвижный и-лр.); отрабатываются механизмы стратегии работы мозга, в том числе определения наи­более экономного пути.

Глава 35 ФИЗИОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ*

СТАРЕНИЕКАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ТЕОРИИ СТАРЕНИЯ

Согласно принятой ВОЗ классификации к пожилому возрасту относят мужчин от 60 до 74 лет и женщин от 55 До 74 лёт, к старческому возрасту и долгожителям относят мужчин й женщин соотв'етственнб в возрасте 75—89 лет и в возрасте 90 лет и старше. Мно­гочисленные аспекты биологии старения рассматриваются геронтологией. Одним из ее раз­делов является физиология старения.

Продолжительность жизни. Различают максимальную продолжительность жизни и сред­нюю продолжительность предстоящей жизни. Под последней понимают число лет, которое предстоит прожить данному поколению при условии, что смертность населения в последую­щем будет на уровне настоящего времени. Как отмечают Д.Ф. Чеботарев исоавт. (1990), в Древнем Риме ориентировочно продолжительность жизни составляла 28—30 лет, 40-лет­ние считались стариками, а 60-летние — депонтинусами,пригодными лишь для жертво­приношений. В США, согласно данным К.Байера и Л. Шейнберга (1997), продолжительность жизни в 1776 году составляла 35 лет, а в настоящее время — 75 лет. В странах, где уже давно уделяется большое внимание решению экологических проблем и придается большое значение здоровому образу жизни (например, в Японии), сегодня средняя продолжительность жизни уже превышает 80 лет. В России пока она не более 65—70 лет. Возраст, в котором умирают долгожители, практически не изменяется: сейчас, как и сотни лет назад, он состав­ляет 110— 120 лет. Продолжительность жизни определяется, прежде всего, процессом ста­рения, а также факторами, влияющими на него! Старение — это разрушительный процесс, которому противостоит витаукт, т.е. возникший в эволюции механизм защиты организма от повреждения. Оба этих процесса идут на протяжении всей жизни человека; взаимоотноше­ние между ними разделяет все индивидуальное развитие на три периода — прогрессивный, стабильный и дег^адационный. Старость представляет собой заключительный период воз­растного развития.

Старение. Различают естественное старение, преждевременное или ускоренное старе­ние (прогерия) и ретардированное (замедленное) старение; последнее характерно для дол­гожителей. Закономерные возрастные изменения организма, приводящие к старению, полу­чили название гомеорез. Для негр характерны гетерохронность, т.е. различие во времени наступления старения отдельных органов и тканей, а также гетеротопность, т.е. разная ско­рость старения в различных отделах одного и того же органа.

Теории старения. В геронтологии существует более 100 теорий и гипотез о причинах и механизмах старения. С одной стороны, их можно разделить ни две большие группы: пер­вая группа теорий исходит из Tohj, что старение — это генетически запрограммированный процесс; согласно второй группе представлений старение является результатом случайных процессов, разрушающих организм. Л.З. Тель (1997) среди всех теорий выделяет молеку­лярные (генетические, метаболические, конформационные), клеточные, организменные и надорганизменные.

Одна из самых популярных групп теорий обосновывает представление о генетической основе старения. Ряд сторонников этих теорий предполагает существование ювенильных

интегральная характеристика внд детей и подростков - student2.ru * Написана совместно с профессором Н.Ф. Камакиным 500

генов, благодаря которым развертывается программа раннего онтогенеза, а также генов старе­ния, экспрессия которых вызывает старение. Другие авторы полагают, что существует плей-отропный механизм в действии генов: одни и те же гены на ранних этапах онтогенеза функци­онируют благоприятно для развития, в то время как на поздних этапах их функция транс­формируется в неблагоприятную. Недавно генетиками было показано, что при старении часть молекулы ДНК, свободная от генов, постепенно уменьшается; не исключено, что такая ре­дукция молекулы ДНК каким-то образом имеет прямое отношение к старению организма и его гибели. Другие сторонники генной теории, отвергая представление о существовании спе­циализированных генов, утверждают, что старение является следствием появления в геноме нарушений. По их мнению, в процессе онтогенеза в геномном аппарате клеток под влиянием самых разнообразных воздействий возникают различного рода дефекты, часть из которых не репарируется и приводит к нарушению синтеза белковых молекул (теория соматической му­тации, генетическая мутационная теория, теория повреждения генетического аппарата сво­бодными радикалами, теория накопления ошибок). Наиболее признанной из них является генорегуляторная теория В.В. Фролькиса (1988), которая большое внимание уделяет дефек­там, возникающим на этапах транскрипции и трансляции синтеза белка, а также процессу сплайсинга, благодаря которому остающиеся в ядре фрагменты РНК оказывают регулирую­щее влияние на транскрипцию. Показано, что вещества, тормозящие процесс транскрипции, увеличивают продолжительность жизни. Многие авторы основную причину старения видят в том, что с возрастом нарушается механизм репарации ДНК.

Согласно метаболическим теориям старение обусловлено действием на организм опре­деленного вещества или группы веществ, либо оно является результатом «изнашивания» тканей и следствием снижения интенсивности и скорости метаболических процессов в организме. Еще в 1908 году И.И. Мечников выдвинул один из вариантов теории аутоинток-сикции и борьбы тканей в организме. Он объяснял старение как результат хронического отравления ядами, вырабатываемыми в толстом кишечнике. Кроме того, И.И. Мечников обосновал концепцию о «борьбе тканей», гетерохронности старения и роли макрофагов в этом процессе. Известный специалист в области геронтологии А. А. Богомолец в 1940 году выдвинул теорию первичного постарения соединительной ткани вследствие потери коллои­дами своих первоначальных свойств. И сегодня метаболические теории по-прежнему в цен­тре внимания исследователей. Среди них: углеводная гипотеза, в которой глюкоза опреде­ляется как «медиатор старения»; теория накопления пигментных тел, и прежде всего липо­фусцина; кальциевая теория Ганса Селье, объясняющая старение снижением работы каль­циевых насосов; теория свободных радикалов. Выдвинутая в 1957 году теория свободнора-дикального повреждения макромолекул, в том числе ДНК (Harman D), в настоящее время широко разрабатывается. В этом аспекте обсуждается важнейшая роль супероксидного ра­дикала как основного геронтогенного фактора и антиоксндантных систем, в том числе су-перокснддисмутазы как мощного механизма противостояния старению. Стало ясно, что защита клеток от свободных радикалов осуществляется системой репарации, состоящей из низкомолекулярных антиоксидантов и антиокислительных ферментов; однако возможности этой системы с возрастом снижаются.

Не менее популярными являются конформационные теории, объясняющие старение как результат конформационных изменений макромолекул на уровне вторичной, третичной и четвертичной структур. В рамках этого направления предложены мембранные теории и теория поперечных сшивок макромолекул. Согласно мембранным теориям при старении меняется структура мембран, что существенно изменяет ее свойства, в том числе нарушает транспорт веществ, а тем самым и функции клетки. Предполагается, что в основе возраст­ных изменений клеточных мембран лежат свободнорадикальные процессы, а также сшивки макромолекул. Согласно теории поперечных сшивок впервые предложенной Ф. Верцар в 40-х годах, при старении за счет образования дисульфидных мостиков (эти мостики пред­ставляют собой окисленную форму сульфгидрильных групп) усиливаются межмолекуляр­ные связи, что снижает функциональные возможности макромолекул. Это, в частности,

доказано в отношении коллагена и эластина, составляющих основу соединительной ткани. Недавно установлено, что для белков головного мозга старых людей действительно харак­терна большая сшитость.

Клеточные теории старения определяют первичными именно клеточные механизмы ге-ронтогенеза. Истоки этих теорий восходят к воззрениям К. Бернара, А. Вейсмана, И.И. Мечникова, А.А. Богомольца. В частности, И.И. Мечников связывал старение с процессом замещения «благородных тканей» соединительной тканью. Однако сегодня стало ясно, что основой клеточного старения являются, скорее всего, молекулярные изменения, о которых говорилось выше. В рамках клеточных теорий была выдвинута иммунологическая теория, которая объясняла старение как следствие иммуннодефицитного состояния организма, сни­жения иммунного надзора и как результат активации продукции аутоантител (аутоиммун­ная теория)

Оргавлзменные теория рассматривают старение как функцию целостного организма. В рамках этого направления предложены теории «биологических часов», теории эволюци­онного происхождения старения, теории, рассматривающие старение как результат разви­тия, дифференцировки и специализации тканей, а также адаптационно-регуляторные тео­рии. Последняя группа теорий, по мнению Л.З. Теля (1997), является наиболее перспектив­ной, так как она интегрирует существующие представления о геронтогенезе и связывает процессы, происходящие на молекулярном и клеточном уровне, с механизмами адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды. Старение рассматривается как про­цесс интеграции микроповреждеций, возникающих при каждом отдельном акте адаптации в системах немедленного ответа и в системах обеспечения. Чем выше интенсивность ответа организма на адаптагенные или стрессовые факторы, тем выше скорость наступления ста­рости. Доказательством этому служит, в частности, то, что длительное напряжение адапта­ционных процессов влечет изменения, сходные со старческими. Кроме того, давно известно, что долгожительству, так же как и короткожительству свойственна определенная эндемич-ность. Так, долгожительство встречается преимущественно в сельских местностях с уме­ренным климатом и благоприятным жизненным укладом. Одновременно в очень жарких странах, либо в районах Севера,и Заполярья, где предъявляются повышенные требования к адаптационным возможностям организма, отмечается короткожительство, более ран­нее наступление старческих изменений и возрастной патологии. По мнению Л.З. Теля, интенсивные физические нагрузки, характерные для спорта, так же как и интенсивная умственная деятельность, — это мощные факторы старения организма. В то же время умеренная физическая нагрузка (легкий бег, ходьба на лыжах, плавание) и умеренное закаливание повышают адаптационные возможности организма и противостоят развитию патологии. Таким образом, старение согласно Л.З.Телю — это длительный и необходи­мый организму процесс адаптации, протекающий с постоянным понижением функцио­нальных способностей, но именно за счет этого — с сохранением равновесия и слаженно­сти в функционировании клеток, органов и систем и в конечном счете с сохранением жиз­ни. В эволюции старение выработалось и закрепилось вместе со способностью к адапта­ции; оно протекает тем интенсивнее, чем выше у организма адаптационные способности. Старение как физиологический процесс не может быть строго детерминирован опреде­ленными генетическими структурами, но способность к старению (как и способность к адаптации) обусловлена всей совокупностью генетического материала. Старение орга­низма протекает взаимосвязано на всех его уровнях — от молекулярного до организмен-ного и биоценозного. При этом нельзя назвать какой-либо уровень доминирующим. Чем ниже рассматриваемый уровень организации, тем древнее выработавшийся на этом уров­не механизм старения.

Надорганизменнные теории старения утверждают, что ведущей причиной старения яв­ляются неблагоприятные воздействия окружающей среды, в том числе радиации.

Наши рекомендации