Нормативно-правовое обеспечение качества медицинской помощи.
Правовое регулирование качества результатов медицинской деятельности осуществляется государством в целях защиты интересов граждан и создании равных условий медицинским учреждениям с различными формами собственности для конкуренции на рынке. Правовая база в области обеспечения качества в России сформирована в федеральном законодательстве законами:
- «О защите прав потребителя»;[ 7]
- «О предприятии и предпринимательской деятельности»; [8 ]
- «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; [9 ]
- «О стандартизации»;
«О сертификации продуктов и услуг»; [10 ] «Об обеспечении единства измерений».
Несмотря на сложности регулирования качества медицинской помощи, произошедшие в последние годы изменения, способствуют разработке правовых механизмов, обеспечивающих оказание населению качественной медицинской помощи. Без них вероятность возникновения проблем при реализации прав пациентов на получение качественной медицинской помощи будет оставаться высокой. В настоящее время охрану здоровья населения регулирует ряд подзаконных актов, разработанных Министерством здравоохранения России. Эти нормативно-правовые документы условно могут быть разделены на три группы (Кучеренко В.З., 2001). К первой группе регулирующей правовые вопросы охраны здоровья и защиту прав пациента, относят:
- Конституцию РФ; [1 ]
- Гражданский кодекс РФ;[ 2]
- закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1; [3 ]
- постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 907 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью». [4 ]
Во вторую группу, регулирующую проблемы стандартизации в здравоохранении, входят:
- Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»;[ 5]
- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) № 321 от 21.10.2002 г. «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок организации работы по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». [ 6]
И к третьей группе, регулирующей систему контроля качества медицинской помощи, относят:
- приказ МЗ РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) №363/77 от 24.10.1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»; [11 ]
- письмо ФФОМС от 5 мая 1998 г. № 1993/36.1-и «О методических рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования»;[ 12]
- Федеральный закон № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»; [13 ]
- приказ МЗ РФ № 314 от 9.08.2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий». [14 ]
Большой вклад в развитие теории и практики повышения качества сестринского дела должна внести реализация отраслевой программы «Управление качеством в здравоохранении на 2003— 2007 годы», утвержденной 23 апреля 2003 года. Одна из задач программы — разработка и внедрение единой стратегии непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медицинских услуг на всей территории Российской Федерации на основе совершенствования нормативно-правовой базы обеспечения и повышения качества в здравоохранении. [20;145]
3. Наличие или отсутствие стойкой положительной мотивации повышения качества сестринской помощи у медицинских сестер
Низкий престиж профессии не способствует оптимизации кадровой политики, притоку в отрасль молодых специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки, активной жизненной позицией, желанием внедрения инновационных технологий в сестринскую практику с целью повышения результатов труда. Такие явления, как отсутствие системы поддержания инициатив медицинских сестер по совершенствованию профессиональной деятельности и внедрению современных достижений и повседневную практику, отсутствие взаимосвязи качества сестринской помощи и материального и морального вознаграждения, также не способствуют формированию мотивации повышения качества и эффективности сестринской помощи. Повышение заработной платы медицинским сестрам службы первичной медико-санитарной помощи, фельдшерам бригад «скорой медицинской помощи», фельдшерских медицинских пунктов привело к возвращению в профессию большого числа специалистов, ранее ее покинувших, к оптимизации укомплектованности средним медицинским персоналом вышеуказанных служб.