Нормативно-правовое обеспечение качества медицинской помощи.

Правовое регулирование качества результатов медицинской деятельности осуществляется государством в целях защиты интересов граждан и созда­нии равных условий медицинским учреждениям с различными формами собственности для конкуренции на рынке. Правовая база в области обеспечения качества в России сформирована в федеральном законодательстве законами:

- «О защите прав потребителя»;[ 7]

- «О предприятии и предпринимательской деятельности»; [8 ]

- «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; [9 ]

- «О стандартизации»;

«О сертификации продуктов и услуг»; [10 ] «Об обеспечении единства измерений».

Несмотря на сложности регулирования качества медицинской помощи, произошедшие в последние годы изменения, способствуют разработке правовых механизмов, обеспечивающих оказание населению качественной медицинской помощи. Без них вероятность возникновения про­блем при реализации прав пациентов на получение качественной медицинской помощи будет оставаться высокой. В настоящее время охрану здоровья населения регулирует ряд подзаконных актов, разработанных Министерством здравоохранения России. Эти нормативно-правовые документы условно могут быть разделены на три группы (Кучеренко В.З., 2001). К первой группе регулирующей правовые вопросы охраны здоровья и защиту прав пациента, относят:

- Конституцию РФ; [1 ]

- Гражданский кодекс РФ;[ 2]

- закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1; [3 ]

- постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 907 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью». [4 ]

Во вторую группу, регулирующую проблемы стандартизации в здравоохранении, входят:

- Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техничес­ком регулировании»;[ 5]

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) № 321 от 21.10.2002 г. «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок организации работы по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». [ 6]

И к третьей группе, регулирующей систему контроля качества медицинской помощи, от­носят:

- приказ МЗ РФ и Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования (ФФОМС) №363/77 от 24.10.1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»; [11 ]

- письмо ФФОМС от 5 мая 1998 г. № 1993/36.1-и «О методи­ческих рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застра­хованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования»;[ 12]

- Федеральный закон № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности»; [13 ]

- приказ МЗ РФ № 314 от 9.08.2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий». [14 ]

Большой вклад в развитие теории и практики повышения ка­чества сестринского дела должна внести реализация отраслевой программы «Управление качеством в здравоохранении на 2003— 2007 годы», утвержденной 23 апреля 2003 года. Одна из задач про­граммы — разработка и внедрение единой стратегии непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медицинских услуг на всей территории Российской Федерации на основе совершенс­твования нормативно-правовой базы обеспечения и повышения качества в здравоохранении. [20;145]

3. Наличие или отсутствие стойкой положительной мотива­ции повышения качества сестринской помощи у медицинских сестер

Низкий престиж профессии не способствует оптимизации кадровой политики, притоку в отрасль молодых специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки, активной жизненной позицией, желанием внедрения инновационных тех­нологий в сестринскую практику с целью повышения результа­тов труда. Такие явления, как отсутствие системы поддержания инициатив медицинских сестер по совершенствованию профес­сиональной деятельности и внедрению современных достижений и повседневную практику, отсутствие взаимосвязи качества сестринской помощи и мате­риального и морального вознаграждения, также не способствуют формированию мотивации повышения качества и эффективнос­ти сестринской помощи. Повышение заработной платы медицин­ским сестрам службы первичной медико-санитарной помощи, фельдшерам бригад «скорой медицинской помощи», фельдшерс­ких медицинских пунктов привело к возвращению в профессию большого числа специалистов, ранее ее покинувших, к оптими­зации укомплектованности средним медицинским персоналом вышеуказанных служб.

Наши рекомендации