Часть ii обзор литературы по песочной терапии, посвященной анализу песочных форм
Глава 2. История и описание песочной терапии 44
История М Некоторые аспекты песочной терапии, влияющие на создание песочных форм 48
Обсуждение 65
ЧАСТЬ III АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Глава 3. Арт-терапевтический подход к творческому использованию различных материалов 68
Глава 4. Арт-терапевтическая специальность 72
Глава 5. Формы художественного творчества, связанные с песочной терапией
Рельеф, коллаж, ассамбляж, «найденные объекты» (objettrouve) 80
Глава 6. Арт-терапевтический кабинет и материалы 84
Кабинет 84
Три группы материалов для художественного творчества 85
Критерии классификации материалов 88
Глава 7. Классификация материалов в арт-терапии 100
Неструктурированные пластические материалы, используемые в арт-терапии 101
Оформленные материалы, используемые в арт-терапии 103
Глава 8. Песочница в арт-терапевтической работе 106
Песочница: метод, материал и движения 106
Песочница, изобразительное искусство и грязь 108
Создание изображений и отпечатков 112
Глава 9. Материалы песочной терапии 118
Введение 118
Песок и вода 118
Предметы песочницы 122
Используемый в песочной терапии набор предметов 127
Глава 10. Классификация материалов, используемых в песочной терапии 131
Песок и вода 131
Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии 132
Глава 11. Цвет 135
Синие оттенки: кобальт и лазурь 138
Цвет в качестве составной части живых систем .... 139
Цветовая карта для песочной терапии и арт-терапии 141
ЧАСТЬ IV СОЗДАНИЕ ФОРМЫ В АРТ-ТЕРАПИИ И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Глава 12. Визуальная экспрессия 146
ЧАСТЬ V ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ
ВВЕДЕНИЕ 168
Глава 13. Поверхность песка. Создание горок и отпечатков, лепка и рисование на песке 169
Глава 14. Проникновение в толщу песка. Отверстия, тоннели, закапывание и раскапывание предметов 187
Глава 15. Использование воды. Капание мокрым песком и выливание воды в песочницу 201
Глава 16. Тактильная коммуникация с песком и ее отсутствие 211
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217
ЧАСТЬ VI ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Глава 17. Ниспровержение коллективного 221
Глава 18. Ванда: привнесение воды в центр 256
Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита 277
Глава 20. Заключение 302
ЛИТЕРАТУРА 307
- "Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии" Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. - Речь, 2007 г. - 340 c.
Эта книга дает читателю представление о песочной терапии - увлекательной и для клиента, и для специалиста форме психотерапевтической работы. Авторы описывают принципы и методы песочной терапии и консультирования с использованием песочницы, рассказывают о путях глубинной диагностики личности клиента, об особенностях консультирования женщин, приводят примеры из практики.
- "В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" Кузуб Н. В., Осипук Э.И. // Вестник практической психологии образования. 2006. №1. – C. 66-74
Фрагмент статьи
Иногда случайное прикосновение взрослого человека к песку вызывает в его душе эхо далеких детских воспоминаний. Вот малышу впервые показывают песочницу, и он замирает, глядя, как песок золотой струйкой течет из ладоней вниз. Он хочет попробовать это чудо на вкус. Маленькие пальчики пытаются схватить песок, но он ускользает, щекочет коленки. Постепенно, с каждой новой встречей, песок раскрывает перед маленьким человечком свои тайны, свою могучую и хрупкую прелесть. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Маленький человек становится в песочнице «Созидателем, почти Богом». Один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам Бытия: все приходит и все уходит; нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния равновесия с миром и собой.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок?
- "История и современные тенденции песочной терапии" Сакович Н.А.// Вестник практической психологии образования. 2007. №2. – C. 94-97
Фрагмент статьи
Песочная терапия (Sandplay), которая опирается на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиентов, методом, который может выстроить своеобразный связующий мост между бессознательным и сознательным, между эмоциональным и рациональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным.
Часто клиент не может найти слов для объяснения своих трудностей или конфликтов. Он не понимает причин происходящего с ним, не видит решения возникших проблем. Песочная терапия может обеспечить клиенту возможность образно представить то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, посредством которого клиент может передать свой бессознательный «материал» не только психологу, но и самому себе. А благодаря пониманию меняется поведение.
Литература
Barbara Labovitz Boik and E. Anna Goodwin. Sandplay therapi. — London: W.W.Norton and Company, 2000
Kalff, Dora. Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. — Santa Monica: Sigo Press, 1980
Вебер М., Ремен Н. Работа с песочницей /Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии /Под редакцией Бадхена А.А, Кагана В.Е. — М.: Смысл, 1997
- "Шаг за шагом в процессе песочной терапии (продолжение)" Сакович Н.А.// Вестник практической психологии образования. 2007. №3. – C. 105-108
Продолжение. Начало в № 2, 2007 год.
Фрагмент статьи
Песочная терапия уникальна для каждого клиента, так как отражает его индивидуальность. Для некоторых начало работы с песком ― размышление о том, какой должна быть их жизнь. Для других — это путь, раскрывающий проблему. Для третьих ― это глубокое сосредоточение и расслабление. Рассмотрим структуру процесса песочной терапии. Терапия начинается, когда клиенты переходят от невербальной, бессознательной игры на подносе с песком к вербальной сознательной игре. Первоначально психолог лишь поощряет клиентов, позволяя их «внутреннему голосу» руководить процессом. На этапе осознания клиентом происходящего психолог начинает играть все более активную роль
- "Шаг за шагом в процессе песочной терапии (продолжение)" Сакович Н.А. // Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – C. 93-97
Продолжение. Начало — в «Вестнике практической психологии образования» № 2, 3 за 2007 год.
Фрагмент статьи
Молчаливое строительство и «проживание» своего мира имеют определенную терапевтическую ценность. У клиента появляется возможность «перенести» на поднос свои самые сокровенные мысли и чувства, сделать их видимыми. «В творческом строительстве в песке изображение появляется постепенно, без беспокойства относительно «уровня зрелости» его окончательного внешнего вида. Это позволяет автономно снизить множество защит, без тревоги о том, как эти защиты могли бы быть преодолены» (Ryce-Menuhin, 1992).
- "Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком, набор для аквапескотерапии. Пособие для педагогов, психологов и родителей." Т.А.Алексеева, Л.Б.Баряева, С.Ю.Кондратьева, Л.В.Силиванова. Под редакцией профессора Л.Б.Баряевой. (СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008)
В пособии рассматриваются образовательные ситуации, в которых используются стол-ванна для игр с водой и песком, а также набор для аквапескотерапии. Эти ситуации способствуют познавательному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, описаны игры и игровые упражнения с привлечением литературного материала и с применением оборудования для занятий с водой и песком. Пособие предназначено для специалистов (воспитателей, учителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов), работающих с детьми в дошкольных и школьных учреждениях (массовых и коррекционных), а также для родителей, принимающих активное участие в развитии и воспитании своих детей.