Понятие о росте и развитии. Развитие физическое и психическое. Пропорции тела и их изменение в онтогенезе.
Общебиологическими свойствами живой материи являются процессы роста и развития, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни.
Ростом называется увеличение размеров и объема развивающегося организма за счет размножения клеток тела и возрастания массы живого вещества. Абсолютными показателями роста организма являются повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей. Общий рост характеризуется увеличением длины тела, зависящим от роста и развития скелета, что, в свою очередь, является одним из основных показателей здоровья и физического развития ребенка.
Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем; изменяется форма органов и всего организма; совершенствуются и усложняются функции и поведение. Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств. Нельзя считать наличие возрастных особенностей в строении или деятельности различных физиологических систем свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах, потому что каждый возраст характеризуется именно комплексом подобных особенностей.
Взаимосвязь физического и психического развития детей.
Известный педагог и анатом П.Ф. Лесгафт выдвинул положение о взаимосвязи физического и психического развития детей: физическое воспитание осуществляется путем воздействия на психику детей, что, в свою очередь, отражается на развитии психики. Иначе говоря, физическое развитие обусловливает психическое. Это особенно отчетливо обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, которое проявляется в слабоумии.
процессы роста и развития - непрерывные поступательные процессы, которые протекают:
*скачкообразно,
*с количественными и качественными изменениями в разные периоды жизни.
Развитие включает в себя:
дифференцировку органов и тканей,
формообразование,
рост
Рост - одна из основных физиологических особенностей развития, отличающая организм ребенка от организма взрослого, в процессе которого:
увеличивается число клеток или их размеры,
Увеличиваются размеры костей и общее количество белка,
изменяется масса тела и антропометрические показатели.
Характер развитияопределяется взаимодействием факторов среды и генетической программой развития.
Оптимальные условия среды:
· высокий уровень физической активности,
· рациональное питание,
· экологическая обстановка и др.
- влияют на физиологические и психофизические параметры, которые можно изменять:
· рост можно увеличить более, чем на 50%
· массу - на 30%,
· интеллект - на 50%.
Возрастные периоды
В современной науке нет общепринятых классификаций периодов роста и развития и их возрастных границ, т.к. паспортный и биологический возраста не совпадают, их оценивают по различным показателям:
· состоянию костной системы,
· моторным показателям,
· уровню половых гормонов.
Однако, в 1965 году на основе морфологических, физиологических и педагогических критериев была принята схема возрастной периодизации, согласно которой выделяют этапы:
1) пренатальный (внутриутробный – 40-42 недели),
2) постнатальный (после рождения), где различают периоды:
I - новорожденности (1-10 дней, до момента отпадения пуповины)
Особенности:
1) резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) приводит к адаптациям в виде временных нарушений (устраняются спустя 1-2 недели):
· первые 2-4 дня потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении),
· желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов,
· гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением),
· недостаточная терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или переохлаждается,
2) заболевания связаны с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), с родовыми травмами (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей) или с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость и др.),
3) самостоятельное дыхание,
4) наличие безусловных рефлексов (сосание),
5) выработка условных рефлексов (на время кормления).
II - грудной (10 дней - 1 год):
Особенности:
· процессы окостенения родничков: боковые - к 10 дням, затылочный - к 1,5-2 мес., лобный - к 1-2 годам;
· появление изгибов позвоночного столба: шейный лордоз - 1,15 мес., грудной кифоз - 6-7 мес., поясничный лордоз и крестцовый кифоз - к 1 году;
· появляются первые зубы (к 6 мес.) до 8 (к году);
· увеличивается рост - на 25 см (активность гипофиза);
· повышена регенерация тканей (за счет обилия молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, питающих их);
· воспалительная (защитная) реакция на проникновение болезнетворных микробовсо стороны регионарных (периферических) лимфоузлов слабо выражена, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией;
III - раннее детство(1-3 года)
Особенности:
· темп роста и развития ребенка несколько замедляется: прибавка роста - 8-10 см, веса – 4-6 кг за год;
· изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет;
· перевод с грудного вскармливания на общий стол (наличие зубов, увеличение количества пищеварительных ферментов, повышение концентрации соков);
IV - первое детство(3-7 лет)
Особенности:
· замедляются темпы роста (прибавки роста 5-8 см, веса - около 2 кг),
· меняютсяпропорции тела (голова составляет 1/6 длины тела)Þпроисходит перемещение средней точки длины тела (у доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, в возрасте 6 лет - на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого - на лобке),
· дальнейшее развитие и формирование иннервационного аппарата мышц Þхорошая координации движений (быстрый бег и прыжки, свободная ходьба по ступеням, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, вырезание из бумаги),
V–второе детство (8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки),
Особенности:
· дифференциация по полу,
· меняется социальная жизнь ребенка (начало обучения в школе, освоение новых навыков),
· усиление функций двигательной зоны к.б.п. (на правую кисть падает нагрузка → активизация нейронов → стимуляция морфофункционального созревания б.п. головного мозга, подкорковых структур, лобных долей → речь, произвольное внимание),
VI - подростковый(13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки)
Особенности:
· усиление функций гипофиза и половых желез (тропные гормоны стимулируют половые железы),
· проявление вторичных половых признаков (по Таннеру5 стадий зрелости: оволосение под мышками - 4 стадия),
· повышение возбудимости - неадекватные реакции (нервная система находится под влиянием гормональной),
· заканчивается созревание двигательной зоны к.б.п.,
· симпатический отдел ВНС опережает развитие парасимпатического,
VII - юношеский(17-21 год юноши, 16-20 лет девушки)
Особенности:
· завершается созревание функциональных систем,
· снижается уровень обмена веществ,
· увеличение числа сократительных элементов в скелетных мышцах Þ увеличение мышечной массы и веса,
· характерны страсти, порывы, безрассудность, высокая эмоциональность.
Наследственность - это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греч. - ``рождающий''), локализованные в структурах ядра клетки - хромосомах.
Общий вывод состоит в том, что человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и ``доля'' влияния наследственности и среды у каждого своя.