Что нужно знать вожатому о лагере?
Летний лагерь является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для оздоровления и развития творчества ребенка.
Задача летнего лагеря - помочь детям разного уровня воспитания развития обрести более глубокое понимание самого себя и с их взаимоотношений с окружающими. Основополагающий принцип деятельности - воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества. Исходя из этого, выбирается стиль работы педагогического коллектива. Особенность летнего лагеря в том, что на первый план выход:
- сотрудничество;
- сотворчество;
- соуправление.
Организация деятельности детей в лагере предполагает знание интересов и возможностей ребят, их включение в соответствующую предметно-практическую деятельность. Ориентация на формирование целостного мира человека позволяет создать программу, интегрирующую культурно-образовательную, досуговую и спортивную деятельность детского лагеря.
Решив работать вожатым, каждый человек должен отдавать себе отчет, что он должен делать, как ему это сделать и за что он несет ответственность.
В первую очередь все организаторы детского отдыха, все вожатые должны быть ознакомлены со всеми нормативными документами, которые необходимы для функционирования детского оздоровительного лагеря.
Всем сотрудникам лагеря необходимо помнить о том, что в лагере ребенок освобождается от влияния школы и опеки родителей. Поэтому в руководстве детским коллективом необходимо соблюдать ценностное отношение к личности ребенка. Это проявляется в интересе к личности, способности почувствовать, понимать настроение ребенка, превратив общение в удовольствие.
Главная функция вожатого в личностном подходе заключается в создании условий для самореализации и самоутверждения ребенка.
ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО
Каждому вожатому необходимо запомнить несколько заповедей, которые он должен свято соблюдать при работе в детском оздоровительном лагере.
§ Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.
§ Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
§ Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.
§ Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. Не только оберегай ребят от чего-то дурного, но и учи сопротивляться ему.
§ Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь выполняй их сам.
§ Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только в том случае, если сам знает, как сделать так, чтобы стало хорошо.
§ Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше найди возможность сработаться с ним.
§ Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез.
§ Приучай ребенка мыслить самостоятельно. Помогай ему строить свои собственные планы и принимать решения. Дай ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
§ Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.
§ Допустил ошибку - признай ее. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.
§ Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять.
§ Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.
§ Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.
§ Не унижай ребенка, не давай ему почувствовать, что он чем - то хуже тебя.
§ Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умнее детей. Возможно, у тебя больше жизненного опыта, но вот ум дается от природы.
§ Хвали ребенка только за конкретные успехи и поступки и делай это искренне.
§ Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.
ЭТИКА ВОЖАТОГО
Внешний вид вожатого.
Он оценивается прежде всего по тому, соответствует ли внешний облик конкретной ситуации, в которой оказался вожатый (спортивное мероприятие, встреча родителей в родительский день, поход и т. д.). Безусловно, вожатые, не смотря на постоянную занятость, должны все же выбрать время, чтобы привести свою одежду в порядок. Никто не требует, чтобы вожатые одевались с учетом последней моды, но их одежда должна быть всегда чистой, хорошо отглаженной. Аккуратность, продуманность в одежде - это визитная карточка вожатого, особенно при первой встрече с ребятами и их родителями перед отправлением в лагерь. Но внешний облик складывается не только из одежды, но и из умения двигаться, управления собственной мимикой и пантомимикой. Дети обращают внимание на доброжелательность вожатого, приветливое выражение лица, внимание к каждому ребенку.
Культура речи вожатого.
Человек, который работает с коллективом детей, просто обязан обратить особое внимание на культуру своей речи. Вожатый должен научиться использовать грамматически правильные конструкции предложений, лексическое богатство и выразительность родного языка. Важным моментом в устной речи является отчетливое произношение слов, правильная интонация (паузы, логическое ударение), а также умение ясно и выразительно читать литературный текст. Категорически запрещается использовать нецензурные выражения и слова-паразиты, например: «ну», «понимаешь», «вот».
Следует помнить, что в общении с детьми недопустим повышенный, раздражительный тон. Криком или, наоборот, грозным молчанием трудно добиться от детей желаемого результата. Они, скорее всего, перестанут воспринимать слова своего воспитателя, появится психологический барьер между ними. Наладить испорченные отношения гораздо труднее, чем сдержаться и какой-то конкретной ситуации и попробовать решить проблему мирным путем. Воспитателю всегда надо помнить, что ребёнок - это развивающаяся личность, которой нужно помогать формировать характер и обучать общечеловеческим ценностям, и новее не требовать идеального поведения и четкого выполнения всего, что говорит вожатый. Поэтому следует избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем более иронии по отношению к детям. Ребенку всегда можно тактично объяснить, что он сделал неправильно и почему не следует так поступать в дальнейшем. Разговор наедине с максимумом такта, сердечности и терпения принесет больше результатов, чем публичное осмеяние или категоричные запреты.