Терапевтические отношения в гештальт-терапии
Отношения и цель психотерапии.
Цель терапии в том, чтобы клиен восстановил спонтанность в контактировании со средой. Согласно гештальт-терапии, терапия обращается не к рациональным убеждениям и контролю за нарушениями, а занимается процессуальными и эстетическими аспектами. Лечение состоит в помощи клиенту жить полной жизнью, уважать его собственные способности регулировать отношения, и не только на вербальном уровне, но прежде всего на уровне спонтанной активности телесных структур управляющих жизнью. Спонтанность - это искусство интегрировать способность произвольно выбирать (эго-функция) по двум основанным на опыте основаниям: приобретенной телесной уверенностью (функция ид) и социальным - или отношенческим - определением Я (функция персоналити). Мы очень далеки от понимания спонтанности которая смешивается с импульсивностью (что типично для Фрейдистской антропологии), напротив, она противопопложна импульссивности, так как в ней заложена способность "видеть" другого. И мы столь же далеки от идеи Руссо о детской спонтанности, - это противоположно искусству, которому обучаются годами, чтобы интегрировать весь опыт, в том числе и болезненный, своим неповторимым персональным гармоничным образом, которым человек присутствует в своих ощущениях, которые являются физиологическими средствами, посредством которых мы вступаем в отношения.
Пример детской способности быть спонтанным в контакте может прояснить на практике, что мы имеем в виду под восстановлением спонтанности. Знание младенца о том, как надо сосать, являются общей способностью, функцией. Эта способность сосать, так же как позднее кусать или сидеть и тд) позволяет младенцу вступать в контакт с миром, что порождает его спонтанность или потерю спонтанности. На самом деле, если ребенку почему-либо запрещено сосать, то есть спонтанно реализовывать присущую ему функцию, он должен компенсировать это, делая что-то еще, для того чтобы вступить в контакт и справиться с недостатком спонтанности потребности, которая породила акт сосания. Конечно, тот факт, что младенец сосет молоко плохого качества, влияет на его переживания. Но гештальт-терапевты не занимаются оцениванием, хорошо илиплохо молоко, но пониманием того, как организм ребенка реагирует на низкое качество молока, буквально, какую спонтанность он теряет. Это позволяет на сфокусироваться на том, как можно поддержать организм, чтобы он восстановил утраченную функцию сосания с определенной спонтанностью. Ребенку помогает восстановить спонтанность сосания не знание о том, что молоко было плохого качества, но опыт возможности снова сосать молоко другого качества, повторное открытие его функциональной спонтанности сосать с новым творческим приспособлением, новая оганизация опыта в поле организм-среда. (Спаньоло Лобб, 2001)
Таким образом, в ходе процесса гештальт-терапии меняется восприятие человеком восприятия границы контакта между терапевтом и клиентом. Эти изменения затрагива.т не только клиента, но и терапевта, по сути это со-творение новой границы контакта, нового опыта, направленного в будущее, не повторяющего автоматически прошлый опыт.
Крайняя цель терапевтических отношений – чтобы клиент начал интересоваться жизнью, получает разрешение быть творческим в социальной группе, которой он принадлежит (Спаньоло Лобб, 2003). Это применимо не только к индивидуальным рамкам, но и к паре, в которой партнеры чувствуют себя «как дома» друг с другом, и таким образом чувствуют себя принятыми в своих попытках достичь другого, члена семьи или группы. Реальность состоит в том, что каждый человек чувствует себя уникальным и в тоже время является составляющей частью группы, он чувствует, что группа признает его и позволяет сделать свой творческий вклад в группу.
Терапевтические отношения в гештальт-терапии
Автор: Маргарита Спаньоло Лобб
Предварительные замечания по поводу сеттинга. Клиент и терапевт сидят друг напротив друга (между ними нет стола), клиент свободно может сам установить расстояние и поворот по отношению к терапевту. Возможно, особенно при работе с группой, вместо стульев использовать подушки. Обычно встречи происходят один раз в неделю, терапевтический контракт включает, кроме всего прочего, право клиента оставить терапию в любой момент (обсудив это со своим терапевтом), несмотря на то что это может быть выбор не встречаться с определенными переживаниями. Особое внимание обращается на сны, которые клиент обращает к своему терапевту, а так же на движения, позы, жесты, дыхание и клиента и терапевта, так как они определяют имплицитное присутсвие, бытие-там, основание и фон ситуации отношений. Терапевт выступает не только как целитель, но и как попутчик клиента, в том смысле, что имено клиент определяет то, каким образом и насколько глубоко "погружаться" в терапевтические отношения. Если внимание терапевта нацелено на "здесь и теперь" отношений, для клиента лечение сосредоточено на "сейчас для потом".
Исходя из данной феноменологической-отношенческой установки, гештальт терапия рассматривает терапевтические как происходящие, порожденные сотворчеством клиента и терапевта (Спаньолло Лобб, 2006, Робин 2006).
Ценность переживания (Erlebnis) противопоставляется знанию, творческое приспособление организма - сублимации как единственной возможности приспособиться к требованиям общества, само-регуляция организма и холизм - необходимости контролировать I'D посредством EGO.
Это со-творение терапевтического переживания и опыта мотивировано - удерживается и направляяется - интенциональностью, которая для гештальт-терапия всегда является интенциональностью контакта с другим. Понятие "контакта" включает признание физиологических процессов в формировании переживания (опыта): вместо интереса к ментализированному опыту присутствует интерес к переживаниям, порожденным конкретными ощущениями. В гештальт-терапия мы говорим о "возбуждении", обозначая энергию, полученную из физиологии переживания отношений (Франк 2001, Кепнер, 1997). Это возбуждение удерживает организмическое возбуждение в направлении движения к другому, но оно так же может блокировать это движение, в случае если оно трпнсформируется в тревогу. Тревога определяется как возбуждение без необходимой поддержки кислородом. Понятие "интенциональности контакта" так же связано с признанием уникальности и унитарности природы переживания (опыта). Гештальт-терапия, как хорошо известно, работает с процессом, в основном описывает имплицитные паттерны отношений, которыми человек вступает в контакт с окружающим миром ("как" ТО более чем их содержание), начиная с дыхания и всех телесные процессов отношений и до отношенческих смыслов снов, которые клиент рассказывает терапевту.
Современные культурные тенденции сосредоточены на отношениях и гештальт-терапия вновь обнаруживает присущую ей интуицию переживания опыта, который происходит на границе контакта "между" Я и Ты. От парадигмы о саморегулирующеся субъектности 50-х мы продвинулись к парадигме истины, которая никогда не бывает внешней по отношению к происходящему, но возникает из самих отношений ..... Такой подход позволяет нам выйти за пределы интрапсихической точки зрения который рассматривает лечение как процесс нацеленный на удовлетворение (или сублмацию) потребностей, и полностью перейти на пост-модернистский подход, где власть истины заменена истиной отношений.
Мы рассматриваем терапевтические отношения как реальный опыт, который возникает и у которого есть своя история в пространстве, созданном между клиентом и терапевтом, а не как результат проекций или трансферентных паттернов, пришедших из прошлого клиента. Отношенческое измерение предшествует внутреннему измерению или по меньшей мере не может быть объяснено исходя из индивидуального опыта. Наше феноменологиеское мировоззрение (душа) напоминает нам о невозможности выйти за пределы поля (или ситуации), в которой мы оказались, и дает нам инструменты, которые позволяют нам функционировать, оставаясь внутри ограниченного ситуацией опыта. Основатели гештальт-терапия с самого начала предложили "контекстуальный" метод (ПХГ, 1951), задолго до Гадамера, предложившего герменевтическую циркулярность между читателем и текстом: вы не можете понять книгу (или другого) без гештальт ментальности, и вы не можете иметь гештальт ментальность без прочтения книги по-гештальтистски (или быть с другим по-гештальтистски) (Sichera, 2001).
Таким образом мы можем сказать, что терапевтические отношения представляют собой способ, которым клиент имплицитно предоставляет терапевту возможность воспроизвести историю отношений, восстановая определенные направленность контакта, где все еще удерживается возможность полного спонтанного развития. На самом деле именно в терапевтических отношениях появляется возможность для завершения интенциональностей (намерений) контакта, что позволяет клиенту по-новому воспринять себя и ситуацию, чувствовать себя свободнее и смочь внести собственный вклад в отношения и в мир в котором он живет.
Можно прояснить это положение примером. Клиентка говорит мне о тех хороших вещах, которые она никогда не говорила своей матери, и как она чувствует себя отгороженно, с тех пор как она переехала в другой город. С другой стороны она говорит, что она по своей воле выбрала безопасную дистанцию от матери, и это была единственная гарантия, что она не будет перегружена эмоциями. Пока она это говорила, она оторвала ноги от пола. Я указала ей, что отказываясь от этого контакта, она лишает себя возможности телесной поддержки эмоций, и таким образом она создает дистанцию со мной, так же как она поступила со своей матерью. Каких эмоций она сейчас избегетв контакте со мной? Когда она отдаляется, отказываясь от физиологической поддержки контакта ее ног с полом, она делает себя неспособной удержать свои эмоции. По моему приглашению она поставила ноги на землю, вздохнула и смогла сказать насколько я для нее важна. Мы начали новую историю на границе нашего контакта, которая изменит ее паттерны отношений и за пределами терапии.