Кто чем занимается в свободное время
Спряжение глагола «заниматься».
– В свободное время мы занимаемся спортом.
– Это наш спортивный зал, здесь мы бегаем и прыгаем.
– Это наш бассейн, здесь мы занимаемся плаванием.
Активная лексика: спортивный зал, бассейн, плавание.
Пассивная лексика: штанга, брусья, кольца, конь, канат, корзина, сетка, гантели.
Как выразить необходимость совершить действие
Слово «надо» с личными местоимениями и в безличных предложениях.
– Мне надо пойти в магазин.
– Ей надо приготовить обед.
– Ему надо починить стул.
– Им надо идти в детский сад.
– Это надо сделать.
Учиться заканчивать предложения.
– Завтрау мамы день рождения. Мне надо...
– Саша плохо играет в футбол. Ему надо...
– Наташа плохо поняла рассказ. Ей надо...
– Коля и Антон хотят посмотреть, как живут волки, лисы, зайцы. Им надо...
– Марина не умеет танцевать. Ей надо...
– Мы хотим пойти в кино. Нам надо...
Как выразить просьбу, разрешение или запрещение совершить действие
Существительное или местоимение, обозначающее лицо, которому разрешается или запрещается совершить действие, всегда стоит в дательном падеже, а после слов «можно», «нельзя» употребляется только инфинитив.
– Да, можно. Нет, нельзя.
– Мне можно посмотреть, как работает кран?
– Да, можно. Но здесь стоять нельзя.
– А где можно стоять? (Уточнение.)
– Вон там, около дерева.
При расширении активного словаря на занятиях нужно сосредоточить внимание ребенка не на заучивании новых слов, а ставить его в ситуации мыслительных задач, когда надо производить осознанный выбор речевых форм. Работа проводится в условиях узких микротем, которые постепенно расширяются и объединяются. Это приводит к осознанию ребенком собственной речевой продукции и речи других.
Как поздравить с праздником
Глагол «поздравлять». Употребление винительного падежа для обозначения лица, которому адресовано поздравление («Витя поздравил Антона, Иру») и творительного падежа с предлогом для обозначения названия праздника, события («С Новым годом», «С днем рождения», «С праздником 8 Марта»). Личные местоимения в творительном падеже.
Как спросить, сколько стоит какая-нибудь вещь
Сочетание количественных числительных с существительным «рубль».
Игра «Спортивный магазин».
– Сколько стоит этот мяч?
– Пятьдесят рублей.
– Сколько стоят эти ласты?
– Сто рублей и т. д.
Активная лексика: продавать, сколько стоит, рубль, деньги, предметы из игры.
Как выразить чувство радости, удовольствия
Краткие прилагательные «рад», «рада», «рады».
– Папа рад, что у него сегодня выходной.
– Маша рада, что у нее есть свободное время.
– Мы рады, что поедем на дачу.
Как называются дни недели
Употребление названий дней недели в винительном падеже с предлогом «в» для обозначения времени действия.
– В понедельник я хожу в бассейн.
– Во вторник я хожу на рисование.
– В среду я хожу к логопеду. И т. д.
Как обозначить предмет, подобный тому, о котором говорится
Употребление указательных местоимений «такой», «такая», «такое», «такие».
– У меня тоже есть такой альбом (такая открытка, такое письмо, такие марки).
Как обозначить начало-конец действия
Инфинитив глаголов несовершенного вида после фразовых глаголов (начал читать, кончил читать).
– Мама начала читать эту книгу в среду, а закончила в воскресенье.
Как сказать, что кто-то к кому-нибудь часто ходит
Спряжение глагола «ходить». Употребление глаголов движения «идти – ходить» в настоящем времени.
– Ты куда идешь?
– В садик.
– Ты часто ходишь в садик?
– Да, каждый день.
Спряжение глагола (по лицам):
– Я хожу в садик.
– Ты ходишь в садик.
– Папа ходит на работу.
– Мы ходим гулять.
– Вы ходите в театр.
– Они ходят в библиотеку.
Как выразить желание брать с кого-нибудь пример
Предложения со сравнительным оборотом (союз «как»).
– Я хочу читать, как мама.
– Мама хочет танцевать, как эта балерина.
– Папа хочет петь, как этот артист.
– Мы хотим кататься, как эти дети. (И с отрицанием – не хочу).
Как сказать, что при определенном условии действие обязательно совершится
Сложноподчиненное предложение с придаточным условия (союз «если»).
– Если ты придешь ко мне, я покажу тебе свои рисунки.
– Если я буду хорошо заниматься, мама купит мне пряники.
– Если я прочитаю рассказ, мы пойдем гулять.