Сказка седьмая «Песочный замок»
Цель сказки — выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения.
Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от двух до четырех лет. Дети более старшего возраста обладают большим диапазоном поведенческих реакций и могут находить компромиссные решения.
Текст сказки
Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей замок, потому что он понравился. Что седлает мальчик, оставит его себе или подарит маме?
Варианты ответов
Свидетельствующие о норме
«Немножко поиграет, а потом подарит маме»;
«Прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку)»;
«Поделит его с мамой»;
«Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть» и т. д.
Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
«Захочет оставить себе, потому что замок очень красивый»;
«Никому его не отдаст»;
«Поиграет, а потом разрушит его»;
«Будет играть всегда один»;
«Почему он должен отдавать замок маме?» и т. д.
Вместо мамы в рассказе может фигурировать брат (сестра) ребенка. В этом случае ответы ребенка будут касаться его взаимоотношений с сиблингом.
Интерпретация ответов
Следует отметить, что представления «мое» и «не мое» развиваются постепенно, параллельно с продвижением ребенка к индивидуальному статусу. Сперва они относятся к телу ребенка, потом к родителям, затем к переходным объектам. Как только у ребенка появляется концепция «моего», он начинает яростно и ревностно отстаивать свою собственность от любых посягательств. «У меня взяли» или «у меня отняли» ребенок понимает гораздо раньше, чем противоположные понятия, то есть тот факт, что надо уважать чужую собственность.
Сказка восьмая «Прогулка»
Цель сказки — выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.
Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.
Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола, то есть с мальчиком тест проводит мама.
Текст сказки
Вариант для мальчика. "Один мальчик пошёл гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему? "
Вариант для девочки. "Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему? "
Варианты ответов
Свидетельствующие о норме
«У него довольное лицо, потому что они вернулись домой»;
«У него усталое лицо, потому что он был на работе»;
«У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них»;
«Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов»;
«Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить».
Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
«Ему плохо, потому что он заболел»;
«Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного»;
«Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома»;
«Он сердитый, потому что хотел пойти с ними, но мальчик и мама его с собой не взяли»;
«Он плакал, потому что думал, что они больше не вернутся» и т. д.
Интерпретация ответов
До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно женится на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать — самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви — матерью — и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания материю, который уводит ее из дома, обращается с ней как со своей собственностью и настаивает на общей постели с ней. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество и больше всего на свете хочет быть похожим на него.
Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит и которому желает смерти.
Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.
Сказка девятая «Новость»
Цель сказки — попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.
Текст сказки
"Один мальчик вернулся домой с прогулки и мама ему говорит: "Хорошо что ты пришёл. Мне надо сказать тебе кое-что". Что именно хочет сообщить ему мама?"
Варианты ответов
Свидетельствующие о норме
«Сегодня к нам придут гости»;
«Вечером мы пойдем к бабушке»;
«Папа принес тебе щенка»;
«По радио объявили, что будет гроза»;
«Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию»;
«Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком» и т. д.
Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
«Кто-то умер»;
«Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения»;
«Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3-го этажа»;
«Мама и папа уезжают»;
«Они с папой идут в кино, а его оставляют дома»;
«Папа пришел домой пьяный и ударил маму»;
«Завтра его поведут к врачу»; «Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу» и т. д.
Сказка десятая «Дурной сон»
Цель сказки. Данная сказка дает ребенку полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную (возможно, самую актуальную) тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т. д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.
Текст сказки
"Однажды утром один мальчик внезапно проснулся и сказал: «Мне приснился очень плохой сон» . Что увидел во сне мальчик? "
Варианты ответов
Свидетельствующие о норме
«Не знаю, что ему приснилось»;
«Сначала помнил, а потом забыл, что снилось»;
«Один страшный фильм ужасов»;
«Ему приснился страшный зверь»;
«Ему приснилось, как он падал с высокой горы» и т. д.
Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
«Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла»;
«Ему приснилось, что он умер»;
«Его забрали незнакомые люди»;
«Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т. д.
Интерпретация ответов
Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям (и не только детям), и в этом нет ничего предосудительного или необычного. Основное внимание в ответах стоит обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.
Послесловие
Обращаем ваше внимание на то, что тест следует проводить в спокойной и дружеской атмосфере, не допуская никакой критики или недовольства. Ваше отношение к ребенку должно быть исключительно благожелательным и спокойным. Относиться же к результатам теста следует с определенной долей условности, не воспринимая их в качестве точных данных. Не будучи профессионалом в данной области, сделать правильные и однозначные выводы невозможно. Лучше всего будет принять данные в качестве рабочей гипотезы, неких предположений, которые требуют подтверждения путем дальнейших тщательных наблюдений за ребенком или исследований с помощью других тестов. Если же вы обеспокоены полученными результатами, то следует обратиться за профессиональной помощью или советом к психологу.
Независимо от того, насколько серьезными окажутся полученные результаты, они помогут лучше узнать ребенка, познакомиться с его страхами, волнениями и тревогами. Опираясь на данные, полученные при исследовании, вы сможете более эффективно строить свои отношения с ребенком, скорректировать свое поведение, найти к нему подход. Как показывает мировая практика, даже довольно сложные проблемы с детьми вполне разрешимы при условии создания благоприятного климата общения в семье.
Тест 2