Сказка, сказка, как тебя сочинить ?
На протяжении предыдущих глав мы с вами говорили о том, что такое сказка и сказкотерапия, о том, какие виды сказок существуют, какие элементы обязательно должны присутствовать в сказках, в каких случаях какая сказка лучше всего подойдет для ребенка. Но все-таки, не ответили на один очень важный вопрос: что же делать, если проблемы ребенка очень индивидуальны и готовой сказки, в которой содержался бы ответ на нашу проблему мы не нашли (а если и нашли, то она нас по каким-то причинам не устроила – сюжет не тот, событий слишком мало, слишком прямолинейна, просто – не понравилась и т.п.)? В таком случае выход может быть только один – сказку придется сочинять самим. В конце-концов, никто не любит, не знает и, хочется надеяться, не понимает нашего ребенка, лучше, чем мы сами, и поэтому мы лучше прочих сможем помочь ему разобраться в его проблемах. Может быть. Вполне возможно. По крайней мере, постараться. Очень хочется верить.
Трудно ли сочинить сказку? Такую, которая содержала бы правильные ответы на все вопросы (причем, ответы, которые подходили бы и нам и нашему ребенку), – очень трудно, практически невозможно, можно, но не более одной-двух в своей жизни и это будут поистине наши лучшие сказки, которые не стыдно будет потом рассказывать внукам и правнукам. Как сочинить такую сказку – я не знаю и вам подсказать не могу. Для этого нужно совпадение многих факторов: вдохновения, настроения вашего и ребенка, времени, особого какого-то состояния, я бы сказала – озарения. И – немножечко удачи и помощи свыше. Как все это объединить в одном месте и в одно время ничто, кроме вашей безграничной любви к ребенку и безмерного желания помочь всеми доступными средствами, подсказать не сможет.
Но сочинить такую сказку, которая дала бы нашему ребенку понять следующее:
- его ситуация не уникальна, и другие бывали в подобных, а то и похуже переделках и – ничего, - выжили, живут не тужат и даже радуются жизни;
- он со своими проблемами – не один, вы готовы помочь и даже постараться помочь именно так, как ребенку нужно (хотя это довольно сложно, человеку свойственно предлагать помощь только в том виде, в котором он сам считает нужным, не считаясь с реальными нуждами того, кто в помощи нуждается);
- вы его безгранично любите и любовь ваша никоим образом не зависит от его успешности или неуспешности, от того, в какой «переплет» он попал, ему не нужно ничего вам доказывать и ни в чем перед вами оправдываться, вы принимаете его таким, какой он есть.
Такую сказку сочинить – можно. Возможно, это будет не совсем ваша сказка, а сказка-переделка, возможно, это будет совсем не сказка, а почти что реальная история из жизни, в любом случае, если эта история выполнит свою миссию, то большего вам ничего и не нужно.
Прежде чем начать сочинять нужно для себя определиться с некоторыми ключевыми моментами.
Во-первых, необходимо понять, вы хотите сочинить сказку для того, чтобы подсказать ребенку какой-то выход из имеющейся проблемы или для того, чтобы самому разобраться с тем, что происходит с вашим ребенком. Иными словами – вы точно уверены в том, что понимаете, что именно происходит с вашим ребенком, и, самое главное, - почему происходит и как ему можно помочь. Или вы находитесь в затруднении, не знаете что делать, испробовали множество способов «достучаться» до ребятенка, но он по-прежнему остается для вас столь же закрытым и недоступным, как хранилище в швейцарском банке. Определиться с этим – важно, потому что от этого зависит стратегия вашего рассказа.
Если вы считаете, что полностью владеете ситуацией и точно знаете, что именно происходит с ребенком, то тогда, возможно, вам лучше всего ограничиться собственно рассказом сказки. Не стоит концентрировать внимание ребенка на том, что «Я ее рассказываю тебе потому, что понимаю, что с тобой происходит, изо всех сил сочувствую, даже жалею и хочу всячески помочь. И вообще я преисполнен только благих намерений по отношению к тебе». Поверьте, у ребенка здравого смысла гораздо больше, чем мы себе это представляем, он сам может проанализировать то, что слышит и сделать из этого разумные выводы. Кроме того, в силу своей еще не потерянной способности ставить себя на место другого, ребенок ассоциирует себя с героем сказки, поэтому факт того, что кто-то еще оказался в подобной ситуации поможет ему приободриться и, после некоторого самостоятельного размышления, найти оптимальный выход из сложившейся ситуации (иногда этим выходом может стать то, что ребенок обратится за помощью к вам – важно «не прозевать» это).
Идеальным вариантом было бы, если бы ребенок вообще не заподозрил вас в том, что вы что-то поняли и имеете какое-то свое мнение. Хорошо, если сказка будет рассказана как бы между прочим – вечером перед сном, или просто по случаю – время свободное выдалось, в очереди к врачу сидите и делать нечего, телефон разрядился и подруге позвонить не получилось J …
Главное – будьте готовы к тому, что, возможно, выход, который ребенок для себя выберет, будет несколько иным, чем вы себе это представляли. Будьте готовы «распространить» свою решимость принимать ребенка таким, какой он есть до конца. В конце-концов, ведь наша цель – это помочь ребенку, а не манипулировать им. Мы ведь хотим вырастить самостоятельную личность, способную принимать решения и нести за них ответственность, а не марионетку, которая сейчас подчиняется нашей воле, а затем будет подчиняться тому, чье влияние на него пересилит наше влияние (а такое рано или поздно случится, не обманывайте себя тем, что вам удастся всю жизнь контролировать каждый его шаг).
Если же вы находитесь в некоторой растерянности, не понимаете, что происходит, или не знаете, что будет лучше для вашего ребенка (не для вас, а – для него), то тогда следует избрать несколько другую тактику.
Мы уже говорили о том, что взрослый человек лучше всего раскрывается, когда рассказывает историю «о своем друге», ребенку помогает раскрыться ассоциация самого себя с каким-либо персонажем. То есть, если вы хотите что-то узнать, то, следовательно, нужно дать ребенку возможность это сказать, пусть и устами сказочного героя. В таком случае лучше всего было бы сочинять сказку вместе, или, по крайней мере, по ходу действия задавать провокационные вопросы, спрашивать мнение ребенка по поводу действий персонажей, например, спросить: «Как ты думаешь, что Волк ответил Красной Шапочке, когда она спросила его, не ест ли он маленьких девочек?» Кроме того, в процессе рассказа вам нужно быть очень внимательным и наблюдать за реакциями ребенка – за изменением его настроения, его мимикой, его комментариями.
Если вы видите, что какой-то персонаж или какая-то сюжетная линия вызвали живой интерес, то тогда нужно чуть подробнее остановиться на этом моменте: описать чувства персонажа, его внешность, его характер, рассказать о том, что он думает или чувствует; более подробно развить сюжетную линию, попробовать «поводить» ее в ту или иную сторону, чтобы «нащупать» в ней то, что так задело ребенка. Однако будьте осторожны в ваших экспериментах, ребенок не должен догадаться о том, что вы не просто рассказываете ему сказку, а выполняете какое-то упражнение, ставите эксперимент, прибегаете к каким-то «взрослым» хитростям, чтобы выманить у него тайну (хотя на самом деле, оно, конечно, так и есть, но нужно уважать личное пространство ребенка, и если уж мы вторгаемся на запретную территорию, то должны сделать так, чтобы нас, по крайней мере, не заметили).
Во-вторых, встав перед необходимостью сочинять собственную сказку, вы неизбежно столкнетесь с тем, что прежде чем сказку сочинить, нужно найти где-то идею для сказочного сюжета, а это – далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Итак, где взять идеи для сказочных сюжетов? Данная ситуация имеет два выхода.
Первый – сказку можно полностью сочинить. Это не очень просто, не всегда получается, требует особого состояния вдохновения, которое далеко не всегда может «осенить» усталую маму после целого дня домашних хлопот или замотавшегося на работе, пропустившего очередной футбол, забывшего купить продукты по поручению мамы, папу.
Поэтому есть выход второй – читать и находиться в постоянном поиске возможных сюжетов. Читать можно все, что угодно: сборники детских и взрослых сказок; анекдоты, короткие рассказы и анонсы очередных серий телесериала в еженедельной телеафише; читать детские и взрослые сказки в интернете; купить какую-нибудь полезную книжку, например «Практикум по сказкотерапии» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой или «Сказки доктора Балу» А.В.Гнездилова. Читать все подряд и использовать понравившиеся и подходящие по ситуации и настроению сюжеты для создания «сказок-переделок». И еще – если вы немножко запутались в перипетиях вашего сказочного сюжета и не представляете каким образом вашему герою удастся выбраться из той ситуации, в которую его забросила ваша бурная фантазия – дайте слово вашему ребенку. Если сказка действительно заинтересовала его, то у него хватит фантазии, оптимизма, неиссякаемой жажды жизни для того, чтобы помочь герою и привести сказку к ее логическому счастливому концу.
Когда вы придумываете собственную сказку, то неплохо было бы соблюдать некоторые правила выбора сказочных ситуаций (хотя это не обязательно, достаточно прислушаться к собственному здравому смыслу и попытаться понять чувства и потребности ребенка, чтобы правильно выбрать сюжет для собственной сказки). Очень хорошо (четко, понятно и кратко) они сформулированы автором книги «Сказки-малышки», педагогом-психологом, сказкотерапевтом Молодняковой А.В. По ее мнению «сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать следующим требованиям:
· ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости);
· ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
· ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи».
О.В.Хухлаева и О.Е.Хухлаева в своей книге «Лабиринт души. Терапевтические сказки» дают несколько советов, которые могут помочь использовать готовые сказки и, не исключено, могут вообще избавить вас от необходимости сочинять сказку самому.
Прежде всего, они советуют просто читать ребенку сказки вслух. Сделать это своего рода домашней традицией. Читая сказку вы сами на уровне подсознания передаете ребенку сигнал о том, что эта сказка «разрешена и одобрена» вами и что ее можно обсуждать, над ней можно думать, советы, которые в ней используются, можно применять в жизни. Чтение сказки вами как бы вводит ее в тот круг, который вы постоянно контролируете и в который не допускаете ничего вредного и опасного для ребенка.
Во-вторых, читая ребенку сказку, необходимо наблюдать за тем, как он слушает. Повышенный интерес со стороны ребенка свидетельствует о том, что его задевает тема или проблема, о которой идет речь. Если ребенок начинает вертеться и буянить – значит, ему откровенно скучно – тема не представляет для него интереса или сказка просто слишком сложна для него и он не понимает того, о чем вы читаете или рассказываете.
В-третьих, во время чтения сказки необходимо периодически высказывать ваше собственное мнение. Во-первых, это поможет ребенку лучше понимать вас (думаю, излишне напоминать о том, что ваши высказывания должны быть искренними и отражать вашу точку зрения, а не то, что «по этому поводу принято думать»), с другой стороны – станет своего рода приглашением к обсуждению и высказыванию своих мыслей, чувств и отношения и самим ребенком (согласитесь, далеко не всегда формулировка «А теперь давай сядем и обсудим эту сказку – чему она нас учит, о чем рассказывает» может показаться уместной. Иногда одной такой фразы достаточно, чтобы убить интерес и желание ребенка быть откровенным.)
Закончив чтение сказки, постарайтесь задать ребенку несколько провокационных вопросов. Однако, задавая вопросы, соблюдайте два несложных правила:
1. Ребенок должен иметь возможность искренне высказать свое мнение без страха, что вы поднимете его на смех или начнете критиковать или поучать. Будучи искренним с вами, ребенок совершает своего рода акт доброй воли и ни в коем случае эта добрая воля не должна быть использована ему во вред. Иначе в следующий раз он просто промолчит или, что еще хуже, скажет то, что, по его мнению, вы ожидаете от него услышать.
2. Никогда не перебивайте ребенка, пока он говорит. Если вы видите, что он хочет что-то сказать – остановитесь и дайте ему возможность высказаться. Если вдруг ребенок сам начнет задавать вам вопросы – отвечайте на них столь же искренно и честно, какой честности и искренности вы ожидаете от него.
И еще один, последний совет: не переборщите. Длительная эмоциональная активность трудна для любого человека, для ребенка – тем более. Она забирает много сил, в какой-то мере - истощает. Если вы видите, что обсуждаемая тема слишком сильно затрагивает чувства ребенка, то, главное, - соблюдайте чувство меры. Не старайтесь разобраться во всем немедленно и за один раз. Как только увидите первые признаки усталости или нервного перевозбуждения (горящий взгляд, сбивчивая эмоциональная речь, нервная дрожь или тик и т.п.) – переведите разговор на что-то более спокойное и нейтральное (можно просто продолжить сказку, приведя героев в место, где они смогут отдохнуть, поесть и поспать). Вы всегда сможете продолжить разговор в следующий раз. Ведь ваша цель – не удовлетворить свое любопытство или детально разобраться в том, что происходит, ваша цель – помочь ребенку вновь обрести комфортное ощущение окружающего его мира, вернуть ему целостность его души.
Кроме того, в-третьих, если вы решили сочинять сказку сами, то вам нужно учесть и некоторые возрастные психологические особенности ребенка. Ниже мы очень кратко опишем основные возрастные особенности детей, вам нужно лишь выбрать соответствующее возрасту вашего ребенка.
В два-три года ребенок активно познает окружающий его мир, в том числе и животный мир. В этом возрасте детям очень нравятся сказки о животных - им нравится подражать звукам, издаваемым различными животными, повторять их движения, пытаться оперировать с предметами так, как это могла бы сделать обезьяна или собака, или какое-то другое животное. Кроме этого, в данном возрасте детей привлекают сказки с повторяющимися сюжетными оборотами, выражениями, действиями (например, «Репка», «Колобок», «Теремок»). Нельзя забывать и о том, что для ребенка младшего школьного возраста свойственно образное восприятие мира, а потому презентация сказки должна быть яркой – она должна быть рассказана с выражением, по ролям, хорошо, если вы сможете использовать в качестве действующих лиц какие-то предметы домашнего обихода, куклы, игрушки, хорошо иллюстрированные книжки.
Главными героями сказок, рассказываемых ребенку в данном возрасте можно сделать семейство каких-либо зверюшек: зайцев, лисят, медведей, кошек и т.д. – в зависимости от того, какая зверюшка вызывает больше интереса и положительных эмоций у вашего ребятенка (у моей дочки это, однозначно, кошки. Как только какой-нибудь представитель кошачьих оказывает в зоне нашей видимости, то мы мчимся к нему с такими дикими воплями, что от нас в страхе убегает даже старый рыжий подранный кот, которого боится весь двор). Выбор «звериного» семейства в качестве главного героя позволяет сделать еще одну полезную для ребенка данного возраста вещь – ввести в сказку всех людей, окружающих его: и братьев-сестер, и бабушек-дедушек, и воспитателей в детском саду, и друзей по песочнице. Реакция ребенка на каждого персонажа покажет вам его истинное отношение к каждому человеку, с которым ему приходится встречаться.
Старший дошкольник (три-пять лет) осваивает азы образного мышления. В это время активно развивается фантазия ребенка. Поэтому в этом возрасте нужно быть очень аккуратными со страшными сказками и вообще очень важно не переборщить с образностью – порой ребенок может испугаться совершенно неожиданных персонажей и героев – например, Доктора Айболита, который повсюду носит за собой свой страшный докторский чемоданчик, кормит зверят горькими микстурами и, не задумываясь, делает уколы. В дальнейшем данные страхи могут перейти и во взрослую жизнь и начать представлять серьезную проблему, например, испугавшись Доктора Айболита, ребенок может начать бояться всех докторов и этот страх может сопровождать его на протяжении всей жизни. Поэтому рассказывая сказку своему ребенку трех-пяти лет, нужно внимательно наблюдать за ним и обращать внимание на то, с каким чувством он слушает вас – с интересом или со страхом.
В этом возрасте лучше всего сочинять и рассказывать ребенку «добрые и пушистые» волшебные сказки. Сказки, в которых
герои пускаются в кругосветные путешествия,
ищут что-то за тридевять земель, встречая по дороге самых разных людей и существ, которые не столько помогают или вредят ему, сколько помогают узнавать мир: рассказывают о том, как они живут, как обстоят дела в подводном королевстве, объясняют как дойти до тридевятого царства и так далее.
Между пятью и семью годамиребенок начинает ассоциировать себя с человеческими персонажами сказки, его начинают интересовать взаимоотношения между людьми. В этом возрасте активное развитие получает фантазия ребенка и иногда достаточно только начать сказку «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были маленький мальчик и маленькая девочка. И вот однажды… А что, собственно говоря, произошло однажды, я немножко забыла, давай придумаем вместе…» - и в течение ближайших десяти-пятнадцати минут вы можете только слушать, удивляясь тому, насколько своеобразна и богата фантазия вашего ребенка, а также стараясь заметить моменты, которые, по вашему мнению, должны привлечь внимание и вызывают у вас опасения.
В этом возрасте ребенку можно читать любые сказки. Старайтесь больше читать и слушать записи сказок (можно музыкальных), чем смотреть мультики и экранизированные варианты сказок. Дело в том, что там, где идет готовый видеоряд гораздо меньше простора для фантазии и развития индивидуальности личности. А возраст пять-семь лет, это, как мы уже сказали, - возраст активного развития фантазии ребенка, развития его воображения.
Кроме того, постарайтесь сохранить традицию совместного чтения сказки, даже если ваш ребенок довольно бегло читает сам. Старайтесь почаще обсуждать то, что ребенок услышал, предоставляйте ему возможность дать волю своему воображению – это и вам полезно, так как изображая сказочного персонажа, ребенок невольно выдает все свои глубинные мысли, тревоги, переживания, радости и горести. Опыт совместного сказкотворчества дает ребенку и его родителям замечательную возможность развивать и сохранять душевную и духовную близость, заложить «фундамент» здоровых взаимоотношений с ребенком на всю последующую жизнь.
Учитывайте еще и тот момент, что как правило, дети, особенно – дети дошкольного и младшего школьного возраста, слушают полюбившуюся сказку по многу раз, каждый раз открывая в ней что-то новое и радуясь привычным и знакомым персонажам. Поэтому будьте готовы к тому, что, если сказка окажется удачной, то вам придется рассказывать ее неоднократно, даже и после того, как проблема будет решена. Просьба повторить рассказ свидетельствует лишь о том, что история, придуманная вами, оказалась неплохой и пришлась ребенку по душе.
Что касается использования сказок с подростками, то здесь сказочность сюжета должна быть строго дозирована – в этом возрасте подросток склонен отвергать все, что, по его мнению, возвращает его в детство, в том числе – и сказки. Сюжетная линия должна быть максимально приближена к реальности (в конце-концов, события сказки могут происходить и в наше время), сказочность же должна заключаться в неизменном хорошем конце повествования и в незаметном постоянном вмешательстве чудесных событий и обстоятельств. Основная цель сказки в данном возрасте – поддержать пошатнувшуюся или восстановить утраченную веру в чудо и в то, что если очень-очень захотеть, то можно преодолеть абсолютно все и быть победителем, даже если с точки зрения всего мира ты – проиграл.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
Итак, если вы решили сочинять сказку сами, то тогда вам нужно
- определиться с какой целью вы рассказываете сказку – чтобы «подсказать» ребенку возможный выход из ситуации или чтобы «подсмотреть», следя за реакцией и комментариями ребенка то, что волнует и тревожит его;
- придумать или найти сюжетную линию, которая соответствовала бы интересам и возрасту ребенка и дала бы вам возможность достичь через сказку своих целей;
- правильно выбрать место и время рассказывания сказки;
- максимально задействовать ребенка в процессе рассказывания самой сказки, постоянно провоцировать его на выражение своего мнения, сказка не должна оставить его равнодушным, она должна вызвать какую-то ответную реакцию (однако в данном случае будьте очень внимательны и осторожны, особенно с подростками, возможно, ребенок просто не хочет открыто проявлять своего отношения к тому, что слышит);
- ну, и собственно говоря, приступить к рассказыванию сказки.
Любая сказка, как мы уже выяснили выше, объединяет в себе две составляющие.
Первая – это сюжетная линия и ее развитие. Сюжетная линия представляет собой явный, лежащий на поверхности смысл сказки, то, что будет относиться к первой части известной поговорки «Сказка – ложь…».
Но есть еще и вторая часть «…да в ней – намек, добрым молодцам – урок». «Намек» и «урок» представляют собой неявный, скрытый смысл сказки. Они не сформулированы «в лоб», «прямым текстом», но всегда – иносказательно. Это – то «послание», та мысль, которую мы хотим донести до слушателя. Когда речь идет о сказке, рассказываемой с терапевтической целью, то этот неявный смысл, это «послание» называют «терапевтической метафорой».
Термин «терапевтическая метафора» идет из нейро-лингвистического программирования – области современной психологии, которая, говоря совсем простым языком, занимается изучением и использованием в практике психологической терапии (лечения) разницу функций, выполняемых правым и левым полушарием головного мозга человека.
Выяснено, что чаще всего левое полушарие человеческого мозга отвечает за логику, логический анализ всего, воспринимаемое человеком. Левое полушарие – это логическое мышление, неторопливые, взвешенные разумные решения, отношение к жизни на основе разума, а не чувств. Правое полушарие – это область подсознательного, интуиция, творческое вдохновение, внезапное озарение, поиск скрытого смысла, подтекста, это спонтанное и основанное на чувствах восприятие и отношение к жизни.
Специалисты, занимающиеся нейро-лингвистическим программированием, утверждают, что любое слово, услышанное или прочитанное человеком, по-разному воспринимается и анализируется различными полушариями человеческого мозга. Левое полушарие анализирует слово в его прямом, логическом значении, правое полушарие воспринимает эмоциональный посыл, подтекст, скрытый смысл, заключенный в любом высказывании. Скрытый смысл посылает своего рода сигналы нашему подсознанию и позволяет влиять на человека на уровне его подсознания. Таким образом, получается, что любое слово обрабатывается одновременно двумя полушариями и смысл слова как бы распадается на две части. Та, что «попадает» в левое полушарие адресуется нашему сознанию, а та, что воспринимается правым полушарием – нашему подсознанию.
Воспитатель (родители, учитель, психолог) может вкладывать в свои слова и таким образом пытаться донести до подсознания своих подопечных какие-то важные истины. Для этого вовсе не обязательно формулировать их прямым текстом и превращать любую беседу в нудное воспитательное мероприятие. Необходимо «просто-напросто» овладеть искусством обращения к подсознательной стороне человеческого разума. Терапевтическая метафора является одним из подобных приемов.
Конечно, это весьма и весьма упрощенное понимание феномена нейро-лингвистического программирования, но для наших с вами целей его вполне достаточно. Если же вы захотите узнать об этом поподробнее, вам достаточно набрать в любом поисковике в интернете аббревиатуру НЛП и вам «вывалится» огромное количество ссылок на сайты, содержащие более подробную информацию о данном методе психологического воздействия.
Каким образом можно превратить обычную сказку в терапевтическую метафору? Ирина Гаврилова, мастер НЛП, дает следующие рекомендации.
Она говорит, что «создание метафоры похоже на создание цветного кружева, когда каждая нить играет строго назначенную ей роль в цветовой гамме и в общем рисунке.»
Как у любого кружева, полотно терапевтической метафоры сплетается из нескольких нитей.
Во-первых, это сюжетная линия. И.Гаврилова подчеркивает, что «сюжет в терапевтической метафоре должен быть созвучен проблеме, заявленной ребенком. Он должен быть близок ему, чтобы вызвать его заинтересованность, но не «зеркалить» настоящую ситуацию, так как в некоторых случаях это может быть воспринято ребенком как нравоучение и вызвать его бессознательное сопротивление». То есть, выбирая сюжетную линию, вы должны попытаться создать некоторое сходство между ситуацией, в которой находится ваш ребенок и главный герой. Но эти ситуации не должны походить друг на друга, подобно тому, как отражение в зеркале и оригинал копируют друг друга. Сюжет, с одной стороны, должен затрагивать ребенка за живое и на уровне подсознания доносить до него мысль о том, что он не одинок в своей проблеме. С другой стороны, сюжет призван отвлечь и переключить внимание ребенка на что-то другое, «снять» его зацикленность на своей проблеме.
Второй «нитью» кружева терапевтической метафоры являются «внушения и команды», которые «воспринимаются как части сюжета и не фиксируются сознанием. Таким образом, они получают прямой доступ в подсознание и гармонично встраиваются на соответствующих логических уровнях. Завуалированные сюжетным рисунком, внушения и команды оказывают мягкое, но сильное воздействие на психологические процессы». В нашем случае внушениями и командами являются те истины, которые мы хотим неявно передать ребенку. Это может быть желание утешить, скрытый «сигнал» о том, что вы рядом и готовы помочь или какие-то конкретные советы или идеи, которые вы хотели бы внушить своему чуду. Даже если вы не знаете, как ему помочь, все равно не упустите возможности еще раз, пусть и через сказку, передать ребенку всю вашу любовь, принятие и желание помочь во что бы то ни стало.
Третьей нитью терапевтической метафоры (а, говоря простым языком, еще одним условием, обеспечивающим успех сказкотерапии) является задействование всех репрезентативных систем[11]. Это значит, что рассказывая терапевтическую сказку, мы сознательно должны задействовать у ребенка все каналы восприятия информации. Нам нужно добиться того, чтобы он не только слушал, но еще и осмысливал услышанное. Мы можем не просто рассказывать, но сопровождать свой рассказ какими-то действиями: жестами, движениями, картинками, музыкальным сопровождением и т.п. Чем больше средств воздействия мы используем (не забывая при этом чувства меры), тем более эффективным будет наше общение с ребенком.
Четвертой нитью, четвертым условием является сам процесс рассказывания. Любой текст, в том числе и сказку можно прочитать или рассказать по-разному: усталым, монотонным, равнодушным тоном или с выражением, меняя тембр голоса, ритм рассказа, интонационно выделяя наиболее важные или драматические моменты. И.Гаврилова рекомендует в процессе рассказывания использовать следующие приемы:
- подстраиваться под дыхание слушателя, постепенно замедлять темп повествования и понижать голос, как бы вводя ребенка в некоторое подобие транса, гипнотического состояния;
- выделять интонацией наиболее важные моменты, содержащие ваши «послания» ребенку;
- по возможности использовать исполнение сказки по ролям (это обеспечит активное участие ребенка в сказочном процессе);
- иногда можно, наоборот, попросить ребенка закрыть глаза и представлять то, о чем идет речь (в данном случае именно «интонационное богатство является той основой, которая порождает богатство образов, возникающих на внутреннем экране ребенка, и ощущений»).
Что же касается законов развития сюжетной линии, то в первой главе мы уже говорили о функциях, которые выполняют герои сказки (сформулированных В.Я.Проппом). Перечисленные функции могут служить своего рода подсказкой, являться тем «скелетом», на основе которого будет развиваться сюжетная линия. Но если вам не очень удобно пользоваться «шпаргалкой», состоящей из тридцати одного пункта (действительно, не будешь же распечатывать список функций и рассказывать ребенку сказку, украдкой подглядывая в него), то можно воспользоваться закономерностями развития сказочного сюжета, выделенными и описанными одним из создателей метода сказкотерапии в России, директором Института сказкотерапии в Санкт-Петербурге Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. Всего она выделяет семь основных этапов развития сказочного сюжета, которые так или иначе отражают этапы формирования личности человека.
Первый этап – это «этап развития в отчем доме». Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет этот этап как «период накопления доверия к миру и веры в свои силы». Сказочный герой (как и любой человек в возрасте до 11-14 лет) познает окружающий мир, учится всему тому, что могут дать ему его родители. В этот период закладывается фундамент, цементом в котором является уверенность ребенка в родительской любви – именно от этого во многом зависит вся его дальнейшая жизнь.
Итак, в начале сказки можно показать ребенку, как главный герой рос, чему он учился, как он встречал людей, которые научили его любить и узнавать окружающий мир. На этом этапе легче всего провести невидимые параллели между миром сказочного героя и миром ребенка, добиться того, чтобы ребенок почувствовал в герое сказки родственную душу.
Второй этап – это этап расставания с отчим домом. Подобно сказочному герою, любой ребенок должен рано или поздно отделиться от своих родителей, стать самостоятельной, уникальной личностью, готовой отвечать за свои слова и поступки. Конечно, вначале процесс отделения идет через полное отрицание родителей. В сказке Иванушка собирает котомку и уходит из дома куда глаза глядят. В жизни ребенок начинает полностью отрицать власть родителей над собой, он не признает ни их авторитета, ни их мудрости, ни их жизненного опыта. Но это только первый этап процесса отделения. Завершиться этот процесс должен принятием своих родителей, такими, какие они есть. Произойти это может только после того, как ребенок найдет свое место в этой жизни. Только после этого он сможет взглянуть на ситуацию (в том числе и на своих родителей) непредвзято, как бы со стороны и вынести спокойное, здравое, взвешенное суждение. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет возраст отделения от родительского дома с 11 до 18 лет. К сожалению, очень часто, именно благодаря нашей чрезмерной опеке, период отделения ребенка от родителей может затянуться на неопределенно долгий срок. Страдать от этого будут все стороны процесса.
Итак, после небольшого введения, описывающего «ранние годы» вашего сказочного героя, можно перейти к тому, как он начал принимать собственные решения (первым из которых может быть решение уйти из дому) и как ему пришлось столкнуться с тем, что принять решение легко, и выполнить его не очень сложно, но вот что делать с последствиями самостоятельного шага (например, где завтракать, обедать и ужинать, после того, как родительский дом с его кухней и любимой мамой на этой кухне остался за спиной?!)...
Третий этап – это этап выбора пути. Если ты решил идти сам, а не подчиняться воле того, кто всегда решал за тебя и подсказывал куда идти и что делать, то тогда на вопросы «Куда идти?» и «Что делать?» тоже придется отвечать самому. Ежедневно самостоятельно делать выбор и воплощать его в жизнь. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева так описывает этот этап:
«Герой идет по дороге, и здесь он встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Эти ситуации – проверка на «доброе сердце». Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей и помощников. Сказка учит – как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появляются в самый нужный момент – тогда, когда герой не сможет справиться с ситуацией сам.
В жизни человека – это этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни. Обычно этот период начинается перед окончанием школы. После окончания школы меняется его окружение. В техникумах, институтах, на работе появляются новые друзья, планы. Меняется его стиль жизни. С этим периодом жизни связаны три важные психологические задачи, которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек:
Принятие самого себя – «я такой, какой я есть».
Принятие своего пути – «я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал».
Принятие ответственности за свои выбор и действия – «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной».
На этом этапе развития личности человека встает вопрос о доверии самому себе, доверии тому, что человек считает правильным для себя – вопрос о Совести, о том стержне, внутреннем голосе, индикаторе, который позволяет совершать или не совершать те или иные поступки.»
Четвертый этап – это этап борьбы со злом, которое встречается на пути. В сказке это – отрицательные герои, старающиеся погубить «добра молодца».
Из нашей сказки дети должны вынести следующие уроки:
- не стоит бояться неизбежного,
- оказавшись в трудной ситуации, никогда не следует терять присутствия духа, помощь всегда придет – иногда из самых неожиданных источников – нужно только не терять решимости победить несмотря ни на что и быть готовым принять помощь, в какой бы необычной или неожиданной форме она ни явилась,
- трудности нужны, потому, что именно благодаря им мы меняемся, становимся мудрее, мягче, терпимее (вряд ли последний урок дети смогут ясно сформулировать, но после сказки у них должно оставаться совершенно однозначное понимание того, что все те испытания, которые выпали на долю нашего героя, были для него нужны и он смог извлечь из них урок).
Пятый этап учит тому, что «достигнутая цель, результат – еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении». Сказочный герой победил Кощея Бессмертного, но его испытания на этом не заканчиваются. Кощеево царство начинает рушится и грозит уничтожить и победителя – ему приходится со всех ног спасаться, преодолевая новые трудности.
Сказка учит нас тому, что испытания – никогда не закончатся, часто они застают тебя врасплох, но смекалка и приобретенный опыт всегда помогут найти правильный выход.
Шестой этап – это этап триумфального возвращения в родительский дом и вовсе даже не торжественной встречи со стороны родителей. «Однако дома многое изменилось – так описывает этот этап Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, - героя, по навету братьев, считают подлецом или погибшим; невеста героя собирается замуж за другого. Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он мудр и осторожен. Он, используя весь опыт пройденного пути, проходит необходимые испытания и восстанавливает справедливость. Так происходит утверждение себя как зрелой самостоятельной личности в родном доме, где раньше он считался маленьким или ни на что не способным; и самое главное на этом этапе – своевременное применение приобретенных возможностей.»