Экологическая интерпретация.
В понятие экологии входит определение конкретной средовой «ниши», в которой растет и развивается человек. Она складывается из семейного окружения, группового окружения и глобальной среды.
Тип семьи сказывается на индивидуальном проявлении психической жизни. Выделяются симметричные семьи, в которых присутствуют оба родители и доминантность акцентирована на отце, асимметричные семьи, когда кто-либо из родителей отсутствует — семейная депривация. Имеют значение пихологическая характеристика матери и отца, а также порядок рождения ребенка в семье. Особенности личности, проявления неврозов отчетливо зависят от этих особенностей.
Групповое окружение наиболее активно влияет на личность в детском и подростковом периоде социализации. Речь идет не только о типе этноса, религиозном окружении, но о степени информационной обогащенности среды, то есть о степени социализации и активности педагогического воздействия на личность.
Системы питания в группах и популяциях, возможно, также влияют на подверженность и проявления патологии. Например, известно, что соотношения микроэлементов в пище, уровень натрия и калия могут влиять на активность реализации пароксизмальных состояний и агрессии.
К глобальной среде относятся ритмические глобальные составляющие, например климатические, сезонные, геофизические ритмы, колебания уровня приземного радона 222, а также такие большие ритмы, как ритмы солнечной активности, в том числе 11-летний и 60-летний циклы (ритм Кондратьева). В эти периоды возрастает смертность, рождаемость и подверженность ряду психических расстройств. В частности, известна связь частоты эпилептических приступов с полнолуниями, психозов с повышением геомагнитной возмущенности и обострений шизофрении со сменой знака межпланетного магнитного поля. В холодное время года чаще рождаются пациенты, в дальнейшем более подверженные шизофрении. В годы высокой солнечной активности повышается частота подверженности всем психическим расстройствам и психическим эпидемиям. Доказано, что такие ритмические составляющие, как ритмы ЭЭГ, ритмы ствола мозга (температура, ритм дыхания, сердечных сокращений, артериального давления), ритмы выброса гормонов и ритмы эмбрионального периода, значительно зависят от глобальных экологических ритмов.
Таблица 4. Основные средовые ритмы по Б.М. Владимирскому
Тип ритма | Частота | Физическая причина | Синхронизируемые явления |
Микроритмы | 0,1 с (8 Гц) 0,1 —30с 5 мин | Фундаментальная частота ионосферного волновода Микропульсации геомагнитного поля Рс3, атмосферный инфразвук Микропульсации геомагнитного поля Рс5 | Альфа-ритм ЭЭГ Ритмы ствола мозга, ритмы поведения Ритмы выброса гормонов |
Мезоритмы | 2ч, 2 ч 40 мин, Зч 24ч 6,8; 8,9; 13,5 суток 27 суток | Глобальные колебания Солнца как звезды Вращение Земли Синодический период вращения Солнца, секторные границы межпланетного магнитного поля Солнечная активность, лунные приливы | Ритмы настроения, сна/бодрствования, ритмы инстинктов Ритмы моторной активности, продолжительность большинства острых психозов Частота эпилептических припадков, продолжительность депрессий |
Макроритмы | 0,5; 1; 2,8; 3,5; 5,6; 7,1; 11; 22 года | Вращение Земли вокруг Солнца, Солнечная активность и геомагнитная возмущенность | Подверженность обострениям шизофрении и аффективных расстройств, ритмы агрессии и суицидов |
Периоды большой длительности | 600, 7000, 20000, 30 млн. лет | Солнечная активность, циклы изменений главного геомагнитного поля Земли, периодические вариации земной орбиты, прохождение Солнцем плоскости Галактики, эпизоды бомбардировки Земли астероидными телами | Ритмы эволюции |
Стресс и реакция на стресс.
В 1956 году Selye опубликовал свою концепцию стресса, под которым он понимал «специфическую реакцию на неспецифические воздействия на биологические системы». Основной синдром стресса стал называться синдромом «напряжения-бегства», или основной адаптационный синдром. Он описал три фазы этого синдрома: 1) стадия напряжения, в ходе которой отмечаются симптомы физиологического ответа, 2) стадия резистентности, или стадия адаптации к стрессору, 3) стадия истощения, в которой ресурсы адаптации истощаются, если воздействие стрессора продолжается. В качестве стрессора могут выступать изменение физических условий, боль, психологическое воздействие. По степени интенсивности стрессорного воздействия психологических факторов рейтинговая шкала выглядит таким образом: на первом месте стоят смерть близких родственников, развод, разлука, собственные болезни, далее — утрата работы, изменение социального статуса родственников, ссоры с близкими и друзьями, выход на пенсию, свадьба дочери (для отца) и сына (для матери), перевод в другую школу (для ребенка). К стрессорам относятся даже праздники. Реакция на стресс зависит от конституции и темперамента, личной истории стрессов, перенесенных ранее, психологической устойчивости и соматического здоровья.
Таблица 5. Синдром «напряжения-бегства»
Начальные симптомы | |
Гипоталамус | Стимуляция симпатической нервной системы |
Симпатическая нервная система | Стимуляция надпочесников |
Надпочечники | Выброс адреналина и норадреналина |
Глаз | Расширение зрачка |
Слезные железы | Увеличение секреции |
Дыхательная система | Расширение бронхов, увеличение частоты дыхания |
Сердечно-сосудистая система | Увеличение силы и частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, увеличение силы сердечного выброса |
Желудочно-кишечная система | Снижение секреции и спазм сфинктеров |
Печень | Повышение гликогенолиза, снижение синтеза гликогена |
Мочеполовая система | Мочевой пузырь сокращается, сфинктер расширяется |
Слюнные железы | Возрастает секреция |
Жировые клетки | Липолизис |
Дальнейшие симптомы | |
Гипоталамус | Стимуляция секреции |
Надпочечники | Стимуляция адреналина, повышение глюкокортикоидов, подавление иммунного ответа, повышение минералокортикоидов, повышение ретенции жидкости. Повышение артериального давления, стимуляция щитовидной железы и обмена липидов, первоначальное увеличение половых гормонов, затем их снижение и снижение либидо. |
В обыденной жизни устойчивость к психологическому стрессу может быть обеспечена за счет тренировки к физическим стрессорам, например с помощью физического напряжения (гимнастики) или закаливания. Адаптивными стратегиями для снятия стресса являются: расслабление с регуляцией частоты дыхания, вращение и качение, релаксация, медитация, возможность высказать свои проблемы третьему лицу, музыка и домашние животные, общение с которыми способствует снятию остроты стресса. Уровень стресса при психических расстройствах колеблется от паники к тревоге и низкому уровню. Однако внешнее отсутствие реакции на стресс не означает реального отсутствия такой реакции, поскольку за внешним безразличием может быть гиперсензитивность.