Заполните таблицу «Отличие условных рефлексов от безусловных»
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма | |
Относительно постоянны в течение жизни особи | |
Реализуются по функционально-организующимся временным (замыкательным) связям | |
Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются преимущественно ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра) | |
Каждый рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители | |
Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют предупредительное, сигнальное значение |
16.3. Перечислите условия, влияющие на выработку условно-рефлекторных реакций ребенка:
1. __________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
5. ______________________________________________________________
16.4. Установите соответствие между колонками:
Запредельное торможение | 1. возникает когда тормозящим фактором является дополнительное условие. | |
Охранительное торможение | 2. формируется в результате неподкрепления посторонних стимулов, близких по своим параметрам к безусловному сигналу. | |
Угасательное торможение | 3. формируется при выработке запаздывающих следовых условных рефлексов, когда условный сигнал значительно опережает подкрепление. | |
Внутреннее торможение | 4. возникает при сверхсильных или длительно, монотонно действующих раздражителях, воздействие которых накапливается | |
Дифференцировочное торможение | 5. возникает при утомлении, проявляется в виде сна либо в виде снижения уровня внимания и сосредоточения | |
Запаздывательное торможение | 6. формируется при неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем. |
16.5. Перечислите свойства нервных процессов:
1. __________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________
16.6. Заполните таблицу «Соотнесение типов высшей нервной деятельности и темпераментов по Гиппократу»:
Свойства нервных процессов | Темпераменты по Гиппократу | |||
Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик | |
Сила | ||||
Уравновешенность | ||||
Подвижность |
16.7. И.П.Павлов на основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем выделил типы, свойственные только человеку (перечислите их):
1._______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
16.8. Дайте терминам определения:
Условный рефлекс - _______________________________________________
________________________________________________________________
Основные признаки условного рефлекса _______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доминанта - _____________________________________________________
________________________________________________________________
Торможение - ____________________________________________________
________________________________________________________________
Динамический стереотип - __________________________________________
________________________________________________________________
Ведущий орган психической деятельности - ___________________________
16.9. В понятии «готовность к обучению» выделяют три взаимосвязанных компонента, охарактеризуйте их:
Готовность к обучению
Физиологическая готовность | Психологическая готовность | Социальная готовность |
16.10. Вставьте в текст указанные ниже слова:
чтение, письменную речь письмо, мозговых механизмов, внимания, связная устная речь, запоминания
При поступлении в школу начинают усваиваться новые формы речевой деятельности —__________, ___________, ______________________ Эти новообразования обеспечиваются формированием к этому возрасту структурно-функциональной организации восприятия, произвольного ______________ и ____________. Особая роль принадлежит развитию ______________________ ______________, ответственных за связную устную речь, и ________________ __________ регулирующую функцию речи.
16.11. Выберите правильные варианты ответов в тестах, ответы оформите в виде таблицы (условные обозначения см. стр. 3)
Номер теста | ||||||||
ответ | ||||||||
Номер теста | ||||||||
ответ |
● 1. Вторая сигнальная система действительности – это ... :
а) совокупность условных рефлексов, вырабатываемых на конкретные раздражители;
б) совокупность безусловных рефлексов;
в) совокупность условных рефлексов, вырабатываемых на словесные раздражители.
● 2. Совокупность условных рефлексов, вырабатываемых на конкретные раздражители внешнего мира и составляющие основу конкретно-образного мышления, представляет собой ... :
а) вторую сигнальную систему действительности;
б) первую сигнальную систему действительности;
в) низшую нервную деятельность;
г) высшую нервную деятельность.
● 3. Специфической особенностью ВНД человека является наличие ... :
а) абстрактного мышления;
б) конкретного мышления;
в) инстинктов;
г) первой сигнальной системы.
● 4. Иррадиация нервных процессов более выражена ... :
а) в грудном периоде; б) в раннем детстве;
в) в первом детстве; г) во втором детстве.
● 5. Отличительной особенностью ВНД человека является ... :
а) наличие второй сигнальной системы; б) наличие первой сигнальной системы;
в) наличие динамических стереотипов; г) наличие инстинктов.
►6. Свойствами нервных процессов, учитывающимися при выявлении типа ВНД детей, являются ... :
а) иррадиация; б) уравновешенность;
в) подвижность; г) возбудимость; д) сила.
►7. Согласно классификации И. П. Павлова, выделяют следующие типы ВНД:
а) сильный, неуравновешенный; б) сильный; в) слабый;
г) сильный, уравновешенный, малоподвижный;
д) сильный, уравновешенный, подвижный;
е) слабый, уравновешенный, малоподвижный;
ж) сильный, уравновешенный.
♣ 8. Установите соответствие между периодом и изменением соотношения процессов возбуждения и торможения:
1) грудной период;
2) раннее детство;
3) первое детство;
4) второе детство;
5) подростковый период.
а) возбуждение значительно преобладает над торможением. Начинается формирование угасательного, дифференцированного и запаздывающего торможения;
б) возбуждение умеренно преобладает над торможением. Значительно улучшается формирование угасательного торможения;
в) происходит постепенное уравновешивание возбуждения и торможения. Интенсивно развиваются все виды условного торможения;
г) возбуждение значительно преобладает над торможением. Начинается формирование условного тормоза;
д) возбуждение значительно преобладает над торможением. Ухудшается выработка всех видов условного торможения.
♣ 9. Установите соответствие между возрастным периодом и особенностями развития первой и второй сигнальной системы действительности:
1) грудной период;
2) раннее детство;
3) первое детство;
4) второе детство;
5) подростковый период.
а) активное развитие первой сигнальной системы действительности в контакте с окружающей средой. Критический период для формирования второй сигнальной системы действительности. В контакте с человеческим обществом слово становиться интегратором первого, а затем второго порядка.
б) активное развитие первой и второй сигнальной системы действительности. В контакте с человеческим обществом слово становиться интегратором 3-го и 4-го порядка, тем не менее, первой сигнальная система преобладает над второй.
в) временное ухудшение ВНД с преобладанием второй сигнальной системы действительности над второй. Уменьшение активного словарного запаса, снижение способности к абстрактно логическому мышлению;
г) постепенное развитие первой сигнальной системы действительности в контакте с окружающей средой. Подготовительный этап развития речи;
д) вторая сигнальная система действительности развивается активнее первой. Происходит уравновешивание роли первой и второй сигнальной системы действительности в познании окружающего мира.
♣ 10. Установите соответствие между понятием и его характеристикой:
1) Вторая сигнальная система действительности – это ... ;
2) Низшая нервная деятельность – это ... ;
3) Высшая нервная деятельность – это ... ;
4) Первая сигнальная система действительности – это ... .
а) совокупность всех условных рефлексов;
б) совокупность условных рефлексов на словесные раздражители;
в) совокупность условных рефлексов на конкретные раздражители;
г) совокупность безусловных рефлексов.
♣11. Установите соответствие между типом ВНД и темпераментом:
1) слабый;
2) сильный, неуравновешенный;
3) сильный, уравновешенный, малоподвижный;
4) сильный, уравновешенный, подвижный.
а) флегматик;
б) меланхолик;
в) сангвиник;
г) холерик.
♣12. Установите соответствие между типом ВНД и активностью сигнальных систем:
1) художественный тип;
2) мыслительный тип;
3) средний тип.
а) активность первой и второй сигнальных систем действительности одинаковая;
б) преобладает первая сигнальная система действительности;
в) преобладает вторая сигнальная система действительности/
♦14. Установите последовательность формирования в онтогенезе индивидуальных характеристик, определяющих поведение человека:
а) характер;
б) тип ВНД;
в) поведение;
г) особенности свойств нервных процессов;
д) темперамент.
16.12. Назовите элементы рефлекторной дуги:
1 - _______________________________
2 - _______________________________
3 - _______________________________
4 - _______________________________
5 - _______________________________
16.13. Установите последовательность процессов:
1. Последовательность компонентов рефлекторной дуги: ___________________
а) эфферентный путь, б) центральная нервная система,
в) рецептор, г) эффектор,
д) афферентный путь
2. Последовательность миелинизации в онтогенезе: ____________________
а) волокна спинного мозга,
б) волокна мозжечка,
в) волокна больших полушарий,
г) периферические нервы
3. Последовательность созревания структур мозга в онтогенезе: _________________
а) большие полушария б) спинной мозг
в) задний мозг г) промежуточный мозг
16.14. Вставьте пропущенные слова в текст:
Слова: поведение, взаимодействие, обучение, усвоение, направленность, совокупность
Особенностью ВНД является ее __________________ на ___________________ с внешней средой. Это ___________________ нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознательную и неосознанную переработку информации, ее ______________ , приспособительное ___________ и ____________ в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе целенаправленному поведению в социуме.