Перечислите мероприятия по профилактике заболеваний мочевыделительной системы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.8. Выполните задания кроссворда:
1. Как называется процесс образования и выделения мочи из организма?
2. Парный орган, который располагается в поясничной области, на задней брюшной стенке, на уровне XII грудного, I—II поясничных позвонков
3. Что представляет собой тонкую соединительнотканную оболочку, расположенную кнаружи от жировой капсулы и имеющей два листка?
4. Воронкообразная полость, переходящая в воротах почки в мочеточник.
5. Что является основным структурным и функциональным элементом почки, в котором происходит образование мочи?
6. Как называется кровеносный сосуд, который подходит к капсуле Боумена — Шумлянского ?
7. Как называется процесс выделения глюкозы с мочой?
8. Как называется задержка формирования произвольной регуляции мочеиспускания ?
11.9. Выберите правильные варианты ответов в тестах, ответы оформите виде таблицы
Номер теста | ||||||||||
Правильный ответ |
►1. К системе органов выделения у человека относят:
а) кожу; б) почки; в ) легкие; г) слюнные железы.
►2. Вода, минеральные соли, жидкие конечные продукты обмена выбрасываются из организма с помощью органов:
а) пищеварения; б) выделения; в) дыхания; г) кровообращения.
►3. С мочой из организма выводятся биологически активные вещества:
а) инсулин, б) витамин С, в) гемоглобин, д) витамин А
· 4. Мочеточник открывается в полость:
а) почки, б) мочевого пузыря, в) брюшной полости г) грудной полости
5. За сутки у человека образуется ……….. первичной мочи
а) 15-50 л б) 50-100 л в) 150-180 л
►6. Фиксация почки (удержание ее в определенном положении) осуществляется…
а) кровеносными сосудами и оболочками,
б) повышенной эластичностью почечной фасции,
в) внутрибрюшным давлением, г) мышцами брюшного пресса,
д) благодаря утонченной жировой капсуле.
· 7. Больше всего потовых желез расположено:
а) на животе, груди, плечах и спине, б) на верхних и нижних конечностях
в) на ладонях, подошвах и в подмышечных впадинах.
г) в волосистой части головы, в промежности, в подмышечных впадинах
· 8. В почках вырабатываются гормоноподобные вещества:
а) ренин и эритропоэтин, б) мочевина и креатинин в) адреналин и норадреналин
· 9. Почка имеет форму:
а) фасоли, б) гороха, в) боба, г) семечки
· 10. У человека в обеих почках насчитывается…
а) более 1 млн нефронов. б) более 2 млн нефронов в) более 3 млн нефронов
Тема 12: ИММУНИТЕТ, ЕГО МЕХАНИЗМЫ и
СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ
Задания:
12.1. Продолжите предложения:
Иммунитет – это _____________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Клеточный иммунитет ________________________________________________
____________________________________________________________________
Гуморальный иммунитет ______________________________________________
____________________________________________________________________
Иммунологическая память _____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной структурной и функциональной единицей специфической иммунной системы является белая кровяная клетка — ___________________
В организме человека одновременно работают две иммунные системы, различающиеся своими возможностями и механизмом действия _______________
_____________________________________
Фагоцитарная реакция осуществляется с помощью специальных лейкоцитов, способных к ___________________
Гипофиз и эпифиз контролируют деятельность вилочковой железы и костного мозга.с помощью пептидных биорегуляторов — _________________________
12.2. Распределите термины с их значениями:
Антитела | А) Антитела, синтезирующиеся в организме при его отравлении токсинами (ядовитыми веществами, продуцируемыми патогенными микроорганизмами). | |
Антиген | Б) Микроорганизм, вещество, продукт питания или другая субстанция (например, пересаженные от другого организма ткани), несущие чужеродную для данного организма информацию, закодированную в структуре молекул белка. | |
Антитоксины | В)Иммунные тела, представляют собой циркулирующие в крови белковые вещества (иммуноглобулины), образующиеся в организме под действием попавших внего чужеродных тел (бактерий, вирусов, белковых частиц и др.), называемых антигенами. |
Вставьте пропущенные слова
В отличие от системы __________________ факторы неспецифической защиты у новорожденных выражены хорошо. Они _______________________ раньше специфических и берут на себя _________________________________________ плода и новорожденного. В околоплодных водах и в крови плода отмечается высокая активность ___________________________ - неспецифического фактора защиты, которая сохраняется до рождения ребенка, а затем снижается. Способность к образованию __________________________ сразу после рождения высока, на протяжении года она снижается, но с возрастом постепенно увеличивается и достигает максимума к 12-18 годам.
12.4. Опишите схему иммунного ответа:
I. ________________________________________________________________;
II. ________________________________________________________________;
III. ________________________________________________________________;
IV. ________________________________________________________________;
V. ________________________________________________________________;
VI. ________________________________________________________________;
VII. ________________________________________________________________;
1 - ____________________________;
2 - ____________________________;
3 - ____________________________.
12.5. Назовите органы иммунной системы:
12.6. Существуют четыре основных типа иммунитета:
естественный пассивный иммунитет __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
приобретенный пассивный иммунитет — ______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
естественный активный иммунитет — ________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
приобретенный активный иммунитет — ______________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
12.7. Перечислите неспецифические факторы защиты:
_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.8 . Почему у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции? _________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.9. Заполните таблицу:
Признаки ослабленного иммунитета | Причины ослабления иммунитета | способы укрепления иммунитета |