Занятие 2. Перед началом устройства ребёнка в семью.

Цели занятия:

• подготовить родителей к встрече со специалистами, отвечающими за устройство ребёнка в семью;

• предоставить информацию о том, что важно узнавать о ребёнке, прежде чем принять решение об устройстве его в семью;

• описать чувства, возникающие при передаче ребёнка в семью у всех участников этого процесса;

• способствовать оценке ресурсов своей семьи, областей риска и готовности к изменениям в связи с появлением ребёнка;

• сформировать навык отражения чувств.

План занятия

1. Приветствие и разминка

2. Мозговой штурм «Что нужно знать перед первой встречей с ребёнком?»

3. Упражнение «Чувства»

4. Мозговой штурм «Что изменится в вашей жизни с приходом ребёнка?»

5. Упражнение «Новая машинка»

6. Подведение итогов и обратная связь

1. Приветствие и разминка

Цели

• включить слушателей в работу;

• напомнить имена участников

Форма проведения

• Разминка (модифицированная версия упражнения «Снежный ком», см. занятие 1)

Материалы

• Не требуются

Содержание

Ведущий приветствует участников, и предлагает им вспомнить имена друг друга в игровой форме. Ведущий напоминает правила упражнения «Снежный ком» (см.занятие 1), и предлагает провести эту же игру, но только теперь каждый участник к своему имени должен добавить прилагательное, которое подходит или как-то характеризует участника, и начинается с той же буквы, что и имя. Например: «Олег отважный», «Надежда находчивая». Повторять имена других также нужно вместе с прилагательным. Разрешается подсказывать и помогать друг другу.

2. Мозговой штурм «Что нужно знать перед первой встречей с ребёнком?»

Цель

• подготовить родителей ко встрече со специалистами, отвечающими за устройство ребёнка в семью;

Форма проведения

• Мозговой штурм

Материалы

• чистый лист бумаги, ручки;

• памятка приёмного родителя «Не забудьте спросить перед первой встречей с ребёнком» для каждого участника.

Памятка приёмного родителя Не забудьте спросить перед первой встречей с ребёнком • У какого специалиста Вы всегда можете получить консультацию? • С кем из специалистов Вы будете контактировать в будущем? • Какое полное имя ребёнка, есть ли у него какое-нибудь особое имя? • Какой точный возраст ребёнка? • По каким причинам ребёнок нуждается в устройстве в приёмную семью? • Каков план устройства ребёнка? • Когда примут решение по его устройству? • Подвергался ли ребёнок жестокому обращению (если да, то, что с ним случилось)? • Каково мнение ребёнка о его устройстве в приёмную семью, как ребёнок реагирует на происходящее? • Каков социально-правовой статус ребёнка? • Какова ситуация в биологической семье ребёнка? • Находился ли ребёнок в других государственных учреждениях (детскийдом, дом малютки), как долго? • Есть ли у ребёнка братья и сестры? Другие родственники? • Есть ли у ребёнка трудности со здоровьем? Если да, то какие? • Какова успеваемость ребёнка в школе(если он учится)? • Чем интересуется ребёнок? • Есть ли какие-либо проблемы в его поведении? • Есть ли у ребёнка регистрация, где? В каком состоянии находится жильё? • Какие документы для устройства ребёнка в Вашу семью нужно подготовить уже сейчас?




Содержание

Мозговой штурм можно проводить в общей группе, записывая все возникающие предложения на листе ватмана. Задача участников – определить, что обязательно должны узнать будущие приёмные родители о ребёнке перед первой встречей с ним. На этапе анализа идей, ведущий помогает упорядочить вопросы и объединяет их в три основные категории:

• вопросы социально-правового характера: информация о статусе ребёнка и его родственниках, вопросы гражданства, регистрации, плана устройства

ребёнка в семью и т.д.;

• вопросы о здоровье ребёнка: актуальное состояние здоровья, наличие хронических заболеваний, аллергий, особенности физического развития ребёнка и пр.;

• вопросы психолого-педагогического характера: характер ребёнка, особенности его поведения и эмоциональных реакций, увлечения, наличие трудностей с учёбой и т.д.

После обобщения идей, ведущий раздаёт участникам памятку «Не забудьте спросить перед первой встречей с ребёнком». Памятка состоит из наиболее важных вопросов, которые необходимо задать специалисту перед первой встречей с ребёнком. При необходимости, ведущий дополняет результаты мозгового штурма вопросами из списка, если что-то важное ещё не прозвучало. Завершая обсуждение, нужно ещё раз подчеркнуть, что перед первой встречей с ребёнком семья должна получить необходимые сведения о нём у специалистов. Специалисты, в свою очередь, обязаны предоставить все сведения о ребёнке (при условии, что у семьи имеются необходимые документы).

Методические рекомендации

Часто будущие приёмные родители очень волнуются перед встречей с ребёнком и забывают спросить о том, что является важным для принятия решения об устройстве, или о тех особенностях ребёнка, знание которых поможет при установлении контакта с ним. Поэтому можно рекомендовать будущим слушателям брать памятку со списком вопросов на встречу со специалистами учреждения, где находится ребёнок.

3. Упражнение «Чувства»

Цель

• проанализировать чувства всех участников процесса передачи ребёнка в приёмную семью.

Форма проведения

• работа в небольших группах, групповая дискуссия.

Материалы

• чистые листы бумаги, ручки по количеству групп.

Содержание

Ведущий делит участников на группы. Командам даётся задание обсудить и записать чувства, которые, по их мнению, испытывают участники процесса устройства ребёнка в приёмную семью. Каждая команда получает одну из категорий: дети, замещающие родители, кровные родители, специалисты, работающие с детьми (психологи, воспитатели, специалисты по социальной работе, инспектора отделов опеки). Время на работу в команде – 10-15 минут.

После завершения работы каждая команда представляет остальным результаты своего обсуждения. Затем все участники обсуждают, что общего и различного в чувствах каждой группы, как знание и понимание чувств каждого может в процессе устройства ребёнка в семью.

Методические рекомендации

Как правило, в чувствах разных участников процесса будет много общего. Важно подчеркнуть это, а также поставить акцент на том, что понимание чувств другого человека помогает в процессе устройства ребёнка в семью.

4. Мозговой штурм «Что изменится в вашей жизни с приходом ребёнка?»

Цель

• способствовать осознанию того, какие изменения произойдут в жизни с появлением приёмного ребёнка;

• способствовать оценке ресурсов своей семьи и готовности к изменениям.

Форма проведения

• Мозговой штурм в малых группах, общая дискуссия

Материалы

• Чистые листы бумаги, ручки по количеству малых групп

Содержание

Участники занятия делятся на две команды. Разделить участников можно, предложив им рассчитаться на «яблоки» и «апельсины». Яблоки образуют одну команду, апельсины – другую. Каждая команда получает задание собрать как можно больше идей о том, что измениться в жизни их семьи после появления приёмного ребёнка. К каждой команде присоединяется один из ведущих, который помогает организовать мозговой штурм. Время на работы в командах– 10-15 минут.

После этого каждая команда представляет всем результаты своей работы. Ведущие организуют обсуждение, которое должно помочь участникам представить ситуацию более детально. Например, можно предложить задуматься над тем, как изменится обычный распорядок дня: время подъёма, режим питания, работа, занятия в вечернее время. Как изменится семейный бюджет, виды досуга, проведение отпуска. Возможно, кому-то из членов семьи придётся потесниться, т.к. ребёнку будет необходимо собственное пространство. Помимо этого, может измениться характер отношений в семье, круг общения. Когда составлен большой список изменений, ведущий предлагается каждому задуматься, а готов ли он и его семья к таким значительным изменениям в жизни? Есть ли что-то, от чего будет сложно отказаться, даже ради появления ребёнка в семье? Можно дать участникам время подумать, а затем предложить поделиться своими размышлениями и переживаниями.

Подводя итоги упражнения, ведущий подчёркивает, что цель этого упражнения – способствовать оценке ресурсов своей семьи и готовности к изменениям.

Методические рекомендации

Обычно данное упражнение вызывает у слушателей эмоциональный отклик.

Важно стимулировать участников к осознанию и оценке своей готовности к значительным изменениям в жизни. При этом нужно оставаться корректным, т.к. есть опасность, что такое обсуждение может восприниматься как «запугивание». Необходимо помнить, что изменения могут быть как негативные, так и позитивные.

5. Упражнение «Новая машинка»

Цель

• сформировать представление о том, для чего важно обращать внимание на чувства ребёнка;

• потренировать навык отражения чувств.

Форма проведения

• Мини-ролевая игра

Материалы

• Не требуются

Содержание

Ведущий предлагает участникам следующую ситуацию: «Представьте себе, что Ваш четырёхлетний ребёнок (Миша) прибегает в слезах и говорит, что соседский мальчик Вася сломал его новую машинку, которую Вы подарили Мише на день рождения». Ведущий берёт на себя роль Миши, и от имени ребёнка обращается по очереди к каждому участнику тренинга, предлагая отреагировать на обращение ребёнка от имени родителя. Задача второго ведущего – отмечать реакции участников, чтобы можно было к ним обратиться во время обсуждения.

Методические рекомендации

Исполняя роль ребёнка, постарайтесь ярко и понятно изобразить его эмоции и переживания по поводу сломанной машинки (чувства обиды, гнева, утраты).

Обсуждение

Задача обсуждения – сформировать у родителей представление о том, как важно обращать внимание на чувства и переживания ребёнка, что такое навык отражения чувств и как пользоваться этим навыком. Примерный план обсуждения может включать следующие тезисы и вопросы ведущего к слушателям:

Чаще всего в подобных ситуациях, мы реагируем на саму ситуацию и пытаемся найти способ её исправить, либо пытаемся успокоить ребёнка разными способами (предложить ему новую машинку, просить не плакать и расстраиваться, и пр.) Но намного эффективнее будет, если мы обратим внимание на чувства и эмоции, которые в настоящий момент испытывает ребёнок. Давайте подумаем, какие чувства сейчас испытывает Миша?

Пусть участники подумают и назовут основные переживания. Среди них обязательно должны прозвучать эмоции гнева (злости), обиды, переживания по поводу утраты машинки.

В ситуациях, когда ребёнок испытывает сильные чувства, наиболее эффективной реакцией взрослого будет отразить его переживания. Это можно сделать, просто назвав ребёнку его чувства. Это необходимо делать в утвердительной и безоценочной форме, продемонстрировав Ваше понимание и сочувствие; можно также связать чувства с событием. Например: «Ты огорчен и тебе жалко машинку», «Ты разозлился на то, что Вася сломал твою машинку», «Ты расстроен», «Тебе обидно», «Ты сердишься на Васю», «Вася сломал твою машинку, и ты очень расстроился». Также, Вы можете присоединиться к чувствам ребёнка и показать, что Вы ему сочувствуете, например: «Да, я тебя понимаю, мне тоже жалко машинку». Продемонстрировать своё сочувствие ребёнку Вы можете и невербальными способами: обняв ребёнка, взяв его за руку и др.

Это может показаться очень простым, но именно такие реакции являются наиболее эффективными. Ведь, используя навык отражения чувств и присоединения к ним, Вы:

• показываете ребёнку, что Вам небезразличны его переживания;

• помогаете ребёнку понять его чувства;

• помогаете ребёнку пережить ситуацию, снизить остроту переживаний.

Этот простой навык можно использовать в самых разных ситуациях: когда ребёнок расстроен, огорчён, рассержен, обижен, испуган, разочарован, испытывает отчаяние, тревогу, раздражение, стыд, вину и т.д. Навык будет полезен и в ситуациях, когда ребёнок испытывает положительные эмоции: радость, гордость, интерес, удивление, счастье и т.д. Кроме того, этот же навык поможет и при общении со взрослыми.

Если среди реакций участников тренинга были «правильные» ответы, обязательно отметьте их и похвалите слушателей. Вы можете поделиться своими ответными реакциями на их фразы. Также, в ходе обсуждения также можно разобрать наиболее типичные ошибки родителей (в том числе из прозвучавших вариантов ответов), например:

• «Успокойся», «Подумаешь, ерунда какая!» – такие фразы демонстрируют ребёнку, что Вам безразличны его чувства;

• «Не плачь, ты же мужчина», «Нельзя так расстраиваться из-за какой-то машинки» – подобные реакции несут в себе запрет на проявление чувств;

• «Я куплю тебе новую машинку», «Пойдём, разберемся с Васькой» – такие ответы являются реакцией на ситуацию, а не чувства ребёнка.

• «Сам виноват, нечего было с такой дорогой машинкой во дворе играть», «А зачем ты вообще Ваське машинку давал?» – за этими ответами кроется обвинение ребёнка и нежелание ему помочь.

6. Подведение итогов и обратная связь

Проводится по аналогии с предыдущим занятием.

Приложение 5

Наши рекомендации