Сообщение «Тренинг как форма обучения»

Что такое тренинг? Тренинг – это форма обучения, которая предполагает активное участие «учеников» и обычно осуществляется в небольшой группе. В тренинге преимущественно используются такие формы работы, как практические упражнения, дискуссии, ролевые игры (когда участникам предлагается сыграть роли ребёнка, родителя, воспитателя и др. в заданной ситуации). Теоретическая информация предоставляется небольшими блоками, в виде мини-лекций. Т.е., говоря простыми словами, тренинг – это обучение через опыт.

Почему мы выбрали тренинг как форму обучения в школе замещающих родителей? Для этого есть несколько причин. Во-первых, большинство участников школы замещающих родителей – это взрослые люди, многие уже являются родителями, и поэтому обладают большим опытом и знаниями. Тренинг позволяет нам научиться не только у «учителей», но и друг у друга. Во-вторых, было доказано, что эффективность обучения на тренинге в несколько раз превышает эффективность теоретического обучения, поскольку лучше запоминается то, что мы однажды попробовали сделать сами. В третьих, тренинг позволяет нам приобрести не только знания, но и новые навыки, новые модели поведения. Есть ещё много других причин, но это, пожалуй, главные.

Что это потребует от участников? От вас потребуется активность, открытость, готовность выполнять практические упражнения и делиться своими переживаниями, не бояться делать ошибки и анализировать их. Также, от всех участников тренинга потребуется соблюдение определённых правил, о которых мы расскажем чуть позже.

Что это даст участникам? Помимо тех преимуществ тренинга, которые мы уже назвали, такая форма работы позволяет участникам ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом и получить поддержку от других участников группы, когда мы в этом нуждаемся. После завершения занятий, семьи часто продолжают общаться друг с другом. Это может быть особенно важно тогда, когда у вас появится приёмный ребёнок. Для нас всех очень важно получать поддержку (или просто дружить) со стороны своих единомышленников, поскольку они хорошо понимают проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Также, такие занятия помогают нам больше узнать о Вашей семье, и в будущем, на этапе сопровождения, это позволит нам предоставлять помощь максимально эффективно.

Далее, ведущий предлагает участникам познакомиться с расписанием занятий (необходимо раздать расписание каждому участнику) и делает краткий обзор программы Школы замещающих родителей. В своём сообщении, ведущий должен раскрыть следующее:

• для каждой темы, коротко сообщить о том, чему посвящено занятие и кто его проводит;

• ещё раз подчеркнуть, что помимо новых навыков и информации, школа замещающих родителей даёт возможность примерить на себя роль приёмного родителя и ещё раз задуматься: «А справимся ли мы?» Принятие ребёнка в семью– это важный шаг, за который мы, взрослые, несём ответственность. К сожалению, у этой благородной идеи есть оборотная сторона, когда семья не справляется с новой обязанностью и вынуждена принять решение о возврате ребёнка в учреждение. Такой шаг всегда является травмирующим не только для ребёнка, но и для семьи. Поэтому мы открыто говорим о том, что даже если, пройдя обучение школе приёмных родителей, кто-то решит «пожалуй, пока наша семья не готова к такому шагу» – это положительный результат. Лучше принять такое решение ещё до того, как ребёнок окажется в Вашей семье.

3. Правила работы в группе

Цель

• Определить правила работы на занятиях

Форма проведения

• Сообщение ведущего, дискуссия

Материалы

• Плакат «Правила работы в группе»

Содержание

Ведущий сообщает участникам следующее:

Поскольку мы будем работать вместе, нам нужно договориться о некоторых

правилах взаимодействия во время наших занятий. Это позволит нам чувствовать себя комфортно, а также использовать время максимально эффективно (ведущий показывает на плакат «Правила работы в группе»).

Правила работы в группе
Сообщение «Тренинг как форма обучения» - student2.ru

Ведущий коротко поясняет каждое правило. Это важно сделать, поскольку,

хотя предлагаемый набор правил и является стандартным для тренингов, не все участники школы приёмных родителей могут быть с ними знакомы.

• Пунктуальность: правило означает, что занятия начинаются и заканчиваются вовремя, включая время перерыва; если кто-то из участников задерживается или кому-то нужно уйти пораньше, об этом необходимо предупредить ведущих.

• Право на собственное мнение: правило означает, что каждый имеет право высказать свою точку зрения; многие вопросы, которые будут обсуждаться в ходе занятий, не имеют однозначного ответа, поэтому мы не ставим цели и не пытаемся никого ни в чём убеждать.

• Взаимное уважение: правило проявляется в том, что мы выслушиваем друг друга (не перебиваем), уважаем мнение других участников и избегаем оценочных суждений.

• Конфиденциальность: правило означает, любая личная информация, которой мы будем делиться во время занятий, не должна выноситься за пределы аудитории; это касается как историй о детях и родителях, которые будет рассказывать ведущий, так и личных историй и чувств участников группы.

• Активность: правило необходимо для того, чтобы занятия прошли наиболее эффективно; для этого необходимо активно участвовать в упражнениях, ролевых играх и дискуссиях; важно помнить, что обучение в тренингах происходит через опыт и личное участие.

• Право ведущего остановить любого участника: ведущий отвечает за выполнение программы и соблюдение временных границ занятия, поэтому он может прервать любое обсуждение и ограничивать участников в высказываниях, чтобы перейти к следующей части.

• Ограничение на разговоры по мобильному телефону: правило означает, вовремя занятия все звуковые сигналы должны быть отключены, разговоры по мобильному телефону в аудитории не допускаются; если нужно ответить на звонок, можно выйти из аудитории.

Обсуждение

Обсуждение правил проходит по следующей схеме:

Сначала участники могут задать вопросы относительно предложенных правил. Затем ведущий спрашивает, есть ли необходимость добавить ещё какие-либо правила на время тренинга. Обязательным условием для добавления нового правила является согласие группы. Помимо этого, ведущий должен помнить, что устанавливать можно только реалистичные правила, и правила, которые помогут участникам чувствовать себя безопасно и комфортно. Например, группа может добавить правило добровольного участия в упражнениях или право участника отказаться от выполнения какого-либо упражнения.

После того, как все предложения приняты, ведущий еще раз напоминает, что

участники должны придерживаться этих правил во время занятий, а ведущий

будет следить за их выполнением.

После обсуждения правил работы в группе, ведущий напоминает участникам о том, что есть ещё одно важное условие: право на получение свидетельства о прохождении подготовки будут иметь слушатели, посетившие не менее 75 % занятий. Присутствие участников будет отмечаться на каждом занятии.

Методические рекомендации

Задачей ведущих на протяжении всех последующих занятий является следить за соблюдением правил. Плакат с правилами должен находиться в учебном помещении до конца занятий, т.к. время от времени к нему придётся обращаться и напоминать участникам о правилах.

4. Упражнение «Снежный ком»

Цели

• Познакомиться друг с другом и запомнить имена всех участников;

• способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе и развитию групповой динамики.

Форма проведения

• Групповое упражнение

Материалы

• Не требуются

Содержание

Начинается упражнение с того, что ведущий называет свое имя. Сидящий справа от него называет сначала имя ведущего, затем свое. Его сосед справа повторяет имя ведущего, имя соседа слева, затем называет свое имя. И так далее по кругу: список повторяемых имен увеличивается с каждым новым участником. Заканчивается игра, когда ведущий, который начинал круг, назовет имена всех.

Методические рекомендации

Чтобы участники чувствовали себя комфортнее, предупредите, что это не проверка памяти, разрешите помогать друг другу. Чем менее напряженно проходит игра, тем лучше для сплочения группы.

5. Упражнение «Надежды и опасения»

Цель

• Осознать свои опасения и надежды, связанные с участием в Школе замещающих родителей и приходом ребёнка в семью.

Форма проведения

• Групповое упражнение

Материалы

• Листы бумаги с липким слоем небольшого формата двух разных цветов;

плакат «Дерево надежд и опасений» со схематичным изображением дерева.

Содержание

Каждому участнику выдаётся два небольших листа бумаги с липким слоем, разного цвета (например, красный и жёлтый). Ведущий предлагает каждому участнику подумать, какие у него есть надежды и опасения относительно участия в Школе замещающих родителей, а также относительно своей будущей роли приёмного родителя. На листочке одного цвета (например, на красном) необходимо написать свои надежды, на листочке другого цвета – свои опасения. Далее участники прикрепляют свои «опасения» и «надежды» на плакат. На плакате заранее можно схематично изобразить дерево. После того, как все участники прикрепят свои листочки на «дерево», желающие могут рассказать в общем кругу о своих опасениях и надеждах. Ведущий может резюмировать сказанное участниками и ответить на те ожидания, которые требуют ответа.

Методические рекомендации

«Дерево надежд и опасений» может оставаться на видном месте в течение всех последующих занятий Школы замещающих родителей. К нему можно возвращаться на дальнейших занятиях, добавляя что-то новое или анализируя уже имеющиеся варианты. Также, предупредите, что на последнем занятии участникам будет предложено вернуться к своим надеждам и опасениям, чтобы посмотреть, произошли ли какие-либо изменения.

6. Упражнение «Знакомство в парах»

Цели

• Способствовать более близкому знакомству участников тренинга;

• создать атмосферу доверия и поддержать мотивацию на посещение дальнейших занятий школы замещающих родителей.

Форма проведения

• Работа в парах, работа в группе

Материалы

• Небольшие предметы, которые могут быть объединены в пары, по количеству участников. Например, это могут быть:

- конфеты разных сортов, по две конфеты каждого сорта;

- разрезанные на две части рисунки и пр.;

• плакат с вопросами «Знакомство в парах».

Содержание

Сначала необходимо разбить участников на пары. Для этого, ведущий случайным образом раздаёт участникам конфеты (половинки фраз, рисунков) так, чтобы каждый получил по одному предмету. Можно предложить участникам самим вынимать предметы из непрозрачного пакета или коробки. Затем ведущий предлагает участникам найти человека с такой же конфетой (второй половиной фразы или рисунка) и сесть рядом. Когда все участники объединились в пары, ведущий предлагает рассказать друг другу о себе, ответив на следующие вопросы (вопросы желательно заранее написать на плакате, который должен оставаться на виду на протяжении всего знакомства):

• как Вас зовут, кто Вы по профессии, и кто члены Вашей семьи?

• что Вы любите делать в свободное время?

• как и почему Вы решили стать замещающим родителем?

Ведущий предупреждает, что после «знакомства» каждый должен будет представить своего собеседника всем остальным участникам тренинга. Каждому участнику на рассказ о себе даётся 3-5 минут, таким образом, общее время работы в паре – 7-10 минут. После работы в парах участники представляют друг друга в общем круге. Завершая упражнение, ведущий должен поблагодарить всех за участие. Также, может оказаться важным подчеркнуть, что здесь собрались очень разные люди, но всех объединяет желание стать замещающими родителями.

Методические рекомендации

Пришедшие на занятие семейные пары нужно «разбить», чтобы во время этого упражнения они не оказались вместе. Если количество участников нечётное, один из ведущих принимает участие в знакомстве.

7. Мозговой штурм «Ребёнок, оставшийся без попечения родителей»

Цель

• Предоставить информацию о причинах, по которым дети остаются без попечения родителей, о том, какие жизненные трудности им пришлось преодолеть.

Форма проведения

• Мозговой штурм (работа в группе)

Материалы

• Чистый лист бумаги, ручка

Содержание

Поскольку это первый мозговой штурм, то перед началом упражнения ведущий объясняет участникам правила мозгового штурма:

• «мозговой штурм» – это упражнение, в котором участники высказывают свои идеи/представления по заданной теме, а ведущий записывает их;

• основная задача мозгового штурма – собрать как можно больше идей;

• во время мозгового штурма допустимы любые идеи, они не обсуждаются и не оцениваются до окончания «штурма»;

• любой участник может высказать столько идей, сколько захочет, при этом, желательно, чтобы каждый сказал хотя бы один раз;

• допустимы повторения (однако они могут не записываться);

• обсуждение возможно только после того, как закончен этап сбора идей.

Ведущий предлагает провести мозговой штурм в большой группе, когда участники по очереди высказывают свои идеи, а ведущий записывает их на листе бумаги. Задачей данного мозгового штурма является написать как можно больше причин, по которым дети остаются без попечения родителей и нуждаются в устройстве в замещающую семью.

Когда все идеи записаны, ведущий обобщает собранную информацию, подчёркивает наиболее распространённые причины, а также вносит дополнения. Основная задача обсуждения – подвести участников к выводу, что причины, по которым дети оказываются в интернатных учреждениях, самые различные и связаны с тяжёлым периодом в жизни ребёнка. Одной из задач устройства ребёнка в семью является помощь ребёнку в преодолении тяжёлых переживаний, а также предоставление ребёнку положительного опыта жизни в семье.

Методические рекомендации

Ведущий должен выделить основные причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Среди них:

• употребление родителями (единственным родителем) наркотиков;

• злоупотребление родителями (единственным родителем) алкоголем;

• лишение родителей (единственного родителя) родительских прав вследствие жестокого обращения с ребёнком или пренебрежения его нуждами;

• отказ родителей от ребёнка вследствие нежелания или невозможности заботиться о нём;

• наличие у родителей (единственного родителя) заболеваний, препятствующих осуществлению заботы о ребёнке;

• пребывание родителей (единственного родителя) под стражей или в тюремном заключении;

• потеря семьёй жилья, потеря работы, крайне низкий материальный доход семьи;

• смерть одного или обоих родителей.

Также, ведущий может отметить, что подавляющее большинство детей, находящихся в интернатных учреждениях, относятся к категории «социальные

сироты». Это означает, что родители этих детей живы, но не воспитывают своих детей по разным причинам, часто они лишены родительских прав.

8. Мозговой штурм «Психологический портрет приёмного родителя»

Цель

• Сформировать у участников тренинга представления об основных качествах приёмного родителя.

Форма проведения

• Мозговой штурм (работа в нескольких подгруппах)

Материалы

• Чистые листы бумаги, ручки (по количеству подгрупп)

Содержание

Ведущий делит участников на две-три команды, примерно по 2-3 человек в команде. Каждая команда проводит мозговой штурм, отвечая на вопрос: какими качествами должен обладать приёмный родитель? Основная задача, которую ставит ведущий перед участниками – собрать как можно больше разных идей. Каждой команде выдаётся один лист бумаги, чтобы участники записывали все возникающие у них идеи. На проведение такого мозгового штурма отводится 7-10 минут.

После этого ответы команд вывешиваются на доске, и каждая команда по очереди представляет и комментирует свои идеи. Таким образом, создаётся портрет«идеального приёмного родителя».

Методические рекомендации

В процессе обсуждения ведущий может подчеркнуть, что быть приёмным родителем – непростая задача, и эта роль требует многих качеств, знаний и умений. К важным качествам приёмного родителя, в частности, относят:

• умение быть чувствительным к потребностям ребёнка;

• умение понимать причины трудного поведения ребёнка;

• умение строить доверительные отношения с ребёнком;

• умение преодолевать конфликтные ситуации;

• готовность к сотрудничеству со специалистами;

• навыки эффективного общения с другими людьми и с детьми;

• гибкость мышления, отсутствие жёстких взглядов и установок;

• умение принимать ребёнка, проявлять любовь, заботу, терпение;

• желание и готовность воспитывать ребёнка и др.

9. Мини-дискуссия «Качества приёмного родителя»

Цель

• Побудить участников оценить себя как потенциальных приёмных родителей, осознать свои ресурсы и области риска.

Форма проведения

• Групповая дискуссия

Материалы

• Результаты мозговых штурмов «Ребёнок, оставшийся без попечения родителей» и «Психологический портрет приёмного родителя»;

• плакат «Качества приёмного родителя».

Содержание

Ведущий предлагает участникам ещё раз посмотреть на результаты предыдущих мозговых штурмов и ответить на вопросы (плакат «Качества приёмного родителя»):

• обладает ли наша семья всеми качествами «идеального приёмного родителя»?

• каковы наиболее сильные стороны нашей семьи, которые помогут нам стать приёмными родителями?

• каковы области риска, и есть ли трудности, с которыми мы пока не готовы столкнуться?

Ведущий даёт участникам некоторое время, чтобы подумать над ответами, а затем предлагает желающим поделиться своими размышлениями с другими участниками. Когда все участники высказались, ведущий обобщает услышанное. При этом нужно отразить, что не существует «идеальных» семей: у всех есть свои сильные стороны и области риска. Но всегда важно помнить, что определенные качества будут помогать воспитывать приёмного ребёнка. Также, наша задача заключается в том, чтобы реалистично оценивать свои силы, знать свои слабые стороны, не браться за невыполнимые задачи и не боятся обращаться за помощью к специалистам, когда не можешь самостоятельно справиться с ситуацией.

10. Подведение итогов и обратная связь

Цель

• Обобщить знания и навыки, приобретённые на занятии.

Форма проведения

• Работа в группе

Материалы

• Не требуются

Содержание

Ведущий делает краткий обзор вопросов, которые были затронуты на занятии. Затем каждый участник тренинга говорит о том, что для него оказалось наиболее важным на данном занятии, и как он себя сейчас чувствует. Ведущий благодарит всех за активное участие и анонсирует темы, которые будут затронуты на следующем занятии.

Приложение 4

Наши рекомендации