Раздел 4. расмотрение порядка приема и оказания помощи несовершенолетним
Основным критериями при определении несовершеннолетних и семей, находящиеся в социально опасном положении, являются:
¾ Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители не исполняют или исполняют обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего ненадлежащим образом;
¾ Несовершеннолетний воспитываться в семье, где родители злоупотребляют родительскими правами или побуждают его к совершению противоправных действий;
¾ Несовершеннолетний воспитывается в семьей, где родители отрицательно влияют на его поведение;
¾ Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны членов семьи, родственников или лиц, проживающих совместно с ними, но не являющиеся родственниками;
¾ Несовершеннолетний совершает правонарушения или антиобщественные действия
¾ Несовершеннолетний находиться в обстановке, представляющий опасность для его жизни или здоровью либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию [3].
Источниками информации о наличии фактов социального опасного положения являются:
¾специалисты субъекта профилактики в ходе выполнения служебных обязательств (Приложение А);
¾профилактические рейды, проводимые субъектами профилактики в местах массового пребывания несовершеннолетних и молодежи;
¾обращение несовершеннолетнего;
¾обращение родителей;
¾сообщение от граждан, государственных и общественных организациях в устной или письменной форме, а так же с использованием «телефонов доверия» «горячих линий» и т.п.;
¾информация из средств массовой информации и информационно—коммуникативной сети «Интернет».
Информация о несовершеннолетних и семьях, находящемся в социально опасном положении, поступающая в субъекте профилактики, независимо от того, в какой форме на поступила – устной или письменной, регистрируется специалистом данного субъекта профилактики в журнале учета поступивших сведений о несовершеннолетних, оказавшиеся в социально опасном положении (Приложение Б), если иное не предусмотрено локальными актами субъекта профилактики [8].
С целью получения подробных сведений о несовершеннолетних и семьях в соответствии с полномочиями субъекта профилактики осуществляется подбор документов, который состоит из получения при необходимости:
¾ копий документа, удостоверяющих личности, степень родства и т.д.;
¾ документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего;
¾ сведений из образовательной организации, иных организаций, которые посещает несовершеннолетний;
¾ сведений о регистрации по месту жительства или месту пребывания и характеристик жилой площади;
¾ обзорных справок, объяснений, актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи;
¾ сведений о привлечении к административной и(или) уголовной ответственности;
¾ характеристик с места жительства или места работы родителей.
Субъекты профилактики по запросу субъекта профилактики, выявившего случай социально опасного положения, в течение 7 рабочих дней с момента получения сообщения представляют имеющиеся у них информацию о несовершеннолетнем и его семье [4].
Если ведения указывают на то, что несовершеннолетний и(или) его семья относятся к категории находящиеся в социально опасном положении, субъект профилактики, выявивший социально опасное положение, готовит заключение о необходимости организации индивидуальной программы реабилитации (Приложение В) и направляет его в комиссию.
Если содержание информации о фактах социально опасного положения, полученной субъектом профилактики, позволяет сделать вывод, что жизни и здоровью несовершеннолетнего угрожает реальная опасность субъект профилактики организует немедленную проверку с выходом в адрес места жительства несовершеннолетнего, на место происшествия. Соответствующая информация незамедлительно направляется в отдела опеки и попечительства местных администраций внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и органы внутренних дел для проведения проверки [8].
Результат проверки поступившей информации о наличии фактов социально опасного положения фиксируется в журнале учета поступивших сведений о несовершеннолетних, оказавшиеся в социально опасном положении. При этом инициатор сигнала о предполагаемом факторе социально опасного положения информируется о результата проверки.
Основания для проведения индивидуальной профилактической работы являются:
¾ заявление несовершеннолетнего либо его родителей;
¾ приговор, определение или постановление суда;
¾ постановление комиссии, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
¾ документы, послужившие основанием для помещения несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики;
¾ заключение, утвержденное руководителем органа системы профилактики, но результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений [6].
Сроки проведения индивидуальной профилактической работы:
¾ до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, антиобщественным действиям, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних;
¾ до достижения 18-летнего возраста;
¾ наступление других обстоятельств.
Индивидуальная программа реабилитации с несовершеннолетним и с семьей оказавшимися в социально опасном положении и нуждающимся в социально-правовой помощи, социальной реабилитации, осуществляют посредством психолого-педагогического, медико-социально-правового и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов услуг [5].
Информация об индивидуальной программе реабилитации подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. При организации мероприятия по индивидуальной профилактике с несовершеннолетним и семьей, оказавшимися в социально опасном положении, ответственным субъектом профилактики должно быть получено согласие лица на обработку персональных данных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При получении заключения субъекта профилактики, о несовершеннолетнем, находящемся в социально опасном положении, комиссия на ближайшем заседании выносит:
¾ выносит решение о наличии в социально опасном или отсутствии необходимости проведения индивидуальной программы реабилитации с несовершеннолетним и семьей;
¾ определяет субъект профилактики, ответственный за организацию индивидуальной программы реабилитации, который формирует карту индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и семьей, находящимися в социально опасном положении (Приложение Г), а также разрабатывает план индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и семьей, находящимися в социально опасном положении. План разрабатываться на основе предложений, поступившему ответственному субъекту от иных субъектов профилактики, участие которых в индивидуальной программе реабилитации определено на заседании комиссии;
¾ определяет органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участие которых необходимо в индивидуальной программе реабилитации.
Постановление комиссии о необходимости проведение индивидуальной профилактической работы в течение 10рабочих дней направляется для исполнения в орган, созданный при комиссии для реализации мероприятий по индивидуальной профилактике [8].
Ответственный субъект профилактики в рамках деятельности органа, созданного при комиссии для реализации мероприятий по индивидуальной программе:
¾ в течение 10 рабочих дней изучает социально-бытовые и материальные условия несовершеннолетнего и семьи, социальное окружение, проблемы взаимодействия между членами семьи, разрабатывает проект межведомственного плана индивидуальной программы реабилитации с несовершеннолетним и с семьей и направляет его в комиссию;
¾ после согласования на ближайшем заседании комиссии, привлекает для участия в реализации плана индивидуальной программы реабилитации других специалистов, организует контроль его выполнения;
¾ не позднее 5 рабочих дней после утверждения направляет согласованным план индивидуальной программы реабилитации с несовершеннолетним и семьей, находящемся в социально опасном положении, в субъект системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участвующие в совместной реализации плана.
Итоги реализации мероприятий плана индивидуальной программы реабилитации проводятся не реже 1 раза в полугодие на заседании комиссии с участием ответственного субъекта профилактики.
Органы и учреждения системы профилактики в срок, указанный в плане, направляют в ответственных субъект профилактики аналитические отчеты по реализации мероприятий плана [6].
По окончанию индивидуальной программы реабилитации с несовершеннолетним и семьей ответственный субъект профилактики:
¾ на основании полученных сведений органов и учреждений системы профилактики готовит общий анализ итогов реализации мероприятия плана;
¾ инициирует на рассмотрение на заседании комиссии результатов проделанной работы с предложениями: о прекращении индивидуальной программы реабилитации, о продолжении, о корректировке плана и другие предложения в зависимости конкретной ситуации [4].
На основании общего анализа результатов выполнения планов индивидуальной программы реабилитации с несовершеннолетними и семьями, находящиеся в социально опасном положении, на заседании выносят одно из этих решений:
¾ о необходимости продолжения;
¾ о прекращение индивидуальной программы реабилитации.