Врачевание в рабовладельческом обществе. Врачевание в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. «Гиппократов сборник» Древней Греции. Народная медицина Древнего Рима.
Врачевание в странах Древнего Востока.Сформировалось 2 направления врачевания.
1.Эмпирическое врачевание, основанное на практическом опыте.
2. Культовое (религиозное) врачевание, основанное на религиозных верованиях.
Врачевание в Шумере (III тысячелетие до н.э.).Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они назывались «домами табличек» – э-дубба (аккад. e-dub-da). К письменным источникам по истории медицины Шумера относятся клинописная табличка из г. Ниппур, содержащая 15 рецептов (конец III тысячелетия до н.э.) и оттиск печати шумерского врачевателя Ур-лугаль-эдинне из г. Лагаш (XXIV в. до н.э.).
Врачевание в Вавилонии и Ассирии (II – середина I тысячелетия до н.э.). Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории: 1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. 2. Связанные с религиозными верованиями («рука бога», «дуновение злого духа», «объятия Ламашту» и т. п.). 3. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Болезни у народов древней Месопотамии связывались не только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.
Развитие врачевания. К середине II тысячелетия до н.э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. asutu – искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu – искусство заклинателей). Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив, – прежде всего со сверхъестественными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т. п. Репутация эмпирика-асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя, в то время как ашипу всегда мог сослаться на волю божества при неудачном исходе лечения. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции. Однако в целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима (Mukallim, XIV в. до н.э.), который лечил больных в храме близ Ниппура: он успешно излечивал лихорадки и воспаление органов дыхания, кожные заболевания и травмы. Во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств (так называемого «аптекаря»), нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях – его лечение было эмпирическим. Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных. Ученики врача назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н.э. Гигиенические предписания существовали в Месопотамии издавна. Однако сточные системы в городах долгое время не сооружались. В Ассирии каналы для подачи воды начали строить в столичных городах. Так, в Ниневии в 691 г. до н.э. был воздвигнут грандиозный водопровод длиной 48 км – канал Синанхериба.
Врачевание в древнем Египте (III – I тысячелетия до н.э.).Врачевание в Египте возникло из практического опыта народа. Папирусы медицинского содержания представляют собой лаконичные практические руководства для врачей. Первые представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования. Познания египтян в анатомии были достаточно высокими для своего времени. Уже в середине II тысячелетия до н.э. древние египтяне описали внутренние органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. мышцы и др. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с влиянием догматов религии. Соблюдению гигиенических требований и связанному с ними предупреждению болезней придавалось в древнем Египте большое значение. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище. Передача медицинских знанийв древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов в крупных городах. Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству – от отца к сыну. Врачебная этика в древнем Египте требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я смогу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».
Врачевание в древней Индии(III тысячелетие до н.э. – середина I тысячелетия н.э.). Периодизация истории врачевания. В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:
1) период хараппской цивилизации (III – начало II тысячелетия до н.э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;
2) ведийский период (конец II — середина I тысячелетия до н.э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента, и началось составление «священных текстов», передаваемых в течение длительного периода в устной традиции;
3) классический период (вторая половина I тысячелетия до н.э. – начало I тысячелетия н.э., Индостанский субконтинент) – время наивысшего расцвета традиционной культуры древней Индии. Ее характеризуют высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма – первой из трех мировых религий, успехи в различных областях знаний, литературе и искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».
Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире и основывались на вскрытии умерших. Хирургия в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами.Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, лапаротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В древних индийских текстах впервые описана операция удаления помутневшего хрусталика – катаракты. Родовспоможениев древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.
Врачевание в древнем Китае (середина II тысячелетия до н.э. – III в. н.э.). Представления о болезнях в древнем Китае имели натурфилософскую основу. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий, а болезнь – как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка – ян и синдром недостатка – инь. Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки.
Методики врачевания. Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь – иглоукалывание, лат. acupunctura; кит. цзю – прижигание). На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие инь – ян. Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н.э. в связи с утверждением конфуцианства. Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа То (141 – 208 гг. н.э.). Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.
Врачевание в Древней Греции.ВРАЧЕВАНИЕ КРИТО-МИКЕНСКОГО ПЕРИОДА (III—II тысячелетия до н. э.). Центром древнейшей греческой цивилизации был о. Крит. были обнаружены санитарно-технические сооружения: система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводные каналы, сточные ямы, великолепные. банные помещения, вентиляция.
ВРАЧЕВАНИЕ ПРЕДПОЛИСНОГО ПЕРИОДА(XI—IX вв. до н. э.). Предполисный период долгое время назывался «гомеровским», так как вплоть до XIX в. основные сведения о нем давали эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей (поверхностные и проникающие ранения, ушибленные раны и нагноения, возникающие в результате укусов ядовитых змей, и т. д.). Лечение ран состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки. Врачеванием и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались как сами воины, так и искусные врачеватели, которые знали свойства целебных трав.
ВРАЧЕВАНИЕ ПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (VIII—VI вв. до н. э.). Полисный период истории древней Греции отмечен двумя важными для истории медицины явлениями: 1) формирование материалистической древнегреческой философии и 2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в древней Греции, усилением позиций религии и, как следствие, становлением храмов. Храмовое врачевание в древней Греции развивалось на фоне эмпирического врачевания. Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. Его центральным сооружением был - храм Асклепия. На территории святилища располагались также храмы в честь Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос — выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в V в. до н. э. Поликлетом Младшим. В его подземелье располагались три бассейна, сообщавшиеся с минеральным источником. Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща (воздух которой также является целебным) были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств, и потому он считался священным. На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимназий, стадион (для занятий спортом) и театр, построенный также Поликлетом.
МЕДИЦИНА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (V—IV вв. до н. э.). О медицинских знаниях классического периода истории Греции свидетельствует относительно обширная литература: фрагменты сочинений поэтов и труды философов, среди которых особое место занимают произведения Демокрита; «Гиппократов сборник» — древнейший памятник медицинской литературы древней Греции. Врачевание в древней Греции долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы. Из ранних школ наиболее известны Родосская и Киренская. Обе они рано исчезли, и сведения: них почти не сохранились. Появившиеся позднее Кротонская, Книдская, Сицилийская и Косская школы составили славу древнегреческой медицины.
«Гиппократов сборник». Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III в.до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемеев со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Со временем число рукописей превысило 700 тысяч свитков. Были среди них и 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески, на ионийском диалекте. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей древней Греции классического периода. Около 300 г. до н. э. все медицинские рукописи были объединены в «Гиппократов сборник». Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей, живших в V—III вв. до н. э. Большинство исследователей считает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», а возможно, и некоторые другие.
«Афоризмы». В них собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению.
«Прогностика» представляет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. В нем подробно описаны элементы, составляющие прогноз того времени (наблюдение, осмотр и опрос больного), и освещены основы наблюдения и лечения у постели больного.
«Эпидемии» по своему духу близки к «Прогностике». Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не эпидемические т. е. инфекционные, заразные), а широко распространенные среди народа заболевания (от греч. epi — над и demos— народ). Это эндемические болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания. В I и III частях приведены 42 наиболее интересные и поучительные истории болезней. Они дают конкретное представление об истоках клинического подхода в медицине древней Греции, когда врач ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение.
«О воздухах, водах, местностях» — первое дошедшее до нас сочинение, в котором различные формы воздействия окружающей природы на человеческий организм обобщены с позиций материалистической философии. Большое место в этом произведении уделено анализу причин возникновения болезней, которые подразделяются на две группы: 1) причины болезней, общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и 2) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого.
В «Гиппократовом сборнике» приведены описания заболеваний зубов и десен (от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости) и полости рта (гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка). При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные, строгую диету), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства). К удалению прибегали только тогда, когда зуб был расшатан. В то же время при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки достигли большого совершенства: они устанавливали кость на место и увязывали зубы золотой проволокой. В «Гиппократовом сборнике» описаны также состояния, связанные с прорезыванием зубов (лихорадка, поносы, судороги, кашель), приведены рекомендации по устранению дурного запаха изо рта.
Врачевание Древнего Рима.ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI вв. до н. э.). При царе Тарквинии Древнем (VI в. до н. э.) в городе началось осушение болотистых районов посредством каналов, была устроена сточная система и сооружена Cloaca maxima (которая действует и поныне).
МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. до н. э.— 31 г. до н. э.). В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акведуков (от лат. aqua — вода, ductus— проведение), так как подземные источники уже не могли обеспечивать всех жителей города чистой питьевой водой. Первые термы (греч. thermae — горячие бани, от thermos — теплый) г. Рима были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Для обеспечения их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения терм водой провел к ним новый акведук.
Первыми врачами там были рабы из числа военнопленных, главным образом греков. Раб лечил своего хозяина и его родственников. Высокий культурный и профессиональный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки. Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество долгое время относилось к ним с некоторым презрением.
В конце III — начале II в. до н. э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи греческого происхождения. Первым свободным греческим врачом в г. Риме считается пелопоннесец Архагат. Начало деятельности принесло Архагату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношение к нему римлян: его прозвали «живодером» и перестали к нему обращаться.
Асклепиадбыл учеником эразист-раторов, он рассматривал болезнь, во-первых, как результат stagnatio (застоя твердых частиц в порах и каналах тела), а во-вторых - как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное. Согласно этим воззрениям, Асклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов. Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах: Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать в коляске и на корабле — словом, находиться в постоянном движении.
МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ (31 г. до н. э.— 476 г. н. э.). Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров (греч. агchiatros — «верховный»). Римская наука периода империи имела эмпирическо - описательный и прикладной характер, свойственный римскому практицизму.
Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга. Он подробно описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды к артериальный проток. Притом перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как это имеет место у плода). Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак, копытных, а иногда даже львов и слонов; часто производил вивисекции. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека.
Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии.
Исходя из учения Платона о пневме, Гален считал, что в организме «пневма» обитает в различных видах: в мозге — «душевная пневма», в сердце — «жизненная пневма». Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных «сил», которые образуются при разложении пневмы.
6.Медицина в эпоху феодализма в странах Востока и Западной Европы. Эпоха Возрождения (V - середина XVII вв). Хирургия и зубоврачевание в эпоху Возрождения. Цирюльник («банщики») и их роль в зубоврачевании.
Значительное развитие в средние века на Востоке медицина получила в феодальных мусульманских державах — халифатах. Виднейшим на Востоке врачом, оказавшим большое влияние на европейскую медицину, был Ибн-Сина (Авиценна, 980 — 1037). В частности, Ибн-Сина разработал вопросы диететики по возрастам, некоторые вопросы гигиены, значительно обогатил круг применяемых лекарств. Для лечения сифилиса он применял ртуть.
С медициной стран Востока близко связана передовая медицина Закавказья. В Армении в первые века нашей эры возникли больницы со школами для врачей, разводились лекарственные растения. Врач М. Гераци (12—13 вв.) описал заразные болезни, малярию. В Грузии существовали научные центры, где изучалась медицина.
В отличие от стран Востока, средневековая медицина в Западной Европе в связи с господством церковной (католической) схоластики характеризовалась замедленным развитием и значительно меньшими успехами. В 12—14 вв. возникли первые небольшие университеты в Париже, Болонье, Монпелье, Падуе, Оксфорде, Праге, Кракове и др. В области медицины основной задачей считалось изучение и комментирование Галена, его учения о потусторонней пневме и силах, о целенаправленности процессов в организме (галенизм). Вскрытия допускались лишь в виде исключения. Фармация былатесно связана с алхимией, тщетно искавшей «жизненный эликсир», «философский камень». Накопление знаний в области хирургии связано с многочисленными войнами той эпохи. В средние века хирурги в Европе были отделены от ученых докторов и составляли особое, низшее сословие. Среди хирургов различались разные категории: собственно хирурги разных разрядов, камнесеченцы, костоправы, цирюльники. Низшую ступень в цехе хирургов занимали банщики и мозольные операторы. Крупнейшим анатомом эпохи Возрождения был падуанский ученый А. Везалий (1514—1564). На основе многочисленных вскрытий он опроверг ряд ложных укоренившихся представлений о строении тела. Труд Везалия «О строении человеческого тела» (1543) положил начало новой анатомии. Французский цирюльник А. Паре (1510—1590) ввел в употребление (одновременно с Парацельсом и другими передовыми хирургами) рациональную перевязку ран, отказавшись от их прижигания, перевязку сосудов, что сделало возможным ампутации, изобретал ортопедические приборы, новые инструменты и операции. Выдающийся математик, физик и астроном Г. Галилей активно участвовал в конструировании первого термометра.Он явился наряду с голландцами (братья Янсен и др.) одним из первых конструкторов микроскопов. После Галилея конструировал увеличительные приборы и сделал ряд открытий голландский оптик А. Левенгук (1632— 1723).
Эпоха Возрождения стала решающим этапом для становления хирургии. Изначально на тех, кто ею занимался, смотрели как на шарлатанов-кровопускателей. Но постепенно, благодаря успехам в анатомии, а также деятельности таких выдающихся хирургов, как Паре, Фошан, Гильден, Магати, хирургия была признана как полноценная отрасль медицины. Первым наиболее известным хирургом стал француз Амбруаз Паре. Он происходил их цирюльников и получал образование в больнице Парижа. По его методике ранения стали обрабатываться специальной мазью, а сверху накладывалась чистая повязка. Позже он был принят в медицинскую коллегию при университете, стал первым хирургом и акушером при дворе. Паре также принадлежало усовершенствование методов ампутации, изобретение многих хирургических инструментов, ортопедических приборов, в том числе – искусственных суставов, конечностей и зубов. В самом конце эпохи Возрождения стала развиваться и хирургическая стоматология. Толчком к этому послужил труд Фошара «Хирург-дантист», в котором он описывал болезни зубов и ротовой полости, а также протезирование. Позже им была изобретена бормашина, зубные штифты, протезы из металлокерамики, ставшие прообразом современных моделей.
Специалистами зубоврачевания были цирюльники, банщики, ювелиры, граверы и др. Единственной разрешенной для цирюльников областью хирургии было зубоврачевание: они могли извлекать зубы и делать кровопускания.
7.Медицина в эпоху феодализма в России: врачевание и зубоврачевание в Киевской Руси. Образование Киевской Руси (IX-XIII в). Формирование культуры Восточных славян с походами на Византию. Ремесленно-медицинская практика частного характера в области зубоврачевания, больничной помощи и медицинского попечительства.
Еще во времена язычества врачевание объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в ее чудодейственные тайны. Среди врачевателей-язычников были волхвы (так вплоть до XVII в. продолжали называть знахарей), ведуны, ведуньи и ведьмы (от древнерусск. ведать — знать), кудесники, чаровницыи т.д. В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами.Свои врачебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну (так называемые "семейные школы"). В лечебной практике они широко использовали различные средства растительного, животного и минерального происхождения. Так, большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений. Прекрасным лечебным эффектом обладали и природные средства минерального происхождения. При болях животе принимали внутрь растертый порошок камень хризолит. Для облегчения родовженщины носили украшения из яхонта.
Очень распространено было лечение при помощи дерева. Считалось, что дереву можно передать свою болезнь или, наоборот, получить от него силу, особенно часто прибегали к дубу. При зубной боли отыскивали в лесу старый дуб, рядом с которым били ключи, сдирали с его веток кору и, вымочив ее в роднике, носили в ладанке. При зубной боли грызли дерево.
Внучка Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, вышедшая в 1122 г. замуж за византийского императора, изучая медицину по трудам Гиппократа, Ибн-Сины и др., написала трактат по медицине под названием «Мази госпожи Зои-царицы». В трактате имеются сведения и по зубоврачеванию: описывается прорезывание зубов у младенцев и меры, которые при этом необходимо принимать, лечение зубной боли, даются советы по устранению запаха изо рта, приводятся методы лечения различных заболеваний полости рта.
Во второй половине IX в. восточные славяне объединились в могучее феодальное государство – Киевскую Русь, игравшее выдающуюся роль в политической и культурной жизни Европы того времени.
Формирование культуры Восточных славян с походами на Византию.Несомненно, что самое главное влияние Византии на культуру славян – это христианство, которое было принято именно из империи в десятом веке. Вместе с религией к славянам плавно перетекают и другие элементы культуры. Судьба последней была предопределена князем Владимиром. Во-первых, появляются первые храмы. Внутреннее их убранство, кстати, тоже было перенято из Византии (мозаики, фрески, иконы). Богослужения также велись по византийскому образцу. Во-вторых, свой расцвет переживает живопись. В-третьих, с приходом христианства развивается и литература. До этого времени ее, можно сказать, не было. В-четвертых, музыка.
В образовавшемся после объединения славянских племен обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Будучи наиболее развитым, во всех отношениях государством, Киевская Русь имела ремесленно-медицинскую практику частного характера, в том числе в области зубоврачевания, больничной помощи и медицинского попечительства. Врачевание, которым занимались светские люди, монахи и народные врачеватели, считалось почетным занятием. В древней Руси врачей называли "лечцами". Это были типичные представители народной медицины. Опыт народной медицины стал достоянием врачей-профессионалов Киевской Руси (лекарей).
8.Медицина в эпоху феодализма в России: врачевание и зубоврачевание в Московском гос-ве (XV – XVII вв). Образование Московского гос-ва.
В конце XV в. создается Московское государство. Его рост и укрепление позволили в ХVI-ХVII вв. провести ряд преобразований и нововведений в области медицины, оказавших большое прогрессивное влияние на развитие медицины в России. В 1581 г. при царском дворе была создана первая аптека, а в 1763 г. - городская аптека в Москве. В 1585-1620 гг. был организован Аптекарский приказ, при котором в 1654 г. была открыта школа русских лекарей, а в 1653 г. при Стрелецком приказе - школа костоправов. Появляются медицинские библиотеки. Организуются карантины и изоляторы для борьбы с распространением "заразных" болезней.
В Московском княжестве основным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Опыт русской народной медицины передавался в устной традиции и сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках, отражался в летописях, законодательных актах, историко-бытовых повестях.
Значительное место в лечебниках отводилось хирургии. Среди резальников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. Проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мака или вина. Инструменты проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями кишок животных. Для извлечения металлических осколков применяли магнитный железняк.
Первая аптека на Руси. Лекарская школа. Подготовка врачебных кадров. Зубоволоки. Инструменты зубоволоков (пеликаны, «ключи», дандагмы, проволочные «шины»).
В России первая аптека была открыта в 1581 году аптекарем Джеймсом Френчем,который приехал с рекомендательным письмом от английской королевы Елизаветы в группе медиков по просьбе Ивана Грозного. Первая аптека для населения в Москве была открыта в 1672 году. Предназначенная для свободной продажи лекарств, она была учреждена на коммерческой основе.
Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России — был основан около 1620 г. Он располагался на территории Московского Кремля. Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Выписывание лекарства и его приготовление были сопряжены с большими строгостями. Предназначенное для дворца лекарство отведывалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его приготовившими. Аптекарский приказ не только управлял аптеками. Уже к середине XVII в. из придворного заведения он вырос в крупное общегосударственное учреждение, функции которого значительно расширились. В его ведение входило: приглашение на службу врачей, контроль за их работой и ее оплатой, подготовка и распределение врачей по должностям, проверка «докторских сказок» (историй болезней), снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, собирание и хранение книг, руководство аптеками, аптекарскими огородами и сбором лекарственного сырья.
«Зубоволоки» умели накладывать на «червоточину» в зубах пломбы, укреплять зубы проволочными «шинами», удалять зубы. Для этого они использовали «пеликаны», «ключи» (козья ножка), «дандагму» (разновидность одонтагры).
10.Медицина в России в эпоху развитого феодализма (XVIII в). Зубоврачевание этого периода. Господство крепостничества. «Приказы общественного призрения», врачебные управы. «Инструментальная изба».
В мероприятиях и реформах Петра 1 значительное место было уделено медицинскому делу. Острая потребность в большом количестве врачей для нужд военных, служилого дворянства, купечества привела к необходимости открытия постоянных сухопутных и морских госпиталей. Первый госпиталь был открыт 21 ноября 1707 года в Москве. В подготовке врачебных кадров и развитии практической медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы (1707), открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764). Первая госпитальная школа была открыта при постоянном сухопутном госпитале в Москве (1707), руководить которой был назначен голландский врач Николай Бидлоо.
Петр владел техникой удаления зубов и нередко применял ее на практике, постоянно носил при себе два набора инструментов: математический и хирургический (в последнем находился пеликан и щипцы для удаления зубов). В 1710 году в России было введено звание «зубной врач». Зубоврачеванием занимались дантисты, цирюльники, знахари и выпускники госпитальных школ.
После издания законов "Учреждения для управления губерний Российской империи" (1775) в стране была создана новая система общественного призрения и медицинской помощи. Это были приказы общественного призрения, в задачу которых входило устройство и содержание народных школ, сиротских домов, богоугодных заведений, в том числе больниц, аптек, домов для неизлечимых больных и душевнобольных. Наряду с приказами общественного призрения в 1775 г. были учреждены должности уездных врачей. В 1797 г. в каждой губернии России появились врачебные управы, а в Петербурге и Москве их заменяли физикаты, созданные еще в 1739 г. ВРАЧЕБНАЯ УПРАВА- орган губернского управления медико-санитарным делом в дореволюционной России.
В 1718 году Петром I была открыта «инструментальная изба» для изготовления хирургических инструментов, где лично для него были изготовлены медицинские инструменты, среди которых были и зубоврачебные.