Система обеспечения качества медицинской помощи.
В системе качества медицинской помощи выделяют три взаимосвязанных элемента:
1. участники контроля (т. е. кто должен осуществлять контроль);
2. средства (с помощью чего осуществляется контроль);
3. механизмы контроля (т.е. последовательность действий).
Нормативная база делит всех перечисленных участников контроля на два звена:
1. ведомственное: медицинские учреждения и органы управления здравоохранением;
2. вневедомственное: общественные объединения потребителей; лицензирующие органы здравоохранения; страховые медицинские организации; профессиональные медицинские ассоциации; фонды обязательного медицинского страхования; исполнительные органы Фонда социального страхования; государственные медицинские образовательные учреждения; страхователей; органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы и др.
1. Ведомственное звено осуществляет контроль всех компонентов качества медицинской помощи, и включает:
1. оценку состояния и использования кадровых и материально -
технических ресурсов ЛПУ;
2. оценку профессиональных качеств медицинских работников (аттестация персонала);
3. экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
4. выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и ставших причиной снижения эффективности медицинской помощи;
5. подготовка рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
6. изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения (контроль качества результата);
7. расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
8. выбор наиболее рациональных управленческих решений и контроль за их реализацией.
На уровне ЛПУ контроль качества медицинской помощи осуществляется:
— заведующими подразделениями (первая ступень экспертизы);
— заместителями руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной помощи и др. (вторая ступень экспертизы);
— клинико-экспертными комиссиями учреждения (третья ступень экспертизы).
На уровне органа управления здравоохранением контроль качества осуществляется:
— клинико-экспертными комиссиями органов управления всех уровней;
— главными штатными и внештатными специалистами органов управления всех уровней;
В необходимых случаях привлекаются сотрудники вузов, НИИ и других учреждений на договорной основе.
2. Вневедомственное звеноконтроля качества включает:
1) анализ результатов оказания медицинской помощи населению;
2) изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;
3) проверку выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком;
4) проверку выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;
5) контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;
6) оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;
7) контроль правильности применения тарифов и соответствие предъявленных к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи и т.д.
Компетенция лицензирующего органа:
1) контроль за безопасностью медицинских услуг для пациента и персонала, их соответствие установленным стандартам при проведении лицензирования и аккредитации учреждений здравоохранения и сертификации специалистов;
2) контроль за выполнением лицензионных условий;
3) выдача лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам;
4) участие в формировании вневедомственной медицинской экспертизы и регистра экспертов на территории субъекта Федерации.
Компетенция страховой медицинской организации:
1) организация и осуществление контроля качества, объема и сроков оказания медицинской помощи штатными и внештатными экспертами в рамках заключенных договоров обязательного и добровольного медицинского страхования;
2) определение соответствия представленных к оплате счетов за оказанные медицинские услуги их истинному объему и качеству (для обязательного медицинского страхования — и территориальной программе ОМС), с правом частично или полностью не возмещать затраты;
3) предъявление претензий и исков лечебно-профилактическим учреждениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам и др.
Компетенция страхователя:
1) осуществление контроля за соблюдением условий договора медицинского страхования;
2) получение необходимой информации об организациях, имеющих право осуществлять экспертизу качества медицинской помощи населению, и порядке их деятельности;
3) получение от страховщиков информации о состоянии медицинской помощи застрахованным и мерах по ее совершенствованию;
4) доведение до сведения застрахованных результатов экспертной оценки качества медицинской помощи и принятых мерах по ее улучшению;
5) перезаключение договора медицинского страхования при неоднократных и серьезных нарушений в оказании медицинской помощи.
Компетенция профессиональных медицинских ассоциаций (в пределах, определенных учредительными документами и Уставом):
1) организация экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями и лицами, занимающимися частной практиков, являющимися членами этой ассоциации;
2) участие в разработке стандартов качества медицинской помощи, программ и критериев подготовки повышения квалификации медицинских кадров, соглашений по тарифам на медицинские услуги; участие в формировании регистра экспертов;
3) участие в работе комиссий по аттестации медицинских работников, аккредитации и лицензированию деятельности учреждений здравоохранения, квалификационных экзаменационных комиссиях.