Взаимосвязь ума с тонким элементом огня
Когда человек занимается разнообразной деятельностью, то его ум наполняется огненной силой. Активность — это одно из основных проявлений природы тонкого тела ума, поэтому очень важно знать, какие черты характера мы получаем от взаимодействия ума стойким элементом огня. Взаимодействие ума с огненной природой зависит от Солнца и даёт уму мужские черты характера, так как Солнце олицетворяет мужское начало., Тем не менее, женщины также имеют в своём уме все эти проявления. Взаимодействуя с тонким элементом огня, ум приобретает следующие качества:
• Сосредоточенность
• Способность изучать
* Способность менять настроение
Сосредоточенность
Взаимодействуя с тонким элементом огня, ум становится способным концентрироваться на том или ином объекте. Это качество характера даёт человеку возможность достигнуть поставленной цели, при условии, что внимание не будет растрачиваться по пустякам.
• Сосредоточенность в благости — это способность концентрировать внимание на процессах, приносящих очищение сознания и рекомендованных для познания такими писаниями, как Веды.
• Сосредоточенность в страсти — это концентрация внимания на материальном процветании.
•Сосредоточенность в невежестве — это концентрация внимания на недостатках других людей и негативной информации, а также сильная устремлённость любой ценой удовлетворить свои животные потребности.
Сосредоточенность в благости
Причина сосредоточенности в благости — это правильное понимание природы счастья. Изучив, что такое счастье и почувствовав духовный вкус, человек начинает использовать всю огненную силу своего ума для обретения возможности жить счастливо.
Анализируя жизнь окружающих людей, наблюдательный человек заметит, что многие несчастливы. Если посмотреть на уровень жизни на Земле, то у 80 % населения нет достаточных жилищных условий, 70 % неграмотные, 50 % недоедают. Неправда ли, мрачная картина. С другой стороны все стремятся к счастью. Складывается впечатление, что на Земле счастья нет. Но вся проблема лишь в том. что на Земле практически нет правильного понимания, что такое счастье. В зависимости от понимания человек выбирает тот или иной путь в жизни. Двигаясь этим путём, рано или поздно мы приходим к результату. Наш результат очевиден — мы попали на Землю. Земля, как уже говорилось, относится, согласно Ведам, к средним планетным системам, где преобладает качество страсти. Соответственно, на высших планетах преобладает благость, и на низших невежество. Человек в страсти стремится во чтобы то ни стало удовлетворить свои материальные потребности, считая, что в этом и заключается счастье.
На самом деле счастье на Земле есть, но оно находится немного не там, где кажется с первого взгляда- Немногие счастливчики из землян, кто заинтересовался более серьёзно вопросом, как дальше жить, заметили, что более счастливы те, кто устремили свой взор на изучение духовной природы человека. Изучая этот вопрос, можно отметить, что даже в науке уже существует достаточно данных о том, что мы не умираем со смертью тела. Душа остаётся жить после смерти тела. Также не умирает тонкое тело ума, разум и эгоизм человека. Поэтому мы не сможем взять в следующую жизнь всё, что связано с наш им те- лом: деньги, дом, своё окружение, своё положение в обществе и т. д. Однако, если человек в течение жизни уделял больше времени накоплению положительных черт характера и укреплению разума, то всё это остаётся с ним и в следующей жизни, так как тонкое тело не умирает. Таким образом, мы имеем не материальную, а духовную природу, поэтому, удовлетворяя свои духовные потребности, человек достигает счастья. Очень простая логика, неправда ли, однако, косность мышления и узы кармы не дают большинству из нас разобраться в этом вопросе.
Таким образом, сосредоточенность в благости ведет человека к изучению высшего духовного знания, и так, живя согласно духовным законам, он постепенно изменяет всю свою жизнь. Это нелёгкая задача вполне реальна для тех, кто понимает, что человек существо социальное, и направленность его сознания зависит от выбора общения. Поэтому первое, что нужно сделать тем, кто решил сосредоточиться на духовном — это выбрать себе писания, по которым строить свою жизнь. И второе — это выбрать правильное общение.
Однако, сделав такой выбор, жизнь всё равно сразу не поменяется, нужно некоторое время, пока окружающая обстановка не перестанет оказывать своего сковывающего влияния. Все мы работаем на определённой работе, где часто общение далеко не благостное. У нас также есть много дурных привычек, которые заставляют заниматься тем, что не приносит очищения сознания. Но если, несмотря на все эти трудности, человек продолжает оставаться сосредоточенным на духовном, то плохая карма постепенно начинает ослабевать, и появляется реальная возможность испытать истинное счастье.
Те из землян, кто достигает благости, попадают после смерти земного тела на высшие планеты и тысячи лет испытывают там состояние счастья, а затем, исчерпав запас своего благочестия, многие из них вновь рождаются на средних планетах типа;
Земли. Однако те, кто понял, что материальные радости это не то, что делает нас счастливыми, такие редкие личности начинают изучать, как выбрать путь к духовному счастью. Выбрав этот путь, человек постепенно освобождается от материальной кармы и попадает в духовный мир, где вообще нет смерти старости и болезней. Это возможно только в том случае, если начать с любовью и бескорыстно служить Богу и всему живому. Сосредоточенность в благости поднимает огненную энергию в высшие центры, и она становится способной полностью поменять характер. Так человек приходит к святости.
Сосредоточенность в страсти
Сосредоточенность в страсти не требует сильного осознания. Для землян вполне естественное состояние находится в страсти. И если кто-то получает чуть больше огненной силы, дающей сосредоточенность в страсти, он достаточно быстро добивается материальных успехов, большинство людей не думают, как жить правильно, а заботятся, как быть первым в том, что делают все остальные. Так, все пытаются сосредоточиться всей своей огненной силой ума на тех благах, к которым стремятся все. Природа ума — это копировать всё, что попадается на глаза. Есть такая притча о бурлаке. В Индии до сих пор существует каста людей, которые тянут лодки вдоль реки, и на берегу обычно растёт очень много колких растений. Однажды один из таких бурлаков начал мечтал о том, что бы он стал делать, если бы разбогател. Самое лучшее, что ему пришло в голову, это выстлать весь берег мягким настилом, чтобы было очень удобно тянуть свою лямку. Эта притча показывает, как мы, пытаясь быть счастливыми, упираемся головой в стену, пытаясь проломить её, не понимая, что рядом может быть дверь. Веды утверждают, что по настоящему разумен тот, кто всё свободное время изучает, какой путь быстрее ведёт к счастью. Поэтому, если появились лишние средства, то нужно не улучшать свой материальный комфорт, а использовать их для увеличения возможностей по очищению сознания. На это способны только по настоящему разумные люди.
Сосредоточенность в страсти заставляет всю огненную силу ума направить на достижение выбранного материального блага. Однако, огонь ума должен быть направлен на сжигание недостатков в характере. Естественно, что при сильной концентрации на материальных проблемах людям в страсти не хватает сил работать над собой. Поэтому любая, даже незначительная семейная ссора может длиться годами, так как у супругов не достаёт энергии решить подобный мелкий вопрос. Весь огонь ума уходит на зарабатывание денег и на достижение лучшего положения в обществе и т. д. Однако, с новыми средствами появляются новые идеи о приобретении, которые соответственно требуют больших затрат. В результате, денег как не было, так н нет. Люди в страсти пытаются дать своим детям как можно больше всевозможной информации, однако больше всего времени в воспитании надо уделять развитию хороших качеств характера. Только обретая хороший характер, человек быстро добивается всего задуманного. Однако, чтобы воспитать благостных детей, надо самому стремиться к благости. Поэтому, чтобы дети были счастливыми, родители должны подумать о том, как самим достичь счастья и тогда дети быстро всё это усвоят.
Таким образом, сосредоточенность в страсти постепенно сковывает огненную энергию ума человека. Это часто приводит к чрезмерной занятости, косности мышления, всевозможным хроническим заболеваниям, стрессам и сильной психической усталости. Иногда от безысходности и усталости может начать развиваться пристрастие к никотину и алкоголю.
Сосредоточенность в невежестве
Для понимания этого вопроса прибегнем к сравнению. Разница между поведением мухи и пчелы заключается в том, что пчела постоянно ищет нектар и отдаёт его для общего счастья. Муха ищет испражнения и приковывает своё внимание к ним. И мухе и пчеле кажется, что они делают нужное дело, однако, это Ваш выбор, дорогой, читатель с кем иметь дело с мухами или пчёлами. Тот, кто общается с пчёлами, обретает мёд, тот, кто общается с мухами, обретает осквернение.
Посмотрите, как много людей вокруг всё своё свободное время посвящают сплетням. Если рядом нет сплетника или новостей, подтверждающих, что вокруг один бардак, то жить им становится очень скучно. Однако не тут то было. Сейчас цивилизация достигла такого развития, что можно слушать сплетни целый день, не выходя из дома. Для этого существуют средства массовой информации, которые часто основное своё время посвящают не «развитию пчеловодства», а развлеканию мух. Простите все, кто почувствовал себя оскорблённым, я не хотел бы стать очередным сплетником. Однако, мне приходится говорить об этих вещах, чтобы лучше раскрыть тему. Часто мы думаем, что если целый день заниматься обличением пороков, то их станет меньше. Но это заблуждение. Все пороки, которые мы видим, всего лишь отражение грехов, которые находятся в наших сердцах, В зависимости от загрязненности сознания, человек выбирает тот или иной взгляд на вещи. Святой непрерывно думает о Боге и с состраданием рассуждает о том, как помочь несчастным. Греховный же человек постоянно ворчит и злится, так как его грехи не дают думать о чём-то возвышенном. Это и есть концентрация внимания в невежестве. Другой вид концентрации внимания в невежестве — это постоянно думать о сексе, отдыхе, еде и тихом мягком уголке.
Веды утверждают, что добродетельный человек просто своим присутствием очищает всё вокруг и делает людей счастливыми. Греховный же человек способен сделать несчастными даже тех, кто этого не заслуживает. При этом ему кажется, что он, обличая в состоянии ненависти и сильного презрения чей-то порок, делает нужное дело. Однако, в результате плохого отношения к себе, за ненавистью очень трудно услышать истину в словах такого правдивца. Чаще всего мы не замечаем, что причина подобных ежедневных обвинений — наша собственная неудовлетворенность жизнью. Человек в невежестве всегда ищет причину своих страданий в других людях и не понимает, что виной тому его плохие поступки, совершённые в прошлом. Концентрация внимания в невежестве истощает огненную энергию ума и постепенно ведёт к глубокой депрессии и разочарованию в жизни. Если Вы заметили у своих близких такой тип сосредоточенности ума, то ни в коем случае не указывайте им на это. Самое лучшее — это начать с себя. Нужно посвятить больше времени развитию в себе способности думать и говорить только о хороших качествах характера своих близких людей.
Почему же один человек добродетелен и способен быть милостивым, а другой греховный и имеет каменное сердце? Если человек не хочет использовать свой ум по назначению и посвятить жизнь самоосознанию, то неминуемо ему придётся искать счастье в материальных наслаждениях. Без счастья жить нельзя, душа постоянно ищет счастья. Устремлённость к материальному счастью требует постоянного обновления. А к чему ведёт такое обновление? Когда надоела своя жена. то такое обновление со случайными женщинами называется развратом. Когда надоело кушать столько, сколько вмещает желудок, то такое обновление называется перееданием. Если хочется чужого имущества, то это воровство. Если хочется чужой славы, то рождается подхалимство. Если хочется воспользоваться чужим знанием, то это плагиат и т. д. Таким образом, чрезмерное желание достичь материального счастья рождает греховные поступки, что приводит человека к сознанию мухи, которая способна концентрироваться только на плохом. Греховный человек не может быть милостивым. Сосредоточенность его ума, или, другими словами, его внимание направлено только на. недостатки других людей.
Сосредоточенность ума в невежестве приводит к сильному ухудшению взаимоотношений с окружающими людьми. Это в свою очередь вызывает сильные нервные расстройства и всевозможные хронические заболевания. Каждый из нас должен разобраться в этом вопросе и создать силой доброты и любви в своей семье атмосферу, благоприятную для развития духовного знания. Тогда подобные тенденции не смогут вспыхнуть ни у нас, ни у близких, и жить станет полегче.
Способность изучать
Способность изучать появляется у ума при взаимодействии с тонким элементом огня. В этой функции ум постоянно взаимодействует с разумом, который и контролирует весь процесс познания. Способность к познанию смысла жизни является основным отличием разумных живых существ от неразумных. Каждый, кто рождён в человеческом теле, может в любой момент своей жизни начать интересоваться самоосознанием.
• Изучение в благости рождает святость.
Изучение в страсти рождает гордость своей учёностью.
• Изучение в невежестве рождает страдания.
Изучение в благости
Тот, кто изучает духовное знание и применяет это на практике, обретает плоды всех видов благочестия. Об этом говорится в "Бхагавад Гите " (4.33):
«Принесение в жертву знания лучше, чем пожертвование материальной собственности. В конечном итоге все жертвоприношения помогают человеку обрести трансцендентное знание»
Принести в жертву знание — это значит оставить все предрассудки и принять духовное знание за основу своей жизни. Дальше "Бхагавад Гита" описывает, что происходит с человеком, который стремится к духовному знанию, а также что происходит с тем, кто, несмотря на очевидность его преимущества, продолжает его отвергать:
"Подобно тому, как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, огонь знания сжигает дотла все последствия греховной деятельности.
В этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентное знание. Это знание — спелый плод всего мистицизма. И тот, кто достигнет высшей ступени преданного служения Богу в должный срок насладится им в своем сердце.
Тот, кто обладая верой и стремясь обрести трансцендентное знание, обуздал свои чувства становится достойным получить это знание, и, получив его, тотчас же достигает высшего духовного умиротворения.
Те же, кто погряз в невежестве и лишён веры, кто сомневается в авторитетности богооткровенных писаний, никогда не обретут сознания Бога, но падут еще ниже. Тому, чьё сердце грызет червь сомнения, не найти счастья. ни в этой жизни ни в следующей".
("Бхагавад Гита" 4.37-4.40)
Погрязшим в невежестве людям стоит перестать упрямиться и начать изучать, как жить лучше, и тогда, по словам "Бхагавад Гиты" (4.36}:
"Даже если ты — самый неисправимый грешник, стоит тебе взойти на корабль трансцендентного знания и ты сможешь переправиться через океан страданий.”
Таким образом, духовное или, другими словами, трансцендентное знание сжигает все грехи человека и делает его святым. Психическая энергия при этом поднимается вверх и приносит глубокое счастье и самоосознание. Это знание является самым большим богатством, оно не покидает человека даже после смерти его тела. Однако все материальные блага нам придется оставить после смерти, поэтому разумные люди понимают какие богатства лучше всего копить; духовные или материальные. Дальше объясняется, что человек, постигший духовное знание, достигает высшего счастья.
Изучение в страсти
Если человек достиг высокой учёности, но при этом не избавился от гордыни, то все его познания лишь станут большим камнем преткновения в его прогрессе. Все познания призваны нести счастье, но причина всех страданий — эгоистический настрой. Поэтому самое первое, что мы должны изучить — как избавиться от эгоизма, иначе любое познание будет увеличивать гордыню всё больше и больше. Однако многие "люди стремятся обрести знание именно с целью прославиться и стать уважаемым человеком, поэтому в их жизни приобретает очень важное значение то, дадут ли за весь этот кропотливый труд исследователя учёную степень, или нет. Любая деятельность с целью обретения каких-то материальных плодов по определению Бхагавад Гиты, может дать материальное благополучие, но она никогда не очистит наше существование и не сделает нас счастливее. Устремившийся к познанию в страсти человек, не способен остановится на тех благах, которые имеет. Если кто-то начинает хорошо понимать, как добывать деньги, славу и успех, то ему очень трудно оставаться к этому безучастным. Таким образом, познание в страсти часто приводит к тому, что внешние проблемы якобы пропадают и приходит богатство, но начинают одолевать внутренние проблемы, а именно: сильно портится характер, что приносит довольно много страданий.
Итак, при познании в страсти неминуемо приходит гордость за свои достижения. Гордость рождает желание повышенного внимания, дальше неминуемы претензии к подчинённым и близким, всё это, наконец, выливается в полную потерю хороших отношений. Особенно это отражается на отношениях с друзьями, родственниками и подчинёнными. Таким образом, познание в страсти опускает огненную энергию ума в средние психические центры, не давая развиваться высшим. Занимаясь чрезмерным увеличением своей материальной квалификации, и не уделяя при этом внимания изменению себя к лучшему, человек замедляет своё развитие.
Изучение в невежестве
Познание в невежестве — это изучение того, что приведёт к полной деградации. Естественно, что если бы человек понимал свою жалкую участь в полной степени, он бы не стремился к такому познанию. Всему виной наше неправильное понимание счастья. К познанию в невежестве относится изучение, как изощрённее заниматься сексом, как обманывать, воровать, сделать какую-либо неприятность, как богатеть за чужой счёт. Многие люди всё свободное время посвящают познанию в невежестве: они смотрят по телевидению и читают различные боевики, разврат, ужасы и прочую глупость. 'Гак огненная энергия ума постепенно опускается в нижние центры и увеличивает животные потребности человека. Есть большая вероятность, что такие познания могут привести к животному телу в одной из следующих жизней. Человек совершенствуется до тех пор, пока не придёт к максимальному результату. Познающий в невежестве человек, к сожалению, весь свой опыт забирает с собой в следующую жизнь. Поэтому совершенствование в сексе и других животных наклонностях, как не печально об этом узнать, постепенно приводит человека к животному телу.
Изменение настроения
Настроение возникает в результате взаимодействия ума с чувствами. Чувства, как щупальца, постоянно ищут счастья. Если чувства в благости, то они находятся под руководством чистого разума. Желания такого человека зависят от цели, которую он ставит перед собой. Основная цель жизни человека в благости — это жить по божественным законам на радость всем живым существам- Чувства, подчинённые чистому разуму наполняются нектаром добрых дел, и при соприкосновении с ними ум умиротворяется. Действуя таким образом, человек постепенно начинает понимать, что всё в этом мире не случайно и находится в состоянии высшей гармонии.
Взаимодействие ума с природой огня приводит нас к тому или иному настроению. Чувства, соприкасаясь с разными объектами, вводят ум то в состояние благости, то в состояние страсти, то невежества.
Смена настроения сильно сказывается на работе внутренних органов, которые как антенны воспринимают всё, что приходит из тонкого тела, так как они полностью подчинены ему (тонкому телу) в своей деятельности. Фактически, бесконтрольное состояние чувств неминуемо ведёт к всевозможным болезням- Дурная привычка — это стойкая связь чувств с каким-либо нежелательным объектом. Существует множество негативных желаний, которые всегда возникают в результате разных проявлений нашего эгоизма. В результате в уме появляются стойкие отрицательные настроения, все они связаны с определёнными болезнями.
• Благостное настроение возникает в результате соприкосновения чувств с тем, что ведёт к духовному прогрессу.
• Настроение в страсти возникает от соприкосновения чувств с тем, что даёт возможность увеличить своё материальное счастье.
• Настроение в невежестве возникает в результате соприкосновения чувств с необузданным эгоизмом.
Благостное настроение
Его достигает лишь тот, чьи чувства всегда нацелены на духовное, кто способен думать о прекрасном и всегда привлечён святыми людьми и священными писаниями. Чувства такого человека наполнены счастьем и не стремятся ни к чему материальному, хотя он продолжает безукоризненно выполнять все свои обязанности в семье и на работе.
Чувства очень чутко угадывают наклонности ума и постоянно ищут возможность их удовлетворить. Кроме того, они находятся под влиянием прошлой кармы и нацеливаются на то, что им диктуют наши благочестивые и греховные поступки. Естественно, что если много жизней подряд человек творил добро, то его чувства находят только прекрасное и всегда приносят хорошее настроение. Таким образом, можно легко узнать о своих поступках в прошлых жизнях. Если в отвлечённом состоянии в голову приходит в основном позитивное, значит, в прошлых жизнях Вы сделали много добрых дел, если наоборот, то есть над чем задуматься и начать менять себя в лучшую сторону. Веды не рекомендуют отдаваться во власть чувствам и идти на поводу у неожиданно возникших желаний. Такая практика добровольных лишений называется контролем чувств. Бесконтрольные чувства постоянно терроризируют ум неожиданными желаниями, от этого сильно меняется настроение. Эффективный способ иметь хороший настрой это слушать духовную музыку. Воздействие через слух — самое глубокое, и оно сильнее всего влияет на наше настроение. Попробуйте включить в Вашей квартире музыку с повторением Святых Имён Бога на длительное время. Довольно быстро Вы заметите, как изменятся отношения со всеми близкими людьми. У меня есть много знакомых, у которых после нескольких месяцев такого слушания даже соседи переставали ругаться друг с другом. Самое интересное, что музыка звучала достаточно тихо, и они не могли ее услышать. Однако, контакт тонкого тела ума между соседями делает возможным даже такие чудеса.
Лишь тот человек, кто умеет контролировать чувства, всегда имеет настроение в благости. Мы имеем свободу выбора подчинятся своим бесконтрольным чувствам или нет. Используя чистое знание, которое смогло прийти к нам из глубины веков и дало многим людям путь к совершенству, человек должен научиться контролировать свои чувства. Цель такой деятельности — это достижение постоянной концентрации чувств на счастье, то есть на нашей духовной природе. Действуя таким образом, человек огненной силой ума очищает чувства и приобретает все положительные черты характера. Следуя таким путём, постепенно можно достичь святости.
Настроение в страсти
Огонь материальных желаний заставляет чувства находиться в страсти и гореть радостью, когда объект материального наслаждения рядом, а также гореть отчаянием, когда его нет. Так человек становится подверженным сильным колебаниям настроения. Он находится под контролем эгоистически настроенных чувств. Чувства того, кто в благости, контролируются разумом, наполненным чистым знанием, осознанным на практике. Внимательно понаблюдайте за собой, часто ли бывает так, что вновь увиденный на прилавке предмет увлекает всё ваше внимание. Так мы попадаем под контроль своих чувств. Чувства в страсти не заботятся о счастье, они просто идут на поводу у наших прошлых желаний и кто знает, чего они захотят завтра. Сегодня они хотят машину как у соседа, завтра могут захотеть именно ту самую соседскую машину. Поэтому Веды рекомендуют постепенно с помощью правил поведения в благости приучить чувства настраиваться на то, что принесет очищение сознания и счастливую жизнь. Страстно настроенные чувства всегда накаляют отношения между людьми и являются причиной психических срывов. Невыполнимые желания приводят к стойким депрессия и хроническим болезням.
Настроение в невежестве
Когда есть привычка всегда идти на поводу у своих эгоистических желаний, разум полностью теряет контроль над чувствами, и человек постепенно начинает деградировать. Ум становится очень чувствительным к тому, что мешает выполнению желаний. В результате появляется болезненность в реагировании на любые советы и просьбы что-либо сделать. Иногда неудовлетворенные желания прорываются наружу в виде истерик и гнева. Осквернённые эгоизмом, чувства ищут всё более изощрённых наслаждений и иногда заставляют человека вести себя как животное. Если нет понимания, что надо найти способ укротить свои чувства, то жизнь становится кошмарным сном. Наркотики, разврат, жестокость и, наконец, сумасшествие — вот результат, к которому рано или поздно приходят все, кто стоят на этом пути. Философия настроения в невежестве — всё, что мне нравится это и нужно делать, независимо какой результат из этого всего получается, В этом и есть главный смысл жизни. Всё остальное это просто глупость, и что бы кто ни говорил, меня это не интересует.
Таким образом, огненную энергию ума надо использовать правильно, тогда человек становится здоровым и умиротворённым.
Кроме всего сказанного следует отметить, что тленную силу ум получает от Солнца, и эта та сила, которая даёт нам огонь пищеварения, способность усваивать питательные вещества, иммунитет, телесное тепло и многие другие физиологические процессы. Все они находятся под контролем тонкого тела ума, а их деятельность связана с нашими психическими функциями, то есть мировоззрением и образом жизни. Таким образом, существует пищеварение в благости, страсти и невежестве. Пищеварение в благости даёт здоровье, в страсти приводит к болезням, а пищеварение в невежестве способствует психической деградации. Корень всех проблем со здоровьем — это неправильная работа ума. Поливая корень (ум) дерева (тела) мы питаем всё дерево. Поливая ветки и листья, мы рискуем его иссушить. Если человек, действительно хочет изменить своё здоровье, он должен понять что, надо начать работать над своим умом, а это возможно только с помощью самоосознания и изменения мировоззрения. Попытки воздействовать только на химический состав организма, который находится под полным контролем ума, не приведут к хорошему результату, хотя временно могут облегчить нашу жизнь. Ум может стойко поменяться, только в результате смены мировоззрения, но не от таблеток