Харапская цивилизация.Строительство городов.
САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Расцвет хараппской культуры(конец III — начало II тыс до н. э.)
Характерные черты: монумент. архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.
Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто более 800 поселений) велось по плану. Прямые улицы, ориен-ые с запада на восток и с юга на север.
В городе имелись санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации.
Были купальни. В ее центре размещался бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12.м, шириной 7 м и глубиной около 3 м Дно бассейна было покрыто битумом. С обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной:. Здесь же располагались 2 бани, которые нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.
Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот
6.4 веды, их содержание
ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД
Сведения о врачевании ведийского периода ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» - веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к 11-10 вв. до н. э.) и «Атхарваведе»- веда заклинаний и заговоров, 8-6 вв. до н. э.).
В ведийский период медицинские знания переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.
Главными медицинскими божествами ведийского периода:
близнецы Ашвины — боги-врачеватели и хранители
Рудра — владыка лекар. трав и покровитель охотнико
6.5 Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» (датируется I—II вв. н. э.) и «Сушрута-самхнта» (датируется IV в. н. э.).
Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; «Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.
6.6 Развитие оперативных методов врачевания.Они отлича-юсь смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в.,
6.7Гигиенические традиции. закреплены в «Предписаниях Млну»:
Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой.
Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.
Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом; и почтить богов.
6.8Врачебные школыСреди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила в нем в течение семи лет учился медицине Дживака—знаменитый врачеватель при дворе ма-гадхского царя Бимбисары . Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей.
8.1, 8.2 Роль Древней Греции в истории мировой культуры и медицины. Периодизация и хронология истории и врачевания Древней Греции. Источники информации о врачевании и медицине.
Крито–ахейский период (III–II тысячелетия до н.э.). Санитарно–технические сооружения цивилизаций на о. Крит (с конца III тысячелетия до н.э.).
Предполисный период (XI–IX вв. до н.э.). Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея” (VIII в. до н.э.) о помощи раненым и врачевании времен Троянской войны (1240–1230 гг. до н.э.) и последующего периода. Эмпирический характер врачевания.
Полисный период (VIII–VI вв. до н.э.). Греческая мифология о врачевании; боги — покровители врачевания (Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакея). Первые асклепейоны (с VI в. до н.э.). Храмовое врачевание. Становление греческой натурфилософии (Фалес, VII в. до н.э.); ее влияние на развитие врачевания. Лечебницы (ятреи).
Классический период (V–IV вв. до н.э.). Формирование (к V в. до н.э.) древнегреческой материалистической философии; ее влияние на развитие врачевания. Демокрит (460–371 гг. до н.э.).
Учение о четырех соках организма и представления о здоровье и болезни. Врачебные школы Древней Греции: кротонская, книдская, сицилийская, косская. Их выдающиеся врачеватели. Академия Платона (428–347 гг. до н.э.). Появление "свободных искусств" в образовании.